Новости компаний

Поймать Зверя

Поймать Зверя

С 4 декабря  по 14 февраля в галерее Полины Лобачевской на Малой Дмитровке состоится уникальный проект - первая мультимедийная выставка, посвященная Анатолию Звереву

Об Анатолии Звереве (Толечке, Анатоле, Тимофеиче, Звере - как именовали художника «увековеченные» его щедрой рукой

полмосквы) написано так много, что он превратился в какой-то местный Таити, застроенный рядами баек, уставленный альбомами и замусоренный подделками. Московский Моцарт, Рембрандт, Ван-Гог, Лао Цзы, и много кто еще - в одном лице он сам при жизни и после увенчан лаврами многочисленных выставок как блаженный и флагман второго русского авангарда. К чему же еще одна - после стольких первопроходцев, среди которых  - художники, коллекционеры, искусствоведы  - мощный фильтр, не пропустивший ничего?

Дело в том, что Зверев сам - фильтр. Поросший легендами, критикой и маркетингом, он  так и не вошел на исторический эскалатор, заняв на нем ступеньку«З», а продолжает жить где-то в глубине мотора, архетипическим москвичом-российцем, фрактальной кляксой, геномом, вшитым в иероглиф А/З.

Невозможно провести черту между его жизнью и живописью, профилем и графикой. Иногда кажется, что взорванная межсезоньем 60-х страна была просто в кассу его перманентного перформанса, и Зверевскую поговорку о том, что он писал «кровью» можно прочитать и наоборот: брошенный в навоз повседневности, он не искусство превращал в жизнь, а жизнь возводил в  универсальную степень арта.

Самоучка и чудак, драчун и «алкаш», гневливый любовник и растратчик таланта, он ест руками хаос собственной стряпни и ночует где придется, в детском угаре пинает мяч «за «Спартак» и, чуя опасность,  «утекает» от стражей социума. Социум в долгу не остается: урочище для юродивого - психушка и травмопункт. Добропорядочные «сальери» кидают в спину: не состоялся, исписался, загубил. Загнанный Зверев почти верит, но продолжает, не заботясь о завтрашнем дне, как Паганини, на «подрезанной» скрипке - стремительно орудовать раскрошенной гуашью.

Жадно, «по-обезьяньи», чем и как попало, стоя и лежа, брызгаясь и плюясь, пуская в нос дым, а в ход - пепел и муку, он возит подручный инструмент «мордой» по листу на глазах у всех, в точности так, как судьба возит по земле его самого. Потоки воды и краски щедро достаются зрителям, как достаются потомкам уцелевшие от дачных пожаров продукты «горения».

За несколько десятков лет анекдотического либретто Зверев умудряется, не выбиваясь из триады «портрет-пейзаж-натюрморт», смазать будни дюжине стилей, приемов, и техник и, спутав карты критикам, ворваться из современного искусства в contemporary art, не только гением графики и живописным ташистом, но и патриархом перформанса: 20 лет неугасающего людского внимания к тому, как практикует Зверев -  все еще рекорд.

Не мешающий красок Зверев не смешивается и с мировым контекстом: ни абстракционизм Поллока, ни аутизм Бойса будто не для  него: подставивив голую спину городу, Зверев балансирует на грани: «Я жил только для вас, а один я существовал». Однако попробуйте сегодня представить его «человеком-собакой» соц-арта, и рядом возникнут тени незримых и неведомых Звереву «оруженосцев». «Солнцем была полна его голова» - укажет тень Поллока. «Он предпочитал Пушкину Лермонтова», - припомнит Бойс. И предъявят доказательства, где по соединенным штатам хаоса световым мастихином вырезано германское одиночество.

«Спас», - скажет необразованная бабушка об одном из автопортретов, найденном (понятное дело) на кладбище. Затерявшиеся ли во вселенной Кихот и Санчо или слившийся с крестом Христос, нервный Марсо или брюзглые москвичи - зверевский замес схватывается сразу: там, где у других светотень, у Зверева тенесвет. «Подрастешь, будешь похож», - не раз обещает он обескураженному натурщику. Так и выходит: с годами «старик» или «детуля» дорастает до «увековеченной» кондиции.  Зверев уверен: «Если тебя рисую я, значит, это ты!»



Клокочущая клоака жизни - аватара «звериной» живописи, а в ней - перпендикуляром - изысканность графики, лаконизм и гармония структуры. Ее биографические параллели -  болезненная чистоплотность - до брезгливого перемывания рюмок и знаменитого ношения рубашек наизнанку, оберегающего кожу от следов машинной обработки, острота и верность суждений об искусстве и мире, бездонность и прозрачность самобытной философии, родившейся в мозгу из какого-то мирового нуля или, как говорили,  пролитой Богом из случайно опрокинутой чаши. Зверев, согласно легенде, тоже, кстати,  опрокидывает - кастрюлю компота на ковер, и с той же целью - проверки на любовь. Чем далее либретто, тем очевиднее, сквозящая в юродстве аскеза ритуала. Иначе откуда бы взяться снайперской хватке глаза и уникальному методу безотходно-чистой кисти? Что заставляет Сикейроса не сомневаясь, присудить золотую медаль неизвестному русскому Матиссу? Кто выводит из-под руки девятилетнего ребенка лучшее, что, по словам художника, он написал за всю жизнь - акварельную чайную розу? «Драгоценность прикосновения» - приговор Фалька - как оправа для странного минерала.

Повертеть его в руках - прибавится скульптура, поэзия, музицирование, шашки... Дальняя проекция взъерошенности Зверева -  бородатость Леонардо.


«Мне хотелось бы, чтобы все рисовалось само собой - как подумал, так и рисовалось. Как в природе. Все готово, надо только уметь пользоваться». Безыскусная взвесь тяжелых и легких частиц, пропускающая свет сквозь цветную муть, Зверев будто хранит то, что даосы называли нравственностью воды. «Ничтожный отголосок прекрасного сна» его талант воспроизводит джазовый ритм яви, тем самым представляя какую-то органическую медиа-структуру. Зверев актуален не столько потому, что «гнусная российская действительность» по сути своей мало изменилась, и мы по-прежнему барахтаемся в просроченной гуаши, сколько в силу практики контрапункта, пронзающего шум цвета мелосом линии, возводящего физическое потрясение в трансцедетный покой, жизнь в живопись, речь в афоризм. «Он говорил иносказаниями или вращал корневую структуру слова, вытягивая через фонетику самоценный смысл». - свидетельствует Галина Маневич. Вписанный в орнамент картины вензель «АЗ» - не каприз малюющего набело гения, а нестираемая руна зрительского «Я».

«Зачем мне любить искусство? Пусть оно любит меня» - говаривал Зверев. Интересно, как? Наверное, так, как он это делал сам - ухватив объект и выпив суть. Пардон, себя. Просто раньше этот зверевский жест с разным успехом пытались сделать мемуаристы и исследователи, а теперь  настала очередь  куратора. Выставка в галерее Полины Лобачевской - первая попытка сделать что-то не о Звереве, а по-Зверевски.  Наплевать на «доску почета», поискать новые, адекватные инструменты. И коротким, снайперским взглядом исхитриться и поймать Зверя: «Садись, детуля, я тебя увековечу!». Так проект и называется.

 


В программе выставки

8 автопортретов и документальный фильм Валерия Золотухи (ПРЕМЬЕРА)
14 женских портрета и медиаопера Ираиды Юсуповой и Александра Долгина (ПРЕМЬЕРА)

В статье использованы фотоколлажи Александра Долгина из архивных фотографий и произведений Анатолия Зверева

Юлия Квасок
Advertology.Ru

23.11.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Энергия шрифтов 2

Энергия шрифтов 2
Энергия шрифтов 2. Книга "Энергия шрифтов 2" предлагает читателю более 1600 различных шрифтов, созданных в самых известных на сегодняшний день дизайн-студиях всего мира для дизайнеров, режиссёров, арт-директоров и типографов, и рассказывает о лучших работах. "Энергия шрифтов 2" поможет Вам найти наиболее высококачественные и современные шрифты. Вы узнаете о таких агентствах, как No Bodoni, Underware, You WorkForThem, а также Parkinson, Holland Fonts и Neufville Digital. Стили шрифтов варьируются от лучших классических работ Франсистека Сторма до новейших работ студии Atomic Media. Полный список дизайнерских мастерских, их веб-сайтов и телефонных номеров позволяет читателю напрямую задать интересующий его вопрос дизайнеру. Не менее полезны окажутся глоссарий терминов по типографике и индекс для быстрого поиска. "Энергия шрифтов 2" издана вместе с диском. Книга и диск - это лучший способ найти универсальный шрифт на все случаи жизни или же особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 00:18
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация