Интервью

"Западная модель бизнеса предполагает очень высокую конкуренцию и низкую стоимость "длинных денег" - Кирилл Рожковский

"Западная модель бизнеса предполагает  очень  высокую конкуренцию и низкую стоимость "длинных денег" - Кирилл Рожковский

Как развивается российский рынок мобильного маркетинга в сравнении c Западом  или почему у нас все не так, как у них - комментирует идеолог компании WapStart, Кирилл Рожковский.

Одинаково ли развивается рынок мобильного маркетинга в России и за рубежом (преимущественно в Европе, Азии, Японии)? 

Как на Западе, так и в развивающихся странах, мобильный маркетинг более распространен, чем в России. В этом можно легко убедиться, набрав в поисковиках mobile marketing - в ответ на запрос вы получите огромное количество предложений/материалов по соответствующей тематике.

Ситуация проста. Западная модель бизнеса предполагает  очень  высокую конкуренцию и низкую стоимость «длинных» денег, имею в виду кредиты и инвестиции. Компании готовы вкладывать деньги в проекты и получать от этого 20 до 30%, находясь в постоянном поиске повышения эффективности проектов и уменьшения затрат.  Поиск новых путей выхода на потребителей также не является исключением.  Западные компании с гораздо бОльшим энтузиазмом  исследуют, тестируют, а также используют новые каналы коммуникации в своих маркетинговых планах. С одинаковой степенью активности  это происходит как в Европе, так и в Азии.  Соответственно, и зарубежный рынок мобильного маркетинга можно назвать массовым в отличие от несколько отстающей России.

Важно и то, что западный рынок намного сильнее интегрирован от страны к стране.  Практически все крупные компании присутствуют во всех регионах одновременно. Времени на внедрение зарекомендовавшей себя бизнес-модели требуется гораздо меньше. Поле для экспериментов открыто. Россия, несмотря на глобализацию, во-первых, достаточно далека от западных коллег, а, во-вторых, несколько отличается складом мышления (нам более присуща пассивность  и нежелание рисковать).

Если у нас широкое распространение получают sms-акции и реклама в мобильном Интернете, то какие инструменты пользуются большей популярностью за рубежом? С чем это связано?

Sms-маркетинг активно используется как в России, так и за рубежом.  Разница только в объемах и разнообразии применяемых кейсов. Как уже отмечал выше,  высокая конкуренция на западном рынке заставляет участников постоянно совершенствовать мобильный канал и предлагать  новые  мобильные решения. 

В последнее время в мобильном маркетинге «набирают обороты» акции, связанные с так называемыми QR-кодами.  В странах Азии, включая Японию,  QR-коды  используются уже давно, потому как операторы связи контролируют  рынок мобильных телефонов и софт, который в них устанавливается первоначально.  Поэтому считывание QR-кодов  там является стандартной функцией.  Для того, чтобы считать код, пользователю достаточно только включить камеру, не запуская никаких других приложений.  Код автоматически сканируется и далее на выбор пользователю предлагаются определенные действия. В Японии операторы используют, например, единый стандарт QR-кода, что дает большое пространство для проведения кодированных «метками»  акций.

К сожалению, в Европе такого единства пока нет, что вносит некоторую сумятицу при использовании QR в рекламных акциях.  Несмотря на это, операторы и производители телефонов ведут работу по стандартизации и внедрению сканеров в софт телефонов.

В России операторы вряд ли начнут какую то активность в данном направлении,  по крайней мере, в ближайший год. Во-первых, российская бизнес-модель не предполагает контроля оператора над телефонами, которые продаются абонентам.  Во-вторых, из всех производителей о поддержке считывания QR-кодов заявила пока только Nokia. По крайней мере, я больше ни от кого такого не слышал.  Но, как показывает практика, между заявлением  и  реализацией этого на рынке проходит достаточно много времени. «Перевооружение» рынка также произойдет как минимум года через полтора, вот тогда, возможно, считывающие устройства будут более распространены, и рекламные акции с использование QR-кодов начнут активно развиваться.

Тем не менее, Европа уже оценила перспективу использования этого инструмента в мобильных маркетинговых акциях и под различными «соусами» стимулирует пользователей установить соответствующий софт на свои мобильные.  Во многом это сделать удается, и телефоны с поддержкой QR-кодов потихоньку перестают быть единичным явлением.

В России  имеют место эксперименты  с различными нестандартными мобильными каналами,  в частности, реклама в играх, реклама на спящем экране мобильного, реклама в приложениях, всевозможные sms и mms рассылки, которые, к сожалению, пока не стали массовыми.  Во многом, в виду сложностей с законодательством и неотработанной технологии проведения акций. 

Еще один канал коммуникации с пользователями, о котором я пока не упомянул, - реклама в мобильном вебе.  Опять же, активность применения  ее на Западе  выше, чем у нас. Как пример,  компания AdMob - мировой лидер на рынке мобильной рекламы. Отделения этой компании присутствуют практически во всех крупных странах.  В месяц  AdMob показывает рекламы в мобильных больше, чем все вместе взятые на нашем рынке рекламные сети примерно раз в двадцать. Даже принимая во внимание, что это мировые масштабы, цифра все равно впечатляющая.

Многие компании-разработчики готовы предложить какие-то технические решения для российского рынка, но в виду того, что спрос просто не подоспел, приходиться больше думать не о дальнейшем развитии платформ, а о том, как пережить финансовый кризис;)

Есть  ли  у российского рынок мобильного маркетинга свой путь развития?

Мы развивается своим путем, на котором, к сожалению, встречается немало  препятствий и в плане внедрения новых бизнес-схем, и в плане обеспечения желаемых объемов продажи рекламы.  По факту российский мобильный рынок отстает в развитии от западного на два-три года. Этот рынок достаточно затратный в создании серьезных технических решений и наращивании инвентаря.

В принципе, ничего не мешает и нам сделать похожее с AdMob техническое  решение, однако при затрате, скажем, одного миллиона долларов на разработку и учитывая неготовность, недостаточный потенциал рынка, окупать эти инвестиции придется очень долго.  В силу неготовности рынка, мы, к сожалению, вынуждены отставать.  Соответственно, технические решения появляются здесь по мере того, как рынок дозревает до их потребления.

В техническом плане мы отстаем от западных коллег, как уже было сказано,  года на два-три. Однако идеи, вне зависимости от географии рынков, возникают одни и те же, просто на Западе они более востребованы, чем в России, и реализуются быстрее.

Есть ли различия в предпочтениях пользователей мобильного Интернета? Также ли популярны порно и халява во всем мире, как в России?

Начнем с того,  что менталитет пользователей России и Запада все-таки отличается.  Особенно это касается соблюдения авторских прав (применительно к Интернету в целом). Уровень пиратства там, и степень распространенности ресурсов с халявой заметно ниже, что сильно помогает тем же контент-провайдерам. Западный человек привык платить. Хотя, при желании можно найти и на Западе что угодно, но уже скорее как исключение из правил.

Ресурсы с порно-контентом одинаково развиты как в России, так и на Западе.  Вопрос лишь в способе доступа. На Западе отлично развит наземный Интернет, соответственно, нормальный человек никогда не полезет смотреть порно-картинки с мобильного,  если рядом десктоп, да и еще и с большим  монитором;) В России с вебом все немного печальнее.  В некоторых регионах мобильный Интернет является единственной возможностью выхода в сеть, поэтому спрос на порно с телефонов в таком масштабе - явление исключительно российское.

Западные люди ориентированы на мобильный контекст получения данных, опять же в силу того, что большую часть своих информационных потребностей они могут удовлетворить в большом Интернете.  Отсюда гораздо большим спросом на Западе пользуются ресурсы с новостями, погодой, социальные сети, а также всевозможные каталоги и справочники, т.е. все, что, так или иначе, позволяет получать информацию «на ходу» или быть в контакте.

Существует  ли какая- то разница в структуре рекламодателей в России и за границей?

Да, разница есть.  И обусловлена она как особенностями и масштабами конкретных рынков, так и активностью крупных кампаний.  В России пока преобладающее число рекламодателей -   те, кто сами работают в мобильном Интернете и там же зарабатывают, например, контент-провайдеры.   Мобильные маркетинговые акции у нас более однотипны, т.е. реализуются по одному образцу (имею в виду sms-маркетинг) и имеют «отрывочный» характер. На Западе же акции более интегрированы, они включают в себя практически все каналы, и веб, и ТВ, и наружку, и мобильный канал.  Соответственно, и рекламодателей из оффлайна там намного больше, практически все крупные бренды уже не раз отметились в мобильном Интернете, причем не на уровне «пилотов», а количественных рекламных кампаний.

Насколько привлекателен российский рынок мобильного маркетинга для зарубежных игроков?

У нашего рынка большой потенциал, но пока его развитию мешает недостаточная емкость.  Поэтому, не думаю, что в ближайшее время, особенно учитывая ситуацию финансового кризиса, желающих прийти в Россию будет много. С точки зрения долгосрочной перспективы,  зарубежным игрокам будет гораздо легче внедриться с уже  готовым решением, но и это может не спасти от наших чисто российских сложностей организационного, юридического и пр. характера.

22.12.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.02.2025 - 00:47
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация