"Контентный и телекоммуникационный бизнес должны быть отделены друг от друга" - Андрей Смирнов

В прошлом году «Система Масс-медиа» (СММ) продала «Комстару» свой основной актив - группу компаний «Стрим-ТВ» за 186 млн долл. Теперь компания разработала новую стратегию, сделав ставку на развитие на медийном рынке. О новой стратегии СММ и о том, как отразится финансовый кризис на рынке киноиндустрии, в интервью корреспонденту АЛЕКСАНДРУ ДЕМЕНТЬЕВУ рассказал президент «Системы Масс-медиа» АНДРЕЙ СМИРНОВ.
- В конце прошлого года СММ разработала новую стратегию, предусматривающую развитие контентного бизнеса. Расскажите подробнее об этой стратегии.
- Новая стратегия СММ делает ставку на медийность, в связи с чем и было принято решение о продаже «Стрим-ТВ» «Комстару». Стратегия предполагает производство контента для четырех экранов - мобильного телефона, телевизора, компьютера и киноэкрана. На инвестиции, полученные от продажи «Стрим-ТВ», мы и хотим реализовать программу. Средства потребуются, чтобы быстро подойти к запланированным ключевым показателям - количеству часов, качеству программ и абонентской базы. В связи с текущей ситуацией на рынке деньги стали очень дорогими, но, с другой стороны, вырос и их вес. Мы планируем основное количество средств - 80% - потратить на производство контента, а 20% - на оборудование.
- Насколько позитивным для своей компании вы считаете решение продажи «Стрим-ТВ» «Комстару», ведь это был основной генератор выручки СММ?
- Контентный и телекоммуникационный бизнес должны быть отделены друг от друга. По крайней мере так мы решили в рамках холдинга АФК «Система». Разделение этих направлений - необходимое условие развития качества контента. «Стрим-ТВ», как кабельная структура, перешла в «Комстар». Мы же, как контентная структура, получили возможность продавать свой контент и отвечать за развитие только этого направления.
У операторов связи и медийщиков различные бизнес-модели. Операторы делают основную ставку на развитие и модернизацию сетей. В контентном бизнесе приоритет отдается качеству контента. Соответственно, владелец сети серьезно не инвестирует в медийный бизнес. Мы наконец определили: «Стрим» - это телевидение, а телекоммуникационные услуги будут перебрендированы в «Комстар».
В США эти бизнесы отделены друг от друга. Медийный бизнес функционирует по принципу отношения зрителя: плати сколько хочешь, выбирай что смотреть. Тогда, если это хороший контент, он будет собирать деньги, развиваться, становиться все лучше и лучше, а тот, что не попал в нишу, будет закрываться.
- Как, по вашим прогнозам, будет меняться спрос у зрителей в нынешних условиях?
- В мире есть разные концепции развития медийного бизнеса в период кризиса. Мы придерживается мнения, что сложившаяся экономическая ситуация - хорошее время для медийного направления. Недостаток этой концепции - она касается бесплатного контента.
Мы пытаемся делать ставку на развлекательное ТВ - сейчас это направление актуально. У многих пострадавших в результате кризиса телевизор остается одной из немногих возможностей отвлечься от злободневных мыслей. Но в любом случае как рынок достигнет дна и начнет расти, то ситуация улучшится, фактически сразу. Потребительский рынок гораздо быстрее реагирует на такие вещи в отличие от тяжелой промышленности.
- Расскажите о ваших планах по развитию на рынке контента для телевизоров и киноэкранов.
- Основная наша задача - производство высококачественного контента для телевизора. Сперва мы в разы увеличили число производителей, что улучшит качество контента. Раньше наши пять каналов производились четырьмя компаниями, а сейчас количество таких компаний выросло почти до 30. Мы поменяли всю команду - к нам пришли профессиональные телевизионщики, проработавшие на федеральных телеканалах много лет.
Для развития телевидения мы пригласили немало телевизионных звезд, таких как Гордон, Пушкина. И мотивация у них работать с нами вполне определенная. Федеральные каналы построены под общую аудиторию, и возможности, как временные, так и тематические, сильно ограниченны. А на специализированных каналах есть возможность реализовать именно то, что тебе нравится. Как одно из направлений мы рассматриваем возможность создать региональные каналы. Согласно оценкам наши зрители любят отечественный контент: русские хотят смотреть русское. Более того, людям вдвойне интересно то, что происходит именно в их городах и районах. Планируется также создание игровых каналов, где можно играть с помощью специального пульта - здесь тоже используется интерактивность.
В кинозалы мы пока идем неактивно - для развития на этом рынке нужна прозрачность цепочки бизнеса. Затратные части - девелопмент, производство кино, продвижение. Но у нас нет возвратной части, которую обеспечивают кинотеатральные сети. Сейчас мы присматриваемся к кинотеатральным сетям с большим вниманием, рассматривая возможность купить.
- Есть ли уже кандидаты на покупку? Какие суммы вы готовы инвестировать в кинотеатральные сети?
- Мы постоянно мониторим этот рынок, но не могу сказать, что переговоры находятся в активной фазе. Мы наблюдаем, как реагируют кинотеатральные сети в период кризиса: сейчас у некоторых из них возникают затруднения, они страдают от падения курса рубля.
В рублевом эквиваленте у кинотеатров оборот увеличивается, но в долларах наблюдается падение. А ведь кинотеатральные сети расплачиваются с зарубежными поставщиками именно долларом.
Как говорят, хочешь выиграть в казино - купи себе казино. Хочешь выиграть на кинорынке - купи себе кинотеатральную сеть. Поэтому в развитии на рынке кинопроизводства мы пока очень осторожны.
- Насколько велик дисконт при сделках с кинотеатральными сетями в период кризиса?
- Естественно, дисконт здесь имеет место, но для реальных сделок нужно дождаться дна на финансовых рынках. Сейчас кинотеатральные сети держат удар кризиса, и в процессе переговоров по сделкам они пока не готовы дать дисконт.
- Каковы ваши планы по развитию в интернет-сегменте?
- В целом мультимедийный бизнес в Интернете и на ТВ движется к интеграции. Контент будет двигаться за зрителем - с фиксированных домашних сетей сигнал будет транслироваться через WiMAX, переключаясь на малый экран смартфона и ноутбука, а далее - на мобильный телефон. Сейчас уже появляются новые терминалы с HD-экранами. Интернет становится более визуализированным, растет количество видео. Телевидение, в свою очередь, будет двигаться к интерактивности - сейчас это уже возможно реализовать на IPTV. В перспективе у нас будут запускаться интернет-порталы развлекательного содержания.
Сейчас мы планируем создать большой архив, строим дата-центр в Москве на базе нашего центрального офиса. Видеоархив будет рассчитан на 50 тыс. часов. Что же касается музыкального архива - мы сейчас собираем музыкальные права, которые можно потом использовать где угодно как на ТВ, так и на мобильных телефонах. У зрителей в перспективе будет возможность собрать свой плей-лист с огромным количеством музыки. Объем инвестиций в дата-центр - миллионы долларов.
В этом архиве будут и фильмы, и телепередачи, и т.д. Это и будет нашим шагом к интерактивности - мы сможем транслировать не просто то, что нарезали, а пользователь сам сможет выбирать себе эту нарезку. Телевидение - это, с одной стороны, событийные передачи, а с другой - то, что можно смотреть когда угодно. И главное - своевременно выпускать событийные передачи, которые актуальны только в определенный момент времени, а далее - нарезки по выбору. На одном сервисе разместить весь архив не получится. Чтобы сделать распределенную структуру серверов, мы будем общаться с нашими коллегами-связистами.
- Планируете ли вы покупать активы или будете развиваться строго органически?
- Решения будут приниматься в зависимости от ситуации. Есть масса возможностей, как обойтись без покупки, оставаясь работать в пуле с партнерами, - это может быть более перспективно, особенно с учетом сложности рыночной ситуации.
- Как обстоят дела с развитием направления мобильного ТВ?
- Пока перспективы до конца неясны. С одной стороны, сеть DVB-H мы достроили. Но существует регуляторная проблема - лицензии сейчас временно не выдаются. Но в целом мы позитивно смотрим на развитие сегмента мобильного ТВ и готовы работать на этом рынке.
- В структуре СММ есть еще и рекламный бизнес в лице компании Maxima. Каково его место в новой стратегии компании?
- Мaxima - самое большое на данный момент в России независимое, то есть не сетевое, рекламное агентство. Контентный бизнес можно монетизировать двумя способами. Во-первых, может платить абонент, заказывающий контент. Во-вторых, если абонентов миллионы, то за счет рекламы. Так что роль Maxima для нас будет расти с увеличением абонентской базы. Нас интересует развитие представительств, межагентских отношений с другими независимыми агентствами.
- Велика ли зависимость выручки СММ от взаимодействия с другими «дочками» АФК «Система»?
- Сейчас у нас доля доходов от продаж другим сетям в десятки раз больше, чем выручка от продаж другим «дочкам» «Системы». Мы себя позиционируем как контентная организация, готовая оказывать услуги любым сетям.
Андрей Смирнов работает на медийном рынке с 1988 года, тогда стал режиссером телепрограммы «Взгляд» молодежной редакции ЦТ. После этого он работал в телекомпании «Авторское телевидение» в должности продюсера и коммерческого директора на телеканале «Деловая Россия», а в 1999 году пришел на должность заместителя гендиректора телеканала «Россия». В 2003 году Андрей Смирнов - управляющий в кинокомпании Russian World Studios. В конце 2007 года кинокомпания была преобразована в совместное предприятие RWS и АФК «Система» - ЗАО «РВС», Смирнов был назначен гендиректором. В июле 2008 года Андрей Смирнов возглавил «Систему Масс-медиа» АФК «Система».
10.03.2009
Комментарии
Написать комментарий