"Главное - найти правильного инвестора" - Дмитрий Месхиев

Этим летом крупнейшая частная кинокомпания Russian World Studios (RWS) объявила о запуске «РВС - Санкт-Петербург» - киностудии, построенной и оборудованной по самым современным стандартам.
Студию тут же окрестили «русским Голливудом»: общий объем инвестиций в строительство и оснащение первой очереди составил 100 млн долл., а в строительство второй и третьей очереди планируется вложить еще 150 млн. Официальное открытие «РВС - Санкт-Петербург» запланировано на октябрь. О ближайших планах по развитию студии, конкуренции с «Ленфильмом» и рисках российского кинобизнеса директор «РВС - Санкт-Петербург» ДМИТРИЙ МЕСХИЕВ рассказал корреспонденту РБК daily АЛИСЕ КУРМАНАЕВОЙ.
- Какова стратегия развития студии на ближайшую перспективу?
- Стратегия заключается в том, чтобы охватить как можно больше кинематографических сегментов. В ближайшем будущем мы собираемся запустить от шести до восьми проектов, совершенно разных - от ситкомов до серьезного экранного кино. Надеюсь, что через год с небольшим мы выйдем на 20 фильмов в год, из которых 50% будут сторонними заказами, а еще 50% - фильмами RWS. Сейчас мы открываем только первую очередь киностудии, а с конца этого года начинаем всерьез заниматься проектированием и строительством второй очереди, в которую войдут цеха, еще один большой павильон площадью 2500 кв. м и производственный корпус для хранения реквизита, костюмов и так далее. Также мы планируем сделать натурные площадки за городом еще с двумя павильонами, но это в будущем. Предполагается, что частично земля будет куплена, а частично взята в длительную аренду. Предполагаемая территория - от 6 до 10 га.
- Оправданно ли строить такие большие производственные мощности, притом что кино в России - бизнес рискованный? Ведь имеющиеся потребности легко покроют «Мосфильм», а также Киностудия им. Горького и «Ленфильм», если их привести в нормальное состояние.
- В Москве наряду с «Мосфильмом» и Киностудией им. Горького есть ряд довольно серьезных компаний, и работы хватает всем. Нельзя сказать, что такие студии, как RWS, имеют недостаток в заказах. RWS в Москве имеет четыре огромных павильона, свой пост-продакшн, базу и довольно большой штат. Есть еще киностудии, которые имеют свои павильоны, например, «Амедиа». И они успешно работают, несмотря на наличие «Мосфильма». Если сейчас выгоднее снимать ситкомы - они снимают ситкомы. Если вдруг станет выгодно снимать кино, то они будут снимать кино. Они стараются быть универсальными, это важный аспект. Такой киномонстр, как «Мосфильм», - это замечательно. Но мне кажется, что существование только государственных киностудий - гибель для нашего кинематографа, должны быть еще и частные студии. Приватизация государственной студии - необязательно превращение ее в бизнес-центры, отели или торговые площади. Пример строительства «РВС - Санкт-Петербург» доказывает обратное. Ведь это довольно большая площадь, где построен не склад или универмаг, а киностудия, и она как киностудия работает. Это доказывает перспективность и возможности этого бизнеса, если его правильно делать.
- Появление в Санкт-Петербурге такой большой производственной мощности, как RWS, может сильно ударить по испытывающему кризис «Ленфильму». Вы заявляли, что конкуренция способна помочь этой студии. Как вы себе это представляете?
- Если дела у «Ленфильма» идут плохо, вовсе не значит, что нельзя развиваться другим. Я выступаю против приватизации «Ленфильма», если это будет просто приватизация с правом перепрофилирования. А если это будет приватизация, когда киностудия останется киностудией, то почему бы и нет? В строительство «РВС - Санкт-Петербург» вложили огромные деньги. Значит, есть какие-то частные инвесторы, которые верят, что кинематограф - серьезное дело. Вкладывание десятков миллионов долларов - уже не игрушки, а обдуманные шаги. Главное - найти правильного инвестора, который будет делать кино. В лице RWS и АФК «Система» существует очень серьезный бизнес, который строит студии с нуля. Значит, есть шанс и на то, что приватизация «Ленфильма» может обернуться перерождением в новую современную студию. Я был бы счастлив, если бы так произошло.
- Где же тогда взять заказы, которые будут снимать и частные, и государственные студии? Ведь кино у нас снимается не так много и множество заказов спонсирует государство.
- Ничего подобного. Государство пока не было основным вкладчиком ни в один крупный проект нашего кино, не говоря уже о крупных сериалах. Основными вкладчиками были телеканалы и частные инвесторы. Государственные деньги - в основном до 1 млн долл. или до 29 млн руб., а бюджеты больших проектов переваливают за 10 млн долл. Остальные деньги дают частные инвесторы и телеканалы. Основной паровоз, везущий наш кинематограф, - телевидение. Оно производит не только телепроекты, но и широкомасштабные картины. Такие крупные и успешные проекты, как «Дозоры» и «9 рота», были сделаны телеканалами.
- Вы собираетесь сотрудничать с государством?
- У нас есть ряд проектов, которые мы обсуждаем с Министерством культуры. С государством работать нужно. Более того, мы понимаем, что нельзя делать только коммерческое кино, нужно делать и широкомасштабные проекты, и искусство, ведь искусство двигает кинематограф вперед. Мы обсуждали с Минкультом один крупный проект: большое историческое кино про Россию, про народ, про древность. Надеюсь, мы будем делать его на «РВС - Санкт-Петербург». Может быть, я сам возьмусь за него как режиссер.
- Кто на данный момент ваш основной заказчик?
- У нас есть ряд проектов, которые делаются другими студиями по заказу RWS, есть проект с каналом «Россия», с другими компаниями. Спектр возможностей расширяется, и меня это радует. Нельзя работать с одним партнером, это плохо даже не с точки зрения бизнеса, а с точки зрения некоего творческого ража. Без полета в кино нельзя.
- Вы говорили, что планируете привлекать к сотрудничеству западных партнеров. Есть ли какие-то приоритеты - к примеру, скандинавские страны или Прибалтика?
- Петербург как большая натурная площадка Западу интересен. Поэтому мы будем стремиться работать с европейскими, американскими, индийскими компаниями. Я уже разговаривал с финскими кинематографистами, у нас были предварительные обсуждения совместных проектов. С Прибалтикой сложнее, потому что там снимается мало кино и мы для них являемся более интересным стратегическим партнером, чем они для нас. Что касается остальных северных стран, то будем стремиться с ними работать. Но пока о каком-то конкретном сотрудничестве говорить рано.
- Какова направленность продюсерских проектов «РВС - Санкт-Петербург»?
- Мы собираемся ориентироваться на все. У нас работает редакционный отдел, который ищет и телевизионные проекты, и ситкомы, и игровое кино. Я хочу добиться максимального разнообразия. Может быть, потом это приобретет более узкую направленность, но пока, мне кажется, правильнее делать самую разнообразную продукцию. Пока я не готов говорить о том, сколько будет вложено в собственные продюсерские проекты. Сейчас для нас главное - найти материал и дальше уже предложить его по правильному адресу.
- Есть ли какие-то виды кинопродукции, которую в России можно делать массово и качественно?
- Массово и качественно мы можем делать разную продукцию. Целенаправленная работа над чем-то одним может оказаться губительной для индустрии. За последние годы уровень развития направлений кинематографа резко возрос. Это касается как телевизионной, так и кинопродукции. Не получилось стремительного и желаемого прорыва, но, мне кажется, прорыв и не нужен. Нужно постоянное наращивание темпов, объемов и качества. Мы должны выдерживать конкуренцию. Даже если мы будем квотировать продукцию, но при этом делать неконкурентоспособные фильмы, то никакие квоты не помогут. Зритель же видит разницу. Необходимо четкое знание и понимание того, какой продукт делают продюсер и режиссер. Вот за качество этого продукта мы должны бороться, чтобы наш кинематограф выжил.
01.10.2008
Комментарии
Написать комментарий