Средний класс в период кризиса: поможем себе сами

Представители российского «среднего класса» воспринимают влияние кризиса острее, чем население страны в целом, но смотрят в будущее с оптимизмом.
При выходе из кризиса средний класс будет рассчитывать преимущественно на собственные силы. Такие результаты продемонстрировало исследование, проведенное Исследовательской Группой ЦИРКОН, Ассоциацией региональных социологических центров «Группа 7/89» и компанией Online Market Intelligence (OMI). Время проведения исследования: декабря 2008 года - январь 2009 года. Общее число опрошенных - 10127 человек*.
В формировании такой позиции среднего класса можно выделить как объективную, так и субъективную составляющую. С одной стороны, наибольшие потери несут именно люди, в наибольшей степени встроенные в современные экономические отношения - пользующиеся кредитами, вкладывающие деньги в акции и паи, ведущие собственный бизнес. С другой стороны, эта наиболее активная часть населения очень тесно встроена в информационное пространство. Так, среди представителей среднего класса вдвое больше доля людей, «знающих о кризисе в деталях и подробностях», чем среди населения в целом.
Вместе с тем, судя по ответам респондентов, средний класс материально пострадал от кризиса меньше (высока доля тех, кто улучшил свое положение за прошедший год), хотя заявивших о «влиянии кризиса» больше. Это говорит о том, что влияние кризиса на средний класс проявляется не только через материальные потери, но и через психологические (потеря перспектив, угроза будущим достижениям и т.п.)
Представители среднего класса также более оптимистично оценивают перспективы собственного материального положения и дальнейшее влияние кризиса. Интересным результатом стало то, что средний класс больше склонен рассчитывать на собственные силы. На вопрос «От чего зависит ваше материальное положение?» 37% представителей среднего класса ответили «От меня самого» и только 24% - «От внешних обстоятельств». В среднем же по РФ преобладает пассивная позиция: 47% респондентов считают, что материальное положение зависит «от внешних обстоятельств».
Что же собираются предпринять представители среднего класса? Как показало исследование, они чаще предпочитают активные стратегии поведения в случае ухудшения материального положения. Так, стратегию «постараюсь найти новые или дополнительные источники дохода» выбирают 77% опрошенных, тогда как в среднем по России эта доля составляет лишь 45%. В отличие от среднего класса, россияне предпочитают пассивное поведение: планируют сократить расходы или полагаются на родных и близких.
*МЕТОДИКА ОПРОСА
Данные по населению России в целом взяты из результатов выборочного опроса населения в 14 регионах по выборкам, репрезентирующим областные центры (или весь регион) - Проект «Межрегиональный индекс кризисного сознания» (МИКС). Проект проводился Исследовательской Группой ЦИРКОН и Ассоциацией региональных социологических центров - Группа «7/89» с 15 ноября по 15 декабря 2008 года. Общее число опрошенных - 9115 человек.
Данные по «среднему классу» предоставлены компанией Online Market Intelligence (OMI) по результатам онлайн опроса по методике МИКС среди населения России с доходом выше среднего. Опрос проводился во второй половине января 2009 г., общее число опрошенных - 1012 человек.
СПРАВКА ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЕ ЦИРКОН
Исследовательская группа ЦИРКОН создана в июне 1989 года специалистами ряда академических институтов гуманитарного профиля. Основные направления деятельности: cоциологические и маркетинговые исследования, информационно-аналитическое обслуживание, политическое консультирование и проектирование PR-кампаний, издательская деятельность. Предметная специализация группы: электоральное поведение населения, финансовое поведение населения, социальная активность и гражданское общество, социология СМИ, рекламы и массовых коммуникаций. Более подробную информацию об Исследовательской Группе ЦИРКОН можно получить на сайте http://www.zircon.ru
СПРАВКА ОБ АССОЦИАЦИИ «ГРУППА 7/89»
Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89» была образована в апреле 2001 года. Объединяет исследователей ‑ социологов и маркетологов, работающих в 20 ключевых регионах России. В 2007 году была официально зарегистрирована в форме некоммерческой организации - Ассоциации юридических лиц.
Более подробную информацию об Ассоциации региональных исследовательских центров «Группа 7/89» можно получить на сайте http://www.789.ru/ и на сайте компании, представитель которой в настоящее время является председателем Ассоциации: http://socio-research.ru/.
СПРАВКА О КОМПАНИИ ONLINE MARKET INTELLIGENCE
OMI (Online Market Intelligence) предоставляет комплексные решения для маркетинговых онлайн-исследований. Они включают в себя программирование анкет, сбор данных при помощи собственных B2B и B2C онлайн панелей в России, Украине, Казахстане и Беларуси, а также визуализацию информации в реальном времени. Подробнее об услугах компании можно узнать на сайте: www.omirussia.ru.
19.03.2009
Комментарии
Написать комментарий