Интервью

"Клиенты ждут продвинутых решений, а власти - красивого облика города" - Кирилл Коробейников

"Клиенты ждут продвинутых решений, а власти - красивого облика города" - Кирилл Коробейников

Два года назад второй по величине российский оператор наружной рекламы Gallery взял курс на агрессивное экстенсивное развитие. На деньги ЕБРР, Morgan Stanley и Citigroup оператор покупал все, что рассматривалось его финансовыми аналитиками как привлекательное.

Под руководством теперь уже бывшего генерального директора Салима Тарани компания в разы увеличила свои активы как в России, так и на Украине, отодвинув на задний план интенсивный рост. Но путь экстенсивного развития не может уходить в бесконечность, на смену г-на Тарани и эпохе поглощений пришел бывший глава медиасервисного холдинга GroupM КИРИЛЛ КОРОБЕЙНИКОВ. О том, каких коррекций ждет линия стратегического развития компании, проходит ли она через первые позиции в сегменте и о месте outdoor в медиасреде генеральный директор Gallery рассказал корреспонденту Adworker.ru АЛЕНЕ СОКОЛОВОЙ.

- На рынке у вас репутация антикризисного менеджера. На решение каких проблем рассчитывало руководство Gallery, пригласив вас?

- Я не считаю себя антикризисным менеджером. Ни в одной структуре, в которую я приходил, не было очевидного кризиса или проблем. Что касается задач, то они неоригинальны - развитие бизнеса компании. Активы, которые приобретены в течение двух лет, и сложившаяся структура нуждаются в дальнейшем управлении и более структурированном подходе. Это нормальный этап развития.

- Верно ли, что основные планы связаны с выведением компании на первое место в России через привлечение профильного инвестора?

- Это не архиважная задача, но почему бы и нет? Со временем Gallery станет еще более интересной, будет привлекать внимание потенциальных инвесторов. Это дело пока не этого года, но следующего. Когда любой локальный бизнес вырастает до третьего-четвертого места на рынке, он сталкивается с проблемой - необходим или инвестор, или франчайзинговый партнер, или участник совместного предприятия. Компании, подобные Gallery, строятся для того, чтобы однажды стать объединенными или частично проданными, или реализованными с помощью какого-то альянса. В мире существует несколько крупнейших игроков рынка наружной рекламы - в определенный момент они могут быть заинтересованы в потенциально продуктивном диалоге.

- Насколько вероятен приход в Россию игроков мирового рынка наружной рекламы, которые сейчас здесь не представлены или представлены слабо? Интерес к российскому рынку проявляют как минимум два оператора: немецкая Stroer и американская Clear Channel. Кто-нибудь из них уже подкрепил интерес реальными действиями в отношении Gallery?

- Сказать, что мы находимся в фазе активных переговоров, было бы преувеличением. Но любое предприятие всегда поддерживает контакты с потенциальными партнерами в формате телефонного общения. На сегодня почти все ведущие мировые игроки уже пришли в Россию: полтора года присутствует JDecaux в составе совместного предприятия с BigBoard, есть предприятия Clear Channel в Петербурге, в Москве, в других городах. Они будут наращивать мощности. Как - это другой вопрос. Я думаю, что это будет зависеть от их стратегий и в большей степени от возможностей.

- В этом году Gallery впервые вошла в список пятнадцати крупнейших операторов мирового рынка наружной рекламы, сформированный компанией JCDecaux на основе доходов в 2007 году. Пока вы замыкаете этот топ - оборот компании составил 152 млн долл. Ваш главный соперник NOR - на седьмом месте. Его оценочный доход - 420 млн. Какие доходы вы прогнозируете в 2008 году?

- Мы планируем рост, который точно будет превышать рост рынка, - 20-25%. За первое полугодие выручка Gallery увеличилась на 62% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 99 млн долл. Меня не очень беспокоит, где в списке Gallery - номер десятый или восьмой. Нет самоцели, чтобы занять, допустим, пятое место через три года.

- То есть для вас быть первым и обогнать NOR не суть важно?

- Это было бы приятно, но не задача номер один.

- Что же тогда?

- Стратегия компании - наращивать долю на рынке за счет горизонтально-вертикального развития. Вертикально мы уже достаточно хорошо развиты, линейка продуктов самая широкая на рынке - 34 официально. Будет больше. В настоящий момент приоритетом является доработка операционной структуры после череды приобретений. Сегодня нам интереснее работать с существующими активами и повышать эффективность их использования. Мы планируем провести их анализ, оценить привлекательность. Gallery планирует прирастать не только количественно, но и качественно.

- Со стороны ваш уход из GroupM выглядел не совсем логично - работа в отрасли, испытывающей сегодня сильнейший административный прессинг, отличается от клиентского бизнеса, из которого вы пришли...

- Для меня это был логичный этап построения карьеры. Две предыдущие позиции - вице-президент и генеральный директор - топовые в рекламной индустрии. Дальше расти проблематично. В таких случаях можно либо поменять направление деятельности и перейти на сторону подрядчика или клиента, либо стать консультантом. Последние два варианта предполагают меньшую активность и подходят больше тем, кому за 45. Для меня показалось более интересным предложение Gallery. Тем более что компания входит в топ-10 по размерам бизнеса на российском медийном пространстве.

- Направление деятельности действительно изменилось или операционный менеджмент имеет общие принципы, зная которые, можно легко адаптироваться в любом бизнесе?

- Есть три принципиальных отличия. Первое - с точки зрения операционной организации бизнес Gallery больше. В GroupM у меня в подчинении находилось около тысячи человек, здесь порядка 1700-1800 сотрудников. Есть дополнительная нагрузка, связанная с собственными активами, технической базой. Второе - большая, нежели в рекламном агентстве, зависимость от подрядчиков. И третье - точки роста и развития компании. В рекламном бизнесе качественные изменения происходят за счет естественного роста ввиду отсутствия активов как таковых, ведь активы здесь - это люди и офисы. Поэтому большие финансовые вливания или заимствования не нужны. В наружной рекламе все иначе. Если компания растет, то за счет M&A-активности, а это связано с заимствованием средств и управлением финансовыми ресурсами.

- Заимствование происходит, кстати, не только финансовое. Gallery один за одним уводит у своего главного конкурента - NOR - ключевых специалистов. И хотя сейчас уже никого не удивляет, что в рамках индустрии кадры мигрируют, это нормально для рынков со слабой образовательной платформой, пребывающих в стадии становления, ваша компания отличается особым «аппетитом» в части топ-менеджмента. Насколько этично делать и принимать предложения прямых конкурентов, ведь речь даже не о специалистах среднего звена, а о людях, которые максимально погружены в тонкости бизнеса покинутой компании?

- У Gallery объем продаж в 2005 году был 25 млн долл. А в 2007-м - 150 млн. Когда компания растет в шесть раз за два года, невозможно успеть воспитать свои кадры. Где брать профессионалов? У лидера рынка, конечно. Воспитывать своих можно тогда, когда развиваешься как NOR - из года в год на 20-25%.

- Кроме темпов роста что еще отличает вас от главного соперника?

- Они первые, а мы вторые. И хотя наша роль в некотором роде догоняющая, есть в ней и свои плюсы - мы учимся на ошибках «старшего брата». Есть разница и в приоритетах развития - Gallery не ориентирована на интернационализацию бизнеса: Индия, Китай, Вьетнам - это не наша тема. Мы сфокусированы на работе в России, в Москве.

- А что стало с планами вашего предшественника Салима Тарани в ближайшие два-три года выйти на глобальный рынок out-of-home?

- Они скорректированы в пользу регионов и СНГ.

- Рынки каких стран бывшего содружества вы считаете наиболее инвестиционно привлекательными?

- Собираемся больше и крепче присутствовать на Украине, пока мы там еще и года не работаем. Перспективны также практически все страны Средней Азии и Кавказа. Рынки Казахстана, Азербайджана более емкие, Таджикистан имеет потенциал большого роста, поскольку outdoor-сектор там пока очень скромный. Но масштабы бизнеса там пока не впечатляют, с точки зрения вклада в рост перечисленные страны скорее всего принципиально для нас ничего не изменят. По сути, единственная бывшая республика, которая может для российских компаний что-то значить, - это Украина. Остальные интересны в перспективе, там можно что-то проинвестировать и развивать без резких движений. И дальше, через три-пять лет, вложения дадут ощутимую отдачу, но пока это скорее заделы на будущее.

- Доля Москвы в общем объеме отрасли наружной рекламы вполне осязаемо снижается на фоне роста доли региональных сегментов. Планируете ли вы сыграть на этом тренде и расширить свое региональное присутствие? Ведь, несмотря на более широкую продуктовую линейку, число городов, где Gallery имеет собственные офисы, пока отстает от NOR...

- Действительно, столица достигла насыщения. Это зрелый, уверенный рынок, где продолжать расти с такими же темпами достаточно тяжело. Мы, безусловно, планируем увеличить количество городов регионального присутствия. Но масштаб экспансии будет зависеть от существующих возможностей.

- Какие регионы планируете усиливать в ближайшей перспективе?

- Урал, Поволжье, Сибирь. Укрепим позиции в ключевых городах, где массу можно нарастить достаточно быстро. Также не следует упускать возможность присутствовать в относительно небольших развивающихся городах.

- Есть ли планы по покупкам в двух столицах?

- Кандидатов пока нет, и до конца года ожидать о нас покупок не стоит. Но планы есть - империя или растет, или она умирает. Стоять посередине - это всегда ошибка.

- Когда ожидать вывода Gallery на биржу? Насколько «ненадолго» отложено запланированное ранее на эту осень IPO?

- Ситуация на мировом и российском финансовых рынках достаточно тяжелая. Мультипликаторы падают. Сейчас не очень подходящее время для выхода на IPO. Многие компании, уже заявившие о выходе, отложили эту процедуру. Мы подождем еще годик, будем заниматься операционной деятельностью и повышать стоимость компании перед выходом на биржу.

- В развитых странах три-четыре ведущих outdoor-игрока владеют 80% рынка, остальные делят 20%. В России 21% принадлежит News Outdoor Russia, 11% - Gallery, остальную часть делят множество мелких игроков, причем у самых крупных из них от силы 1-2%. Это уникальная ситуация, и понятно, что консолидация в будущем была неизбежна. При каком раскладе закончится период M&A-активности на российском рынке наружной рекламы?

- Консолидация рынка произойдет в течение трех-семи лет. Наверное, лет через пять российский рынок будет консолидирован так же, как и рынок любой развитой страны. Сбоя логики не произойдет: три-четыре игрока будут представлять 75-80% рынка.

- CEO крупнейшего в Европе оператора JCDecaux Жан-Франсуа Деко сказал как-то, что его компания не рассматривает Gallery как конкурента. Это ненадолго, сказал он о вашей компании, они финансисты, и то, что они делают, не работа в наружке, а наращивание активов. Каково ваше отношение к этим словам?

- Это было давно сказано. Думаю, позиция г-на Деко могла измениться.

- Для этого есть предпосылки?

- За два года Gallery очень изменилась. И размеры, и структура, и продукт, и комплекс услуг - все поменялось.

- Доминирующей тенденцией развития российской индустрии наружной рекламы становится переход от экстенсивного к интенсивному пути развития, что выражается в повышении эффективности использования рекламных носителей и повышении их технологичности. А какие еще тренды в наружной рекламе вы можете назвать?

- Outdoor в целом переживает революционный этап - лет через пять он будет выглядеть по-другому. А первые ростки появляются уже сегодня - что-то более успешное, что-то менее. Основной тренд рынка наружной рекламы - статика меняется на динамику. К этому готова и индустрия, и клиенты. Появляются продукты на стыке наружной рекламы и интерактива, мобильных технологий. Это достаточно большая ниша, которая может представлять достаточно большой процент от общего рынка наружной рекламы буквально года через три-четыре. А в больших городах большие форматы исчезают или их совсем нет - там будет уличная мебель. Это не ново, подобные изменения произошли в Европе и идут в развивающихся странах.

- Как с точки зрения объемов будет расти outdoor-индустрия и за счет чего?

- Я думаю, что темпы будут сопоставимо уменьшаться - рынок будет показывать где-то 10%, инфляция составит 10-15%. Она будет где-то посередине между ростом спроса и ростом инвентаря. Уходят из центра большие форматы из Москвы - и тут же столица наполняется уличной мебелью. Количество щитов при этом умудряется немного расти - за счет компенсаций. Плюс outdoor распространяется вокруг крупных городов.

- Каковы будут основные «точки роста» сегмента?

- Это прежде всего естественные факторы - текущие клиенты наращивают бюджеты, продают больше, растет экономика, потребление. Плюс увеличатся расходы тех, кто пока наружную рекламу недооценивает, - страховщиков, инвестиционных компаний, банков.

- Наружная реклама по охвату сравнима с ТВ, но никогда не используется самостоятельно, только в миксе. Почему? Ведь, по опросам, информация из outdoor воспринимается как более надежная, ведь щит на земле, а не в эфире...

- Outdoor не может сопоставляться с ТВ. Телевизионный охват в стране - это почти 90-95%. Если взять 20-30 городов и там построить медийную компанию, равную по аудитории ТВ, то тогда outdoor становится серьезным конкурентом. В крупных городах телевидение и outdoor могут конкурировать, но в национальном масштабе - нет. У телевидения все равно пока есть основное преимущество - это возможность воздействовать на аудиторию не только визуально, но и аудиально. Все же outdoor - это выбор номер два после ТВ.

- Бизнес наружной рекламы очень сильно завязан на власть. Недопонимание в работе с ее институтами способно привести к существенному замедлению роста компании. Как вы охарактеризуете административную составляющую вашего бизнеса - как противостояние или сотрудничество?

- Сейчас у нас конструктивное рабочее общение со столичными властями. Нельзя сказать, что все проходит очень гладко. Я оцениваю наши отношения как нейтрально-позитивные.

- Как вы относитесь к системе аукционов на аренду конструкций?

- Это правильная инициатива. Другой вопрос, на какой период заключать контракты. Пятилетний контракт - это мало. Продукт становится более технологичным и более дорогим. На коротком контракте можно запустить пилотный проект, который недорого стоит. Серьезный контракт - это минимум десять лет: поставить уличную мебель, ее отформатировать, довести до хорошего уровня, вернуть инвестиции и начать зарабатывать деньги. Если срок не увеличивать, технологичных проектов будет мало. Компании не хотят рисковать, клиенты ждут продвинутых решений, а власти - красивого облика города. Нужно учиться уступать.

- У вас, кстати, еще и репутация одного из лучших переговорщиков на рынке. Что вы считаете лучшим итогом переговоров?

- Когда каждая из сторон убеждена, что сделка хорошая. Если же кто-то думает иначе - это путь в никуда, рано или поздно альянс развалится.Компания Gallery основана в 1994 году. На сегодняшний момент является вторым по величине оператором рынка наружной рекламы в России и владеет сетью из около 45 тыс. собственных рекламных поверхностей различных форматов более чем в 30 городах России, в том числе около 28 тыс. - в Москве. Gallery генерирует выручку от продаж рекламных возможностей на собственных носителях, а также от посреднических продаж по субконтрактам. В третьем квартале 2007 года Gallery вышла на украинский рынок наружной рекламы и стала вторым по величине оператором с 6 тыс. поверхностей, купив компании «Октагон», ВВВ, «Экосвит групп» и «Строительные технологии». За первое полугодие 2008 года выручка Gallery увеличилась на 62% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 99 млн долл. Скорректированный показатель EBITDA в первом полугодии 2008 года составил 27,2 млн долл., что на 67% больше результатов аналогичного периода в прошлом году. Акционеры Gallery - фонд III, управляемый Baring Vostok Capital Partners, Европейский банк реконструкции и развития и фонд Morgan Stanley Principle Investments - в сумме владеют 74,5%, основатели и менеджмент компании - 25,5%.

22.10.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Русский автомобильный дизайн

Русский автомобильный дизайн
Русский автомобильный дизайн. Эта книга написана профессиональным автодизайнером и автожурналистом с целью восстановления исторической справедливости в отношении русского автомобильного дизайна. В том, что отечественный дизайн — это не миф и не выдумка, автор надеется убедить читателя с помощью уникальных иллюстраций: фотографий, чертежей и рисунков. В книге воссоздана предыстория российского автодизайна. Рассказывается о советских автомобилях, а также о дизайне в России с начала XX века и до наших дней. Отражены самые яркие страницы нашей автоистории в эпоху русского модерна и авангарда, этап становления школы русского автодизайна 1920–1930-х годов, оставшиеся в чертежах замыслы и экспериментальные разработки и малоизвестные подробности и трудности создания дизайна наших автомобилей. К сожалению, многие подробности становления автодизайна в нашей стране, как и имена его первопроходцев утрачены или забыты. Однако такие русские автомобили, как «Руссо-Балт», «Победа», «Волга» или «Нива» широко известны и узнаваемы, а представленные в книге эскизы «кухни» отечественного автодизайна позволят испытать гордость за отечественный дизайн. «В книге сделана попытка представить историю отечественного профессионального автодизайна за 120 с лишним лет. Я бы сказал — многострадальную историю. Да, в количественном отношении наш опыт автодизайна не выдерживает сравнения с зарубежным опытом. Однако представленные материалы, концепции, построенные прототипы, а также предшествующие этому дизайнерские эскизы убедительно свидетельствуют, что у нас были выдающиеся специалисты, настоящие художники, дизайнеры и мастера-кузовщики. За них, за их труд не стыдно. Но очень обидно, что на пути к реализации проектов в советские годы стояла непробиваемая стена административно-командной системы, когда каждый секретарь обкома, не говорю уже про ЦК или про первых лиц государства, знал, как надо делать автомобили и что такое красиво. Дизайн, кроме того, всегда становился жертвой остаточного финансирования: логика начальства была простая — немцы (американцы, итальянцы) всё уже придумали, зачем тратить государственные деньги на какой-то дизайн, нужно взять и скопировать. Такое конфуцианство не учитывало ни национальной ментальности потребителя, ни состояния отечественных дорог и инфраструктуры. На смену командной советской системе пришла анархия и неразбериха переходного периода, когда к руководству дизайном попадали прожектёры и непрофессионалы… Тем ценнее для нас победы отечественного дизайна («Победа», «Нива» и «Двадцать первая Волга») — все их удалось одержать вопреки обстоятельствам. Я считаю, что наш исторический, зачастую отрицательный, опыт пошел на пользу новому поколению автомобильных дизайнеров. Неслучайно наши дизайнеры так высоко ценятся во всем мире. Ценятся за креативность мышления, широту кругозора и высокий уровень профессиональной подготовки. Я верю в будущее нашего дизайна, в наши новые победы» Никита Розанов, Заведующий кафедрой «Дизайн средств транспорта» Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, профессор.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 15:49
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация