Интервью

"В Сети царит феодальная раздробленность и анархия"

"В Сети царит феодальная раздробленность и анархия"

Юрий Мильнер, крупнейший инвестор в российском интернете, рассказал, почему он состоит в четырех социальных сетях и как будет бороться за то, чтобы корреспонденты «Секрета фирмы» оставались пользователями его проектов

Компания Digital Sky Technologies переехала в башню «Москва-Сити» почти год назад - Юрий Мильнер одним из первых арендовал там офис.

Ему здесь нравится. Свободная парковка, нет утренних очередей у лифтов, да и вид из окон на 57-м этаже открывается стратегический. Даже с застывшими справа и слева высотками, которые владельцу Mirax Group Сергею Полонскому уже, видимо, никогда не довести до ума, Мильнер готов мириться: «Когда тут все построят, проехать сюда на автомобиле будет уже практически невозможно»,- говорит он. Такой вот парадокс: что Мильнеру хорошо, то Полонскому - очередной слезный пост в ЖЖ.

У компании, управляющей инвестициями в виртуальный бизнес, даже в кризис дела идут лучше, чем у ее арендодателя из «реальной экономики». Настолько лучше, что Юрий Мильнер не побоялся инвестировать прибыль от своих проектов в новое приобретение: в мае 2009-го он купил за $200 млн 1,96% американской социальной сети Facebook. СФ Юрий Мильнер дал первое в своей жизни крупное интервью.

«Секрет фирмы»: Недавно президент России Дмитрий Медведев причислил крупнейшие российские порталы к национальному достоянию. Согласны?

ЮРИЙ МИЛЬНЕР: Безусловно. Ведь по большому счету интернет как крупный бизнес существует всего в нескольких странах: Россия, Китай, Южная Корея, Япония, США. Я сейчас говорю о странах, которые смогли создать проекты со значимым посещением. У нас есть люди, способные писать программы на мировом уровне, люди с сильным предпринимательским духом, не собирающиеся выходить из бизнеса через несколько лет после старта. В то же время я знаю множество европейских проектов, чьи основатели продавали их на очень ранних стадиях. Не было амбиций, нужных для того, чтобы построить компанию мирового уровня.

СФ: Допустим, в России есть сайты, способные конкурировать с американскими на равных. Но ведь ничего уникального-то мы не придумали.

ЮМ: Не совсем так. Да, до недавнего времени мы в основном копировали лучшие мировые образцы. Но за последние год-два я наблюдаю интересные новаторские вещи. Например, попытка построить полностью замкнутую социальную сеть. Если ведущие американские проекты, такие как MySpace, Facebook - это открытые системы (позволяют свободно индексировать контент, поощряют трафик из своей зоны в открытый интернет посредством ссылок), то «В контакте» превращается в своеобразный интернет в интернете. Говорят, «В контакте» - аналог Facebook. В последние год-два это уже совсем не так.

СФ: В 1990-х вы управляли инвестициями в реальную экономику и к Сети не имели никакого отношения. Как родилась эта инвестиционная идея?

ЮМ: После кризиса 1998 года я обратил внимание на бурное развитие интернета в Америке. Мне показалось, что интернет окажет серьезное воздействие на многие стороны нашей жизни. Безусловно, в существовавших тогда порталах сложно было разглядеть такой серьезный потенциал. Но я подумал, что это вопрос времени. Примерно в 2000 году мы с партнером Григорием Фингером потихоньку начали инвестиции в Рунет.

СФ: Мы с приятелем в 2001 году тоже стали инвесторами - вложили целых $100 в две американские интернет-компании. Через две недели NASDAQ рухнул, и это надолго отбило желание иметь дело и с инвестициями, и с интернетом.

ЮМ: Это не могло не разочаровать. Крах доткомов существенно изменил нашу жизнь в последующие несколько лет. Пришлось спасать наиболее жизнеспособные части тех проектов, в которые мы уже инвестировали - Mail.ru, Molotok.ru и другие. Привлекать дополнительные деньги в проекты было невозможно, а рекламный потенциал Рунета на тот момент не позволял им работать на самоокупаемости. В 2001 году мне пришлось возглавить Mail.ru, кто-то ведь должен был принимать непростые решения. Одним из них было 80-процентное сокращение штата. До 2004 года нам было очень непросто. Но волна кризиса смыла пену. Те, кто все эти годы продолжал бить в одну точку - Google, eBay, Yahoo,- дожили до осуществления своей мечты.

«У нас два основных орудия производства - сервера и мозги»

СФ: Год назад ходили слухи об IPO «Яндекса» - тогда они могли выручить до $1 млрд. Неужели Рунет может освоить такой гигантский бюджет?

ЮМ: Я не знаю подробностей; возможно, большая часть этих средств предполагалась для нынешних акционеров «Яндекса». Удивительно, что сегодня, даже несмотря на кризис, все крупные проекты Рунета прибыльны и не нуждаются в серьезных инвестициях.

СФ: Да, 46-процентная рентабельность по EBITDA у вашего Mail.ru за 2008 год впечатляет.

ЮМ: Это эффект экономии на масштабе. У нас два основных орудия производства - сервера и мозги. Если мозги дорожают, то сервера год от года дешевеют. Так что мировой тренд тут на нашей стороне. Деньги в Рунете сейчас нужны мелким проектам, но им не нужно много денег. Так что я бы не назвал Рунет инвестоемким сектором.

СФ: Есть ощущение, что все стоящее уже раскуплено.

ЮМ: Никогда не говори «никогда». Постоянно появляются небольшие проекты, которые могут стать большими. Те же «Одноклассники» или «В контакте», которые возникли из очень небольших «ядер» и стремительно выросли.

СФ: И все же последняя ваша сделка - инвестиции в американский Facebook.

ЮМ: Мы и в России ищем новые бизнес-модели, у которых есть потенциал.

СФ: Раньше наверное было проще искать? Берешь американский интернет, смотришь, что выстрелило, реализуешь у нас. А сейчас мы идем по большей части нос в нос. Остались какие-нибудь опережающие индикаторы, по которым можно понять, куда имеет смысл вкладываться?

ЮМ: Проект, растущий без рекламной поддержки,- вот лучший опережающий индикатор. Это значит, такой проект нужен людям. Вообще мы с вами являемся свидетелями революции и в этой области: если раньше для старта проекта был нужен отдельный сайт, то теперь можно, используя простые программистские инструменты, сделать довольно сложное приложение, и оно станет сразу же доступно для всей аудитории соцсети. Это настоящая инвестиционная революция. За последние два года в Facebook, например, появилось более 300 тыс. таких пользовательских приложений, и количество людей, вовлеченных в процесс создания этих приложений, растет. Мы все чаще рекомендуем молодым ребятам, которые приходят к нам за инвестициями, испытать свою идею, создав приложение в соцсети. В Америке возникла целая индустрия инвестирования в успешные приложения Facebook, включая сам Facebook, учредивший фонд для инвестиций в приложения.

СФ: На каких стадиях вы берете проекты?

ЮМ: Начиная со стадии венчурного инвестирования и до самых поздних этапов.

СФ: Есть в мире инвестор, финансовое поведение которого лично вам близко?

ЮМ: В технологическом секторе очень длинный цикл - десять лет и более. Поэтому нам близки инвесторы с долгим инвестциклом, например Уоррен Баффет. Он может «сидеть» в компании 5, 10, 15 лет. Только он вкладывается в широкий спектр отраслей, а мы - исключительно в интернет.

 «У людей возник спрос на воспроизведение в сети себя настоящего»

СФ: Пользуясь служебным положением, не могу не пожаловаться на ваше, пожалуй, главное детище - Mail.ru. Основную часть выручки портал делает на рекламе?

ЮМ: Пока да.

СФ: Я довольно долго был его лояльным пользователем. Но в какой-то момент дела по части рекламы у Mail.ru пошли, видимо, неплохо - выручка за 2008 год выросла, судя по отчету, на 90%. Но вот смотреть на бесконечно мигающие баннеры стало невозможно - пришлось уходить на Gmail, который работает быстро и не отвлекает меня от писем.

ЮМ: Отлично понимаю вас как пользователя. Но вашего перехода с Mail.ru не разделяю.

СФ: А что делать. Интернет изначально ведь был халявным, и нам, пользователям, это понравилось. Мы любим кататься, но не любим, когда нас за это монетизируют.

ЮМ: Чем больше интернет знает о вас лично, тем меньше вас раздражает монетизация. Реклама, что вы видите в Mail.ru и в большей части Сети сейчас - не более чем первый этап. Gmail - это уже следующий шаг. Но есть разные способы сделать рекламу кастомизированной. Объявления, которые появляются на вашей странице в Gmail, не такая уж безобидная вещь - эту подборку делает робот, он читает ваши письма и на лету вставляет на страницу то, что считает адекватным содержанию письма. Но есть и другие способы привязать рекламу к интересам пользователя, не читая его писем. Социальные сети - шаг именно в этом направлении. Они пользуются информацией, которую человек сам о себе добровольно предоставляет. Тем не менее революция, совершенная Google, заключается в том, что он сделал рекламу неотличимой от основного контента сайта. Будущее именно за такими порталами. Mail.ru тоже идет к этому. Так что, надеюсь, когда-нибудь, когда вам надоест, что ваши письма читает американский робот, вы вернетесь к нам обратно.

СФ: Зачем вам столько социальных сетей в портфеле? Они же все конкуренты.

ЮМ: Мы смотрим на это несколько иначе. Когда появляется возможность участвовать в интересном проекте, мы ею пользуемся. Если в мире только один подобный проект - вкладываемся в один, а если несколько, то мы пытаемся участвовать во всех.

СФ: Если действовать как Баффет, вы должны становиться пользователем сервиса, прежде чем инвес­тировать.

ЮМ: Да, это составная часть инвестиционного процесса, хотя иногда (как, например, с Facebook) я, к сожалению, уже не попадаю по возрасту в их целевую аудиторию. Тем не менее, я состою во всех четырех соцсетях, долями в которых мы владеем.

СФ: Сколько же времени вы на них тратите как пользователь?

ЮМ: Не слишком много вообще-то. Но в целом это тренд - если первыми участниками соцсетей была молодежь, то сейчас основная волна подключений - люди в возрасте 30-50 лет.

СФ: Когда произойдет объединение соцсетей в некую метасеть?

ЮМ: Возможно, полной консолидации не будет. Но после того как социальные сети поделят рынок, у них не будет другого способа продолжить рост и поддерживать интерес пользователей, кроме как предоставить своим членам возможность общаться с пользователями конкурирующих сетей.

СФ: Еще год назад Rambler заявлял о скором запуске сервиса, который позволил бы пользователю объединить на свой странице аккаунты в разных сетях. Но так и не запустил.

ЮМ: Думаю, для начала должен возникнуть спрос на эту услугу.

СФ: А вам удобно в четырех сетях?

ЮМ: Мне - нет. Но время для объединения еще не пришло. В Сети вообще пока царит феодальная раздробленность и анархия. Однако ситуация будет меняться. Посмотрите сами: до середины 2000-х интернет был анонимным, потому что людям было нужно где-то реализовывать качества, которые они не могли по каким-то причинам реализовать в реальности. Появление Facebook ознаменовало новую эру: у людей возник спрос на воспроизведение в Сети себя настоящего. Так что и в интернете так или иначе возникнут некие формы регулирования и самоорганизации.

СФ: Государство будет вмешиваться в дела Сети?

ЮМ: Везде по-разному. Например, в Китае государство ограничивает доступ к одним сайтам и стимулирует обращение к другим. Это тоже отражение реальности - китайской.

СФ: И у нас к этому идет.

ЮМ: Не думаю. Вот вы же завели себе почту в Gmail.

СФ: Да. И американский робот читает мои письма...

ЮМ: ...и никто этому не препятствует, заметьте. Я считаю, Рунет сегодня предельно открытая система со свободной конкуренцией.

Владислав Коваленко, "Секрет фирмы"
Advertology.Ru

31.08.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Календарь - коллекция

Календарь - коллекция
Календарь - коллекция. Лучшие календари из России и стран ближнего зарубежья. В сборник вошли яркие, неординарные работы в области дизайна календарей, принадлежащие как известным дизайнерам, так и молодым талантам. Эта пестрая коллекция предназначена для профессиональных дизайнеров и руководителей компаний, понимающих важность бренда. Наверное, после часов календарь - самый универсальный инструмент общения, ведь цифры не требуют перевода! Но, в отличие от тикающего коллеги, воздействие календаря куда сильнее. Вот почему в наш компьютерный век люди так не хотят расставаться с бумажным календарем. Функции календаря безграничны. Он может работать картиной на стене или дневником для заметок, с ним хорошо подшучивать над коллегами по цеху и приятно пофилософствовать о вечном. Календарь может стать рекламой, которую не выключишь, а может целый год ненавязчиво напоминать о корпоративных ценностях. Отбирая работы, мы руководствовались не только графической красотой календаря, а тем, что каждый календарь должен хорошо справляться с той коммуникационной задачей, которую перед ним поставили. В коллекцию вошли работы дизайнеров, дизайнстудий и агентств от Москвы до Еревана, от Киева до Уфы. Мы благодарим всех за креатив! Спасибо тем, кто участвовал в конкурсе, победил в нем и поддержал его.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 00:13
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация