Интервью

"У каждой компании - своя стратегия и свои планы" - Андрей Охлопков

"У каждой компании - своя стратегия и свои планы" - Андрей Охлопков

Генеральный директор группы компаний «Союз-Виктан» говорит, что со вступлением Украины в ВТО украинским виноделам для выживания придется кооперироваться с мировыми производителями.

До прихода в водочный бизнес вы занимались экспортом стали. Кто был вашим партнером и почему отказались от этого направления?

У вас не совсем верная информация. Работу в алкогольной отрасли мы начинали с экспорта вина. А до этого было небольшое производство стройматериалов. Это был конец 80-х - начало 90-х. В дальнейшем  сконцентрировались на алкоголе. У истоков бизнеса стояло два учредителя: я и мой партнер Виктор Удовенко.

Почему решили сконцентрироваться именно на алкогольном бизнесе?

Крым - регион винодельческий. Начали мы с торговли вином, потом перешли на продажу водки. Концентрируясь на чем-то одном, достигаешь намного больших результатов, нежели распыляя свои усилия на много направлений. Компания «Союз-Виктан» была основана в 1994 году. Первые наши поставки были на российский рынок.

Почему именно в Россию?

До 1996 года на российском рынке алкоголя сложилась уникальная ситуация. Экспорт из Украины в Россию не облагался ни НДС, ни акцизным сбором. Не взимались налоги на алкоголь и на территории России. В результате украинская водка эшелонами ехала на территорию России. Правда, вскоре это все в один момент прекратилось. Был издан указ о налогообложении украинской водочной продукции, после чего вся отечественная водка осталась на территории Украины. Вновь вышли мы на российский рынок лишь в 2003-2004 годах.

Кто сейчас осуществляет контроль над компанией «Союз-Виктан»? Какой процент принадлежит лично вам?

Среди акционеров «Союз-Виктана» несколько финансовых институтов: международные фонды, один западный банк и физические лица, в том числе и я. Свои доли акционеры не разглашают.

Вы можете назвать эти фонды?

Банк ING позволяет называть себя в числе наших акционеров. Что касается фондов, то это очень известные американские, британские, швейцарские компании. Однако они из-за высокой конкуренции не разглашают те сферы, в которые инвестируют.

Расскажите о выходе на украинский и на российский рынок. На каком из них конкуренция выше?

Украина, как и Россия, - водочное государство. Водочные рынки двух государств устроены по-разному, функционируют по-разному, но оба очень конкурентны. Нельзя сказать, что на тот либо другой рынок выходить проще.

На российском рынке намного позже началась консолидация. И географически Россия намного больше, чем Украина. Сыграло роль и российское законодательство, которое до последнего времени стимулировало некую региональную раздробленность рынка.

Украинский рынок консолидировался намного раньше. Он более структурирован в плане оптовой торговли, дистрибуции. На рынке действуют четыре крупные дистрибуционные компании, которые охватывают практически всю территорию страны. В то же время в России нет ни одной дистрибуционной компании, которая бы занималась поставками на территории всей России. Дистрибьютор также имеет локальную прописку.

Сейчас у вас на территории России два завода, и оба были куплены, а не построены с нуля. Почему был выбран именно такой вариант работы на российском рынке? 

У каждой компании - своя стратегия и свои планы. Мы купили действующие предприятия. Одно из них модернизировали, увеличили мощности. Это забрало намного меньше времени, чем если бы мы строили завод с нуля. 

Вы планируете покупать либо строить новые заводы? О покупке заводов на территории ЕС не задумывались?

На данный момент нам хватает производственных мощностей. Не думаем мы пока расширять и существующий портфель за счет европейских брендов. Возможно, будут найдены другие методы кооперации. Но пока мы не принимали решения ни насчет покупки европейских предприятий, ни насчет дистрибуции непрофильных для нас продуктов, к примеру, виски или французских коньяков.  

Оцените перспективы роста сегментов алкогольного рынка.

Сегмент вина будет еще довольно долго расти. Франция потребляет 50 литров вина на душу населения, у нас это лишь 5-6 литров.

Очень активно будет расти потребление коньяков. За последние несколько лет показатель потребления коньяков у нас увеличился в два раза. Другое дело, что у нас разница в цене между водкой и коньяком совсем несущественная. Ситуация, однако, в ближайшее время будет меняться. Разница в цене между водкой и коньяком - увеличиваться. Причины очевидны: сырье коньячное дорожает, акциз на коньяк поднимается. Уже в этом году разрыв между коньячным и водочным рынками начнет увеличиваться. Многое зависит и от акцизной политики государства. Коньяк оторвется от водки в цене в ближайшие 2-3 года. Темпы роста самого коньячного рынка будут сокращаться. Но расти он еще будет 5-7 лет. 

А водочный рынок?

Рынок водки уже не будет расти. У нас не развита культура потребления водки в коктейлях, а молодое поколение все чаще тяготеет к потреблению тех напитков, которые новы для нашей культуры, виски, например. 

Мы коснулись вопроса роста стоимости алкогольной продукции. Насколько может подорожать водочная продукция в ближайшее время?

Фактически она уже подорожала. В целом по рынку - на 10%. Тут сыграли свою роль повышение акцизов, инфляционные процессы, рост стоимости сырья. До конца года, я думаю, водка подорожает еще на 10-15%.

А коньяк?

На коньяк акцизы увеличились в полтора раза с начала года. И, насколько мне известно, согласно законопроекту, который вносит изменение в госбюджет, планируется увеличение акцизов еще в 2 раза в связи с началом переговоров о создании зоны свободной торговли с ЕС. Резкий рост акцизов, фактически, за один год в три раза - это очень высокая налоговая нагрузка.

При этом коньячное сырье как внутри страны, так и в тех странах, из которых оно традиционно импортируется, также растет в цене. Темпы роста коньячного производства замедлятся. А может, и вовсе остановятся.

Предприятия в последние годы активно инвестировали средства в модернизацию основных фондов, расширение производственных площадок и виноградарство.

Из-за резкого роста акцизов одновременно с ростом цен на основное сырье предприятиям понадобятся дополнительные оборотные средства. И об инвестициях, модернизациях придется на некоторое время забыть. Наиболее сложно при таком сценарии будет мелким производителям.

Что будет с виноделами?

Ждут сложности и винодельческую отрасль. Пошлины на импортную продукцию резко снизятся, что очень усложнит конкуренцию украинской продукции с зарубежными виноделами. На украинский рынок придут качественные недорогие европейские вина, с которыми конкурировать будет очень сложно.

Что в таком случае делать украинским виноделам, чтобы сохранить свои позиции на отечественном рынке?

Доля украинских вин будет падать. Как пример, можно посмотреть на российский рынок. Что-то подобное будет и у нас. На данный момент на украинском рынке представлена лишь молдавская и грузинская продукция. Это те страны, с которыми у нас беспошлинная торговля. Со вступлением в ВТО на наших полках появится продукция многих зарубежных производителей. Чтобы выжить, украинским виноделам нужно будет искать какие-то пути кооперации с мировыми производителями.

Каким образом «Союз-Виктан» будет сохранять свою долю на рынке?

Мы достаточно много денег вложили в торговую марку «Коктебель». В последнее время была проведена существенная реконструкция наших заводов. Потому и по качеству, и по цене мы сможем составить конкуренцию европейским производителям.

Осенью 2006 года вы открыли представительство в США. Каковы перспективы американского рынка для отечественных производителей?

Американский рынок -один из крупнейших в мире. В денежном выражении российский и американский - это два наиболее крупных рынка в мире. Для американского рынка мы разработали собственный бренд Silk Vodka.

Отработали мы пока лишь один год, поэтому о конкретных результатах можно будет говорить через 3-5 лет.

Компания заявляла о планах выхода на IPO. Когда планируются размещения, идет ли сейчас подготовка к нему?

Я думаю, что это будет не раньше 2010 года. Этому есть две причины. Первая: когда появляется новый инструмент, то все хотят его опробовать. Мы переросли желание сделать это быстро. Второй момент: биржа - это механизм привлечения дополнительных ресурсов, но не единственный. Компания к выходу на внешние рынки капитала готова и уже делала это. Кроме того, нужно учесть ситуацию, которая имеет место сейчас на международных рынках. Финансовый кризис не способствует первичному размещению акций.

О каком пакете может идти речь?

Пока еще слишком рано об этом говорить.  

Ваше отношение к ограничению рекламы алкогольной продукции?

Ограничение на рекламу алкоголя необходимо. Но должен превалировать дифференцированный подход к рекламе алкоголя. Возможно, необходимо провести небольшую ревизию уже существующего законодательства. Вместе с тем, важно проводить взвешенную политику, а не так: рубанули, а там посмотрим, что получится.

Также необходимо обратить внимание на то, что пиво считается неалкогольным напитком, вследствие чего оно рекламируется в любое время и в любом месте. Можно было бы сделать некое послабление на рекламу винной продукции. Это дало бы возможность украинскому виноделию усилить свои позиции. В любом случае хотелось бы, чтобы процесс внесения изменения в законодательство был более взвешенным, с учетом мнений экспертов отрасли.

«Союз-Виктан» активно занимается различными спонсорскими проектами, а также концертными мероприятиями. Чем обусловлен интерес компании к этой деятельности?

Нам нужен здоровый потребитель. Спонсируя спорт, мы спонсируем здоровье нашего потребителя. Нам нужна здоровая нация. Кроме того, мы живем жизнью и интересами нашего потребителя - слушаем одну и ту же музыку, смотрим одни и те же фильмы.

В прошлом году в компании произошло несколько кадровых изменений. Были назначены генеральные директора «Союз-Виктана Украина» и «Союз-Виктана Россия». С чем связаны эти изменения?

Мы ввели должности генеральных директоров и дали им полномочия развивать бизнес в своем регионе. Рынки довольно разные, потому требуют разного подхода. Люди были назначены не так давно, поэтому выводы делать рано. Сейчас они смогли лишь погрузиться в среду и сделать какие-то первые изменения в своих подразделениях.

Какие перед ними ставятся задачи?

Рост доли рынка и увеличение доходности подразделений.  

Оцените перспективы развития слабоалкогольной отрасли в Украине.

Бурного роста этого сегмента не будет, хотя в прошлом году рынок показал порядка 10%. Основной конкурент слабоалкоголки - это пиво. С пивом очень сложно конкурировать, ведь у «пивников» и акцизы меньше, и нет ограничения по рекламе.

Info. Андрей Охлопков
Родился 6 мая 1966 года в городе Конотоп Сумской области.
 Вначале 90-х годов занимался предпринимательской деятельностью.
 В 1994 году создал компанию «Союз-Виктан», которой с тех пор и по сегодняшний день руководит.
 В 1996 году окончил факультет «Экономика и менеджмент» Крымского экономического института природоохранного и курортного строительства.
 В 2000 году получил диплом Межрегиональной академии управления персоналом, специальность «Международная  экономика и управление персоналом».
 Женат, трое детей.
 Увлекается горными лыжами.

Информация о компании
Сегодня «Союз-Виктан» - компания с 29 филиалами, работающая на всей территории страны, есть также два завода в Подмосковье, торговая компания в Москве с региональными представительствами по всей территории России и американское торговое представительство в Нью-Йорке. Производит водку, вино, коньяки и слабоалкогольные напитки.

По данным исследования по-требительских предпочтений
и стиля жизни россиян (TGI-Russia), водка «Союз-Виктан на Березовых бруньках» является наиболее потребляемым брендом в категории «Водка
и горькие настойки».
Исследование, проведенное компанией «Комкон»
в IV квартале 2007 года, наглядно демонстрирует водочные предпочтения россиян - наибольшее количество (21,4%) респондентов употребляли именно эту водку.
В целом торговую марку знают практически половина участвующих в опросе респондентов (48,9 %), и по этому показателю водка занимает
2-е место, немного уступая марке-старожилу российского водочного рынка - водке «Гжелка».

Вклад в охрану природы
Компания «Союз-Виктан» внедрила систему ISO 14001:2004. Ее основным предметом является система экологического менеджмента, и прежде чем пригласить на предприятие аудиторов, руководство компании должно разработать и претворить в жизнь довольно масштабный проект реконструкции производства.

$70 млн.
составила сумма кредитных нот, которые погасила группа компаний «Союз-Виктан». Размещение данного выпуска состоялось в сентябре 2006 года

Особенности американского рынка
Рынок крепкого алкоголя США является самым перспективным и одновременно самым конкурентным в мире. Только за последние два года более 250 водочных брендов пытались зайти в США, но далеко не все эти попытки увенчались успехом. Одна из причин кроется в американских законах, регулирующих оборот алкоголя.

«Союзники» в Штатах
У компании «Союз-Виктан», которая в сентябре 2006 года открыла представительство в США (Нью-Йорке), изначально были контракты с некоторыми дистрибьюторами. До недавнего времени «Союз-Виктан» продавался в 8 самых больших американских городах, на которые приходится более 60% потребляемой в США водки.

Татьяна Недоризанюк
«Дело»

15.05.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Энергия шрифтов 2

Энергия шрифтов 2
Энергия шрифтов 2. Книга "Энергия шрифтов 2" предлагает читателю более 1600 различных шрифтов, созданных в самых известных на сегодняшний день дизайн-студиях всего мира для дизайнеров, режиссёров, арт-директоров и типографов, и рассказывает о лучших работах. "Энергия шрифтов 2" поможет Вам найти наиболее высококачественные и современные шрифты. Вы узнаете о таких агентствах, как No Bodoni, Underware, You WorkForThem, а также Parkinson, Holland Fonts и Neufville Digital. Стили шрифтов варьируются от лучших классических работ Франсистека Сторма до новейших работ студии Atomic Media. Полный список дизайнерских мастерских, их веб-сайтов и телефонных номеров позволяет читателю напрямую задать интересующий его вопрос дизайнеру. Не менее полезны окажутся глоссарий терминов по типографике и индекс для быстрого поиска. "Энергия шрифтов 2" издана вместе с диском. Книга и диск - это лучший способ найти универсальный шрифт на все случаи жизни или же особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 20:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация