Интервью

"Теперь мы не высокотехнологичная, а медийная компания" - Марк Опзумер

"Теперь мы не высокотехнологичная, а медийная компания" - Марк Опзумер

Продав за $140 млн американскому поисковику Google систему контекстной рекламы "Бегун" (см. "Ъ" от 19 июля), Rambler Media подписала с Google соглашение об использовании поисковой технологии Google и технологии контекстной рекламы AdSense на русскоязычных интернет-сервисах Rambler.

О том, почему Rambler Media решила сосредоточиться на развитии медианаправления и в какие активы будут инвестированы средства, вырученные от продажи "Бегуна", корреспонденту "Ъ" АЛЕКСАНДРУ Ъ-МАЛАХОВУ рассказал генеральный директор Rambler Media МАРК ОПЗУМЕР.

- Сделка с Google получила неоднозначную оценку со стороны участников интернет-рынка. Многие говорят, что Rambler, продав "Бегуна" и заключив соглашение о поиске с Google, стал зависимым от американского поисковика.

- Я так не считаю. Мы пошли на соглашение с Google, чтобы сохранить конкурентоспособность и в конечном счете увеличить стоимость компании. Посмотрите на статистику за последние пару лет. Rambler уверенно терял долю на поисковом рынке: еще в декабре прошлого года у нас было около 17% поисковых запросов россиян, а в июле этот показатель был уже ниже 15%. Очевидно, при такой динамике Rambler не является прямым конкурентом Google и "Яндексу" на рынке горизонтального поиска, поэтому мы решили отказаться от развития бесперспективного направления. В этом контексте я считаю партнерство с Google очень удачным: мы уходим от прямой конкуренции с американским гигантом и одновременно получаем возможность улучшить релевантность собственного поиска за счет алгоритмов Google. Более того, отказавшись от работы над собственными алгоритмами, мы освободили ресурсы - как финансовые, так и человеческие. Эти ресурсы будут пущены на разработку так называемого вертикального поиска и медийных направлений.

- То есть по сути Rambler больше не высокотехнологичная компания?

- Да, теперь Rambler скорее медийная компания. Решение о смене приоритетов было непростым. Мы просчитывали различные сценарии развития компании с момента моего назначения на должность генерального директора в марте прошлого года. В итоге мы пришли к выводу, что сильная сторона Rambler в его медийных проектах. Поэтому мы решили сместить акценты и переориентировать компанию с поиска. Уверен, что для инвесторов это позитивная новость, ведь конкурировать все-таки нужно в тех сферах, где ты силен.

- Если говорить о смене стратегии и решении сосредоточиться на медийном направлении, каковы успехи компании в этой отрасли?

- Медианаправление всегда было сильной стороной "Рамблера". Наша главная страница, новостные ресурсы Rambler Mass Media и Lenta.ru, сайт сравнения товаров и цен Price.ru, такие проекты, как "Рамблер-спорт", "Рамблер-игры", Rambler Vision, рейтинг-классификатор Rambler's Top100 и многие другие,- это успешные медиа и развлекательные сервисы, которыми пользуются миллионы пользователей. "Рамблер" очень популярен среди пользователей 19-45 лет, такое ядро пользователей является привлекательным для рекламодателей. Конечно, как одному из лидирующих интернет-брендов "Рамблеру" необходимо предлагать поиск своим пользователям, так как это одна из опций, интересующих интернет-юзеров, но пользователи также хотят общаться, читать новости, играть в игры, смотреть видео, слушать музыку, сравнивать товары и цены.

- Это объясняет решение отказаться от развития поиска, но не продажу системы контекстной рекламы "Бегун". Это же прибыльная компания, которая не привязана к поиску, а продает рекламу на партнерских сайтах.

- Да, "Бегун" - отличный актив. И на первый взгляд его продажа может казаться нелогичной. Но если мыслить стратегически, сделка оказывается вполне оправданной. Дело в том, что "Бегун" имеет мало собственного трафика, компания растет за счет партнерских сайтов. При этом партнеры забирают себе все больше выручки, и эта тенденция сохранится в будущем. Поэтому для "Бегуна" стратегически важно иметь собственный трафик в больших количествах, и он его получил, став частью Google. Что касается Rambler, для нас эта сделка по сути мало что изменила, ведь мы продолжим монетизировать трафик Rambler, размещая контекстную рекламу "Бегуна".

- Сразу после объявления о сделке с Google аналитики заговорили о том, что Rambler сильно подпортил историю успеха российскому поисковику "Яндекс", который планирует разместить на американской бирже NASDAQ часть акций. Согласны ли вы с мнением, что продажа "Бегуна" сильно навредит "Яндексу"?

- Мне сложно судить о каких-либо последствиях этой сделки для "Яндекса", но пока эта компания - лидер российского поискового рынка. Разумеется, "Яндексу" будет сложнее конкурировать с Google, который в одно мгновение превратился из аутсайдера локального рынка контекстной рекламы в сильного игрока. Но все-таки у меня есть уверенность, что в ближайшие годы места на рынке хватит всем - и Google, и "Яндексу".

- В конце прошлого года вы заключили соглашение с IMHO VI, которая получила право постепенно выкупить ваше рекламное агентство Index20. В свою очередь IMHO VI взяла на себя обязательство в этом году удвоить выручку компании от медийной рекламы, то есть довести ее примерно до $40 млн. И хотя по итогам первого полугодия IMHO VI уложилась в план (около $22 млн), участники рынка говорили, что в первом квартале план был провален. Вы не опасаетесь, что провал первого квартала может повториться в будущем?

- Мы не раскрываем и не обсуждаем квартальные результаты. Но я могу сказать, что удовлетворен работой с Арсеном Ревазовым и Светланой Гороховой (председатель правления и гендиректор IMHO VI соответственно.- "Ъ"). У них отлаженные технологии продаж и огромная клиентская база. Стратегически партнерство с IMHO VI выгодно для Rambler Media с точки зрения привлечения на нашу площадку крупных рекламодателей, размещавших ранее рекламу на ТВ. Сейчас все больше потребителей тратят деньги в интернете, и крупные рекламодатели, ранее смотревшие на интернет свысока, неизбежно начнут размещать рекламу в сети. Чтобы продавать больше товаров, многие бренды будут вынуждены расширять рекламные бюджеты на интернет. Мы рассчитываем, что в работе с такими клиентами нам поможет IMHO VI, которая благодаря вхождению в ГК "Видео Интернешнл" имеет доступ к уникальной клиентской базе. Rambler Media в свою очередь может предоставить клиентам IMHO VI качественную аудиторию.

- Чем так хороша ваша аудитория? Если судить по численности, то, по данным TNS Gallup, она почти в два раза меньше, чем у "Яндекса" и Mail.ru.

- Рекламодатели оценивают не только количество, но и качество аудитории. Для многих кампаний аудитория Mail.ru и "Яндекса" избыточна. В этих случаях клиентам не нужна вся аудитория, им нужен совершенно определенный набор социально-демографических характеристик. К примеру, производители автомобилей с удовольствием покупают рекламные площади в тематических журналах, пусть даже их тираж невелик. То есть рекламодателям нужна именно та аудитория, которая потенциально может купить продвигаемый продукт. Посетители портала Rambler.ru в этом смысле очень интересны, ведь это преимущественно образованные люди в возрасте от 19 до 45 лет.

- Если у вас качественная аудитория, то почему вы так поздно установили счетчики TNS Gallup?

- Я не считаю, что мы поздно присоединились. Вернее, я не знаю, почему мы не начали переговоры с TNS раньше, но сразу после моего назначения весной прошлого года мы приступили к обсуждению деталей сотрудничества. Уже в феврале этого года все формальные процедуры были пройдены. Да, до сих пор не весь трафик Rambler Media охвачен счетчиками TNS Gallup, но мы работаем над этим, и уже совсем скоро все наши ресурсы будут охвачены статистикой TNS. Я хочу подчеркнуть, что мы не имеем ничего против исследований TNS. Напротив, мы понимаем их важность для развития рынка, для привлечения новых рекламодателей. Клиент должен знать, за что он платит.

- Счетчики TNS как-то повлияли на лояльность рекламодателей, на объем выручки?

- В первом полугодии наши доходы выросли на 153% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В этом есть, безусловно, заслуга как TNS, так и IMHO VI.

- Кстати, об IMHO VI. Mail.ru отказался от эксклюзивного контракта с этой компанией еще в 2006 году, поскольку она работает только с крупными рекламодателями. Вам не кажется, что тесное партнерство с IMHO VI негативно скажется на числе клиентов с небольшими бюджетами?

- Я не хочу комментировать действия Mail.ru. Что касается Rambler, у нас есть Index20, который традиционно работает в том числе с небольшими рекламодателями. Поэтому мы не опасаемся оттока клиентов из-за партнерства с IMHO VI.

- Как вы оцениваете перспективы медийной рекламы в интернете? Можете дать прогноз относительно его дальнейшего развития?

- В данный момент на интернет приходится лишь малая доля рекламного рынка в России. Она составляет около 3-4%, при том что телевидение охватывает порядка 50%. В западных странах объем рекламных продаж на интернет-площадках достигает 10% от рынка в целом.

Интернет на сегодняшний день самый активно развивающийся сегмент рекламного рынка, рост которого значительно превышает рост рынка в целом. Рынок интернет-рекламы был оценен примерно в $360 млн в 2007 году и, по прогнозам, превысит $1 млрд к 2010 году. В прошлом году он вырос более чем на 75%, в соответствии с данными АКАР. Сейчас доли сегментов баннерной (дисплейной) и контекстной рекламы примерно равны, но ожидается, что в будущем на контекст и баннеры будет приходиться 60 и 40% соответственно, при этом стоить отметить привлекательность обоих сегментов. Благодаря сбалансированной линейке продуктов и сервисов "Рамблер" способен генерировать значительную выручку от продажи как баннерной, так и контекстной рекламы на своих площадках.

- Обсуждается ли в рамках холдинга "Проф-медиа" возможность продажи пакетной рекламы?

- В ближайшее время такие предложения не появятся, мы этот вопрос не обсуждаем. Возможно, в будущем что-то подобное и произойдет, но мой опыт подсказывает, что эффективность пакетной рекламы не доказана. Все-таки рекламодатели хотят достигать определенных целей и поэтому сами выбирают, на какой площадке и сколько им потратить денег. Пакетная реклама в этом контексте вряд ли интересна, так как, по сути, вам продают то, в чем вы не нуждаетесь.

- Вы декларируете, что приоритетом для вас является увеличение стоимости компании. Но капитализация Rambler Media на LSE если и растет, то очень медленно по сравнению с конкурентами. К примеру, Mail.ru за прошлый год подорожал почти вдвое, судя по сделкам с Naspers.

- Между Rambler и Mail.ru есть большая разница. Mail.ru непубличная компания, поэтому стоимость компании в меньшей степени зависит от ситуации на финансовых рынках. Стороны могут договориться о любой цене. Rambler же является публичной компанией, поэтому ее стоимость тесно коррелирует с поведением фондового рынка. Сейчас финансовые рынки, в том числе и российский, крайне волатильны. Более того, многие индексы - а в особенности индексы развивающихся стран - сильно просели из-за кризиса. В то же время капитализация Rambler Media за последние три месяца выросла на 13,2%. То есть мы растем на падающем рынке - я считаю это успехом. Аналитики рынка прогнозируют рост стоимости акций выше существующего уровня, это говорит о том, что наш бизнес растет.

- После сделки с Google вы объявили о том, что у вас есть $100 млн свободных средств. На что вы их потратите с учетом того, что в рунете осталось откровенно мало привлекательных активов?

- Мы постоянно ведем переговоры о потенциальных покупках с разными компаниями. Раскрывать названия, к сожалению, не могу. Могу лишь сказать, что нас интересуют прежде всего медийные активы, связанные, например, со спортом. Добавлю также, что не все $100 млн мы потратим на поглощения - мы будем развивать и собственные проекты внутри Rambler.

Мы не хотим покупать только потому, что у нас есть деньги. Фактически мы предпочитаем оставаться консервативными и делать покупки, оправданные с точки зрения наших акционеров, в том числе и по цене, мы приобретаем только те продукты, которые могут достаточно быстро увеличить наш трафик или выручку, а также те, которые позволят нам занять лидирующие позиции на рынке. За последнее время мы приобрели сравнительно мало. Мы консолидировали нашу долю в Price.ru. В "Рамблере", мы полагаем, нет необходимости объединять все сервисы под одним брендом. Мы знаем, что у разных брендов разная аудитория, пользователи интернета любят посещать разные сайты. Возможно, мы приобретем несколько небольших проектов или осуществим одно большое приобретение.

- Что собой представляла Rambler Media до вашего появления в компании? Что изменилось в плане как стратегии развития, так и финансовых показателей?

- С финансовой точки зрения компания не была прибыльной, во второй половине 2007-го и первой половине этого года мы приняли ряд мер по улучшению ситуации. Во-первых, мы продали "Рамблер-ТВ" и сфокусировались на интернет-направлении, создали новую менеджерскую команду. Мы купили "Бегуна", чтобы занять долю рынка контекстной рекламы. Сейчас мы продали "Бегуна", что является частью нашего стратегического плана по партнерству с мировым лидером в области поиска. Рекламные продажи продолжают стремительно увеличиваться, и сейчас наш бизнес намного более прибылен. Кроме того, мы провели множество исследований аудитории, чтобы выяснить, почему пользователям нравится и не нравится "Рамблер", в результате в этом году мы объявили о запуске новых продуктов и об инициативах компании по обновлению бренда, таких как титульное спонсорство в Кубке России по футболу, партнерства в области видео, игр, поиска.

КоммерсантЪ

21.08.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 20:41
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация