Интервью

"Я недооценивала ситуацию в Rambler", - Ольга Турищева, генеральный директор Rambler Media

"Я недооценивала ситуацию в Rambler", - Ольга Турищева, генеральный директор Rambler Media

После назначения гендиректором Rambler Ольга Турищева обнаружила, что в технологическом отношении эта компания застряла в конце 1990-х

Rambler, в течение пяти лет остававшийся единственной публичной компанией российского интернета, 31 декабря проведет делистинг с Лондонской фондовой биржи. Такое решение принял его основной акционер - медиахолдинг «Проф-медиа», недовольный непопулярностью акций Rambler у инвесторов и постоянно падающей капитализацией компании. С момента размещения стоимость Rambler снизилась вдвое, а доля на рынке поиска - в 10 раз, компания трижды меняла руководство. О новой жизни некогда самого популярного поисковика рунета «Ведомостям» рассказала ее гендиректор Ольга Турищева.

- 31 декабря Rambler уйдет с Лондонской фондовой биржи. Как вы думаете, правильное ли решение приняли акционеры? Вам не жаль вдруг оказаться в частной компании после того, как вы много лет проработали в компании публичной («Вымпелком»)?

- Эмоционально это может показаться слегка грустным событием, ведь Rambler - единственная российская интернет-компания, торгующаяся на зарубежных площадках. Но с рациональной точки зрения это абсолютно правильный шаг. Компания стоит на пороге перемен, и делистинг даст нам возможность сконцентрировать все ресурсы на операционной деятельности. В публичной же компании много усилий и времени уходит на взаимоотношения с инвесторами. К тому же денег сэкономим. AIM, конечно, не самая дорогая площадка, но отказ от публичности сохранит нам несколько сотен тысяч долларов в год. Для меня это абсолютно разумный, последовательный поступок акционеров: еще когда я обсуждала с руководством «Проф-медиа» предложение возглавить Rambler, Рафаэль Акопов подчеркивал: Rambler для «Проф-медиа» - ключевой, стратегический актив. Увеличение доли эту мысль вполне подтверждает. Каких-то особенных изменений я при этом не ожидаю: «Проф-медиа» и так наш контролирующий акционер, с которым мы активно поддерживаем рабочие взаимоотношения.

- Как изменится жизнь компании после делистинга? Будете ли в каком-то виде публиковать финансовую отчетность - например, в составе отчетности «Проф-медиа» после ее выхода на биржу?

- Есть ли жизнь после делистинга?! Если серьезно, то для большей части компании - наших разработчиков, продуктовиков - никак не изменится. У меня вот разве что освободится еще немного времени для моей команды. О планах «Проф-медиа» ничего конкретного сказать не могу, но если компания станет публичной, то, вероятно, наши цифры будут появляться в составе их отчетности. Мы же в любом случае будем продолжать готовить отчетность по МСФО, хотя вряд ли станем вывешивать ее в свободном доступе - только для акционеров компании.

- Вы пришли в Rambler из «Вымпелкома», это крупная, успешная на своем рынке компания. Почему решили сменить работу в сотовой компании на интернет?

- Решение принималось во многом интуитивно. У меня существует определенная модель выбора места работы: я выбираю отрасли с большим потенциалом развития. Например, я начала заниматься бытовой техникой в итальянской Merloni Elettrodomestici, когда этого рынка в России еще не было, а лозунг «Стиральную машину - в каждый дом» казался абсурдным. Сейчас стиральная машина есть в каждой квартире, и это считается нормой. В телеком я пришла в январе 2001 г., когда рынок только формировался и проникновение сотовой связи было всего 20%. И «Вымпелком» тогда переживал отнюдь не лучшие времена - как с точки зрения позиции на рынке, так и отношения к бренду. Сейчас это одна из самых динамичных отраслей.

В телекоме я проработала восемь лет и всегда задавалась вопросом - какая отрасль будет следующей? Медиа и интернет оказались тем направлением деятельности, которое мне было интересно. В России этот рынок еще окончательно не сформирован. Проникновение интернета в России составляет всего 36%, а уровень грамотности в этой области совсем начальный. В Европе и США большинство сервисов переместилось именно в интернет, и рано или поздно это произойдет и в России.

Реклама в рунете сейчас всего лишь 9% от всего рекламного пирога. Полностью переносить западную структуру, где доля интернета бывает больше 20-25%, в Россию бессмысленно, но уже очевидно, что интернет будет постепенно отъедать долю рынка, по крайней мере у прессы и радио, вероятно, и у ТВ. Поэтому возможность перейти в интернет-компанию показалась мне привлекательной: конечно, в последние годы Rambler терял долю рынка и риск велик, но на самом деле компаний уровня Rambler и с его потенциалом не так уж много.

- В этом году Rambler покинул практически весь топ-менеджмент во главе с гендиректором Марком Опзумером. С вашим приходом компания отметила уже третью смену команды за последние три года (в 2007 г. с поста гендиректора ушла Ирина Гофман). Чем вы объясняете столь частые перестановки? В каком состоянии вы получили компанию?

- Конечно, по факту я недооценивала ситуацию и происходящие в Rambler процессы, поскольку раньше была довольно далека от этого бизнеса. Когда я пришла сюда, то сразу поняла, что задача будет тяжелой и, чтобы вернуть лидерство, в компании необходима полная структурная перестройка. Первое, с чем я столкнулась, - люди здесь не верили в то, что ситуацию можно изменить. Все говорили: «Ничего не получится, потому что у Rambler плохая карма». Упадническое настроение было одной из глубинных структурных проблем Rambler, и я, честно говоря, не подозревала, что мне придется в такой мере столкнуться с проблемой мотивации сотрудников. Сейчас атмосфера меняется, «карма» явно становится лучше. Кроме того, Rambler довольно давно не инвестировал в развитие технологий, в частности в поиск, почту. Здесь было очень много сделано 10 лет назад, а потом все это поддерживалось на плаву, в то время как рынок шел вперед.

Было трудно: после ухода ряда ключевых людей старой команды все лето в Rambler практически отсутствовала первая линия топ-менеджеров: не было финансового, коммерческого директоров, директора по продуктам и т. п. Все это происходило на фоне падающего рынка.

- Не боитесь оказаться очередным временным менеджером на короткий срок?

- Совершенно искренне: я об этом даже не думаю. Мне интересно, и это моя главная мотивация. А так, поживем - увидим.

- Как вы расставались с прежней командой?

- Почти со всеми мы расстались без конфликтов: сложилась такая ситуация, что многие люди дальше развиваться в этой компании не могли - их ожидания и интересы Rambler не совпали. Например, весной от нас ушел директор по продуктам Аркадий Морейнис. Он человек с предпринимательской жилкой, а наша задача - создать большую компанию с понятной системой принятия решений, компанию, которая в течение 5-6 лет могла бы увеличить свою капитализацию в десятки раз. В результате он ушел заниматься собственными проектами.

- По каким критериям набирали новую команду?

- При подборе новой команды основным критерием с точки зрения человеческих качеств была любознательность и ориентация на результат: важно, чтобы при столкновении со сложностями сотрудники могли выстоять и двигаться к поставленной цели. С точки зрения профессиональной мы искали сотрудников в разных индустриях. Например, финансовый директор Андрей Терехов раньше работал в Philip Morris, а потом в X5 Retail Group - это хорошая, жесткая школа для финансистов. Коммерческий директор Сергей Хрусов занимался развитием бизнеса в Procter & Gamble. Там он много работал с корпоративным сегментом, а для нас это важно, поскольку Rambler не занимается прямыми продажами. Бренд-менеджер к нам пришел из Gillette, а в дирекции по продуктам у нас собрались как собственные сильные люди, так и выходцы из Google, Yandex.

- Как повлиял срыв сделки с Google (американская компания хотела купить «дочку» Rambler «Бегуна» и установить свой поиск на rambler.ru) на развитие компании? Планируете ли продавать «Бегуна»?

- С определенностью могу сказать только одно: «Бегуна» мы продавать не планируем. Наличие собственного монетизатора - большое преимущество для Rambler. Хотя «Бегун» сейчас все больше развивается как рекламное агентство: он активно растит свою партнерскую сеть, которая приносит ему большую часть выручки. Именно в этом мы видим будущее «Бегуна» - он будет развиваться как высокотехнологичное, инновационное рекламное агентство и когда-нибудь будет монетизировать трафик самых разных поисковых машин. Стратегия «Бегуна» - это создание «супермаркета» в интернете, который монетизирует большие объемы трафика. Так, недавно он начал монетизировать российский трафик Yahoo!, и, хотя он пока небольшой, здесь очень важен прецедент - «Бегун» уже работает как агент для различных поисковых машин.

- Ходят слухи, что «Бегун» ведет переговоры с Google о монетизации его российского трафика, это так?

- Комментировать переговоры «Бегуна» не могу. Но могу сказать, что доля рынка поиска Google в русскоязычном поиске - около 35%, а на рынке контекстной рекламы в прошлом году была не более 10%, так что ему есть куда расти.

- В прошлом году акционеры Rambler вдруг объявили, что компания перестает фокусироваться на поиске и становится медийной компанией. Но после неудачи со сделкой с Google стало понятно, что необходимо что-то делать с поиском, доля которого падает. Будет Rambler развивать свой поиск или ищет других партнеров?

- Поиск Rambler постоянно терял свою долю на рынке и особенно резко начиная с 2007 г. Мы, безусловно, потеряли время. Кроме того, команда была демотивирована происходящим в последний год в отношении поиска. Сначала моей основной задачей было остановить падение доли рынка, и это произошло - летом она стабилизировалась. Сейчас мы продолжаем инвестировать в развитие собственного поиска, тем не менее не исключаем и варианты партнерств. Поиск - это непростая история.

Важно отметить, что, даже если мы будем рассматривать варианты партнерств, мы будем продолжать работать и над собственным поиском. Что касается традиционного поиска по интернету, то нужно признать, что Rambler в свое время сделал стратегический просчет. Но технологии поиска постоянно развиваются, и у пользователей возникают новые потребности. Важна скорость и удобство решения их задач. Поэтому мы видим возможности роста для нашего поиска в принципиально новом подходе к организации информации и ориентируем нашу поисковую команду на эксперименты. Не говорю, что это наш путь, но посмотрите, например, на Cuil.com. Кроме того, наличие собственных поисковых технологий позволяет улучшить качество многих сервисов.

- А какие варианты партнерств рассматриваете? Пытаетесь опять договориться с Google или «Яндексом», Microsoft?

- Мы встречаемся с разными поисковиками, но рассказывать о каких-то договоренностях пока рано. Если мы пойдем на партнерство, то это должен быть качественный продукт, который сразу даст большой рывок для нашей аудитории. Я не исключаю, что Rambler, как и Mail.ru, будет сотрудничать с другим производителем поиска и параллельно развивать свой собственный. Если дойдет до конкретных договоренностей, выберем того, у кого условия лучше.

- Со следующего года поиск от Google появится на портале Mail.ru. Как вы относитесь к этой сделке, учитывая, что в прошлом году сделку между Rambler и Google заблокировала ФАС?

- Нужно подчеркнуть, что в прошлом году ФАС запретила продажу «Бегуна», это, в общем, не связано с установкой чьего-то поиска. Просто тогда, насколько я понимаю, из-за этого запрета не сложилась вся сделка. Но вообще, мне сложно комментировать - я в компании с весны 2009 г.

- На чем же теперь сфокусируется Rambler? Сколько и во что готова инвестировать компания?

- Мы поставили себе задачу расти быстрее, чем интернет, и увеличить долю аудитории портала. Для этого нам нужны активные пользователи, для которых интернет - это инструмент, позволяющий разнообразить каждодневную жизнь, делать ее легче и удобнее. Эти люди все время в авангарде событий, все время в движении. Привлечь эту аудиторию, как нам кажется, могут качественные и технологичные сервисы.

Именно с этой точки зрения мы и рассматриваем проекты. Мы инвестируем в те проекты, которые могут нам дать рост аудитории, а это прежде всего поиск и коммуникационные сервисы: почта и мессенджер, агрегатор социальных сетей, фото и видео. Так, за этот год мы модернизировали около 40% серверного парка. Сейчас мы работаем над улучшением почты, вводим новый функционал.

Следующий важнейший сервис - новости, портальные и проекта Lenta.ru, за которые мы в этом году получили премию рунета. Мы будем развивать их дальше, предоставляя читателям более глубокий и разносторонний обзор основных событий. Опять же - более качественный сервис.

Кроме того, мы перерабатываем ряд сервисных проектов - например, «Недвижимость»: теперь он будет ориентирован не только на покупку и продажу недвижимости как таковую, а будет помогать отвечать на вопрос, где лучше жить, с учетом особенностей инфраструктуры, природы и т. д.

- Как Rambler переживает кризис? Продолжает ли падение рынок интернет-рекламы, как ощущает себя Rambler на фоне остальных? Каковы ваши прогнозы на 2010 г.? Снижаете ли вы цены на рекламу?

- Рекламный рынок стабилизировался, и в 2010 г. в рублевом выражении мы, как и большинство экспертов, ожидаем небольшой рост рынка. У Rambler очень сбалансированный портфель доходов от контекстной и медийной рекламы - примерно 50 на 50, как и на рынке в целом, что обеспечивает нам устойчивое положение. Кроме того, важное преимущество Rambler - качественная аудитория портала. Эти факторы позволяют нам добиваться эффективной монетизации даже в условиях кризиса. Что касается цен, то сейчас ведутся активные переговоры по прайс-листам на следующий год. Надеемся, что у основных игроков хватит благоразумия направить свои усилия на развитие рынка.

- Вы проработали в Rambler девять месяцев, можно ли уже говорить о результатах?

- Да, первые результаты есть: в ноябре впервые мы росли быстрее, чем интернет в целом, и быстрее крупнейших порталов рунета. Конечно, когда ты на протяжении нескольких лет теряешь долю рынка, довольно сложно ее быстро восстановить, но мы надеемся, что это первые признаки разворота. Кроме того, мы провели ревизию проектов. Неперспективные проекты закрыли. Сфокусировались на главном: новостях, коммуникациях, поиске, сервисных проектах. Впрочем, важнее цифр - создать в компании атмосферу, которая способствовала бы генерации новых идей и новых продуктов.

Факты

Всего 3,7%

Столько поисковых запросов в русскоязычном интернете приходилось на Rambler в ноябре 2009 г. Лидерами этого рынка были «Яндекс» (58,7%) и Google (23,3%), еще 10% было у Mail.ru (использует поисковик «Яндекса»).

Ведомости
Advertology.Ru

28.12.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.11.2024 - 17:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация