Интервью

"Сейчас как раз пришло время улучшать ассортимент" - Михаил Дудник

"Сейчас как раз пришло время улучшать ассортимент" - Михаил ДудникСамые значительные перемены подкрадываются, как правило, незаметно. Только оглянувшись назад, можно понять, что предпосылки к ним были видны уже давно. На первый взгляд, глобальных перемен в розничной торговле в Украине вроде бы не предвидится, однако постепенное смещение акцентов в работе операторов рынка все же есть.
О том, на что стоит обратить внимание, а также о перспективах новых форматов и стратегий работы в интервью «Компаньону» рассказал Михаил Дудник, вице-президент по маркетингу корпорации Fozzy Group.

На ваш взгляд, были ли за последнее время на рынке ритейла события, которые можно было бы назвать знаковыми?

На рынке за последний год действительно ничего особенного не происходило - более или менее планомерное развитие. Но мы знаем, что такие незаметные перемены часто приводят к глобальным последствиям. Главным трендом прошедшего года я назвал бы развитие формата гипермаркетов. Эта тенденция оформилась в 2007 г.. и. я думаю, что в 2008-м будет много интересных событий, с ней связанных.

Развитие гипермаркетов подталкивает еще один процесс - в ассортименте сетей все большую роль играет группа свежих товаров, в которую в первую очередь входят овощи, фрукты, а также охлажденная рыба (из того, что не было раннее распространено). Причем это касается не только гипермаркетов, но и супермаркетов.

Сейчас как раз пришло время улучшать ассортимент. Ранее такого внимания к «свежести» не было не из-за того, что сети этого не хотели, а ввиду существования технических сложностей - слишком уж долго у нас в стране отсутствовали два важных звена в цепочке движения продукта от фермера к покупателю. Не было компаний, которые могли бы объединить достаточное количество закупок у фермеров и обеспечить логистику по всей стране. Так сложилось исторически. Вспомните старый советский журнал «Крокодил». Там основной темой было плачевное состояние овощных баз: покосившиеся сараи, явно гнилые продукты и стая довольных ворон. Часть проблемы именно в этом. Супермаркетам нужно было время, чтобы стать значимой закупочной силой.

Кроме того, происходят и инфраструктурные изменения. Проявляются тенденции, основанные на расширении предложения и росте качества услуги. Уже в ближайшее время появится новый для нашей страны формат - продуктовый бутик. Это средний или даже малый супермаркет, ассортимент которого смещен в сторону предпочтений гурманов.

Вы считаете, что наш потребитель уже готов к такому формату продуктовой розницы?

Предложение это не будет массовым, и повсеместным такой формат не станет. Бутики появятся только в городах с населением более миллиона человек. Они будут скорее всего несетевыми, а наценки в них - высокими. Цена на полке такого бутика будет выше, чем в супермаркетах, на 10-30% в зависимости от товара. Если все сделают правильно, то основная коммуникация к потребителю станет звучать примерно так: «У нас вы сможете найти самый лучший ассортимент». «Лучшесть» ассортимента будет измеряться критериями его широты и глубины, а также представленностью продуктов, практически не встречающихся в сетях. Особое внимание станет уделяться кулинарии и свежей группе в целом.

Уже сейчас ходят слухи о том, что некоторые компании работают в этом направлении, но комментировать их я не хотел бы.

В каком формате в данный момент наиболее выгодно работать сетям?

В разных форматах, главное - работать правильно. Говоря о форматах, начну с ди-скаунтеров. В чистом виде они появились в Германии после Второй мировой войны. Причиной их необходимости был дефицит денег у потребителей. Выглядели эти магазины просто как помещения, где были расставлены ящики с продукцией, и сервиc практически отсутствовал. Тогда там это сработало. Но когда в подобном виде это стали применять в Украине, формат не прижился. У нас есть так называемый мягкий дискаунтер. Указанный сегмент в данный момент большой, но его популярность зависит от региона.

Другой формат, в котором хорошо работать, - магазины у дома. Особенность их состоит в том, что туда в отличие от гипер-маркета или супермаркета люди идут докупать то, что у них закончилось.

Следующий уровень - супермаркеты. Сейчас в магазинах такого формата покупатели оставляют большое количество денег. Мы не знаем доходов потребителей, но знаем их расходы. Поверьте, сегодня намного больше людей, которые тратят много, чем тех, кто тратит совсем мало. Особенно в крупных городах.
Какие маркетинговые стратегии сети наиболее часто используют, работая на отечественном рынке? Что ранее было недоиспользовано операторами?

 Практически все сети продолжают экспансию. Всем интересны новые локации, покупка или строительство новых точек. Вместе с тем экспансия не происходит в пустоте. В каждый новый супермаркет или гипермаркет приходят покупатели с деньгами в карманах, которые они могли бы оставить в другом месте. Поэтому сейчас все больше внимания уделяется запросам потребителей и развивается качество услуг.

В сетях ценовых сегментов «средний» и «средний плюс» все более явным становится то, что для покупателей значимость цены постепенно уходит на второй план в сравнении с ассортиментом. Несмотря на то что цена должна все равно оставаться справедливой, самое яркое впечатление у покупателя оставит общая атмосфера в магазине, то есть то, с чем он оттуда выходит. А до этого момента на его мнение может повлиять все что угодно. Думаю, не ошибусь, если скажу, что все сети работают над ассортиментом и повышением качества услуг. Нельзя сейчас однозначно сказать, какая из сетей какую из стратегий использует в чистом виде: ценовую, сервисную или продуктовую. Используется все сразу.

Что послужило причиной изменений сети «Сільпо»?

Давайте вспомним, когда сеть «Сільпо» вышла на рынок. В конце 1990-х ожидания потребителей, на которые и ориентируются сети, были понятны и просты. Сейчас, когда они изменились, изменились и мы. Нашим первым заявлением, сделанным в связи с переменами, было то, что «мы изменяемся к лучшему». Раз пообещали, то будем теперь следить за результатами.

Если говорить о росте цен в магазинах сети, то это не связано с репозиционированием. Все проще - это ответ на рост закупочных цен и инфляцию. Да, наша наценка является коммерчески оправданной, но икак не завышенной. Величина наценки колеблется в зависимости от категории товаров, сроков и условий их хранения. В среднем по рынку она составляет около 15%.

Как изменились отношения сетей с поставщиками продукции? Какие аспекты в данный момент являются наиболее острыми?

Нужно понимать, что всегда и везде найдутся довольные и недовольные. Правильнее обсуждать каждый конкретный случай.

В наших супермаркетах представлены практически все известные отечественные и зарубежные бренды. Когда я говорю изве-стные, то имею в виду те, которые пользуются спросом у потребителей. Если бы у нас были, как вы сказали, острые отношения с поставщиками, то это было бы заметно по отсутствию продукции поставщика на полках.

Но все это внешние проявления, следствия. Причина совсем в другом. Возьмем, к примеру, абстрактный продукт «X». Его покупатели знают и любят. Но вдруг что-то происходит с его реальным и воспринимаемым качеством. Всем знакома «любимая песня» потребителей о том, что продукт «X» вдруг испортился, тогда как на самом деле производитель не менял качества товара. В подобных случаях сказывается такое понятие, как «скука потребителей». Продукт сначала что-то говорил потребителям на понятном им языке, был им интересен, а потом или стал повторяться, или перестал что-либо сообщать вообще. Причем тогда здесь сеть? Второй аспект, о котором хочу упомянуть, - дистрибуция. Если продукта «X» нет на полках магазинов из-за перебоев с поставками, то это снова проблема производителя, а не сети.

Если производитель что-либо начинает делать не так, у него возникают сложности в отношениях с покупателями. А сети ориентируются только на покупателей. Ни у кого ничего не получится, если покупатель от продукта откажется.

Прогресс в отношениях есть. От каждой компании можно получить данные по доле рынка, их планы продаж и т. д. Есть наши собственные данные, опыт работы в категории и с этим производителем в частности. На основе всего этого и принимается решение, так что появление или исчезновение товара с полки - ни магия, ни волшебство и ни злая воля.

Больше всего недовольства у производителей, как правило, вызывают private label (СТМ). И здесь тоже все понятно. Вернемся к продукту «X». Если мы можем сделать такой же продукт или даже лучше по конкурентной цене, а производитель продолжает сидеть на месте и ничего не делать, то, конечно же, он будет недоволен результатами конкуренции. И в этом я его могу даже как-то понять.

Планирует ли компания развитие специализированных сетей?

У нас есть сеть аптек «Будь здоровий», у которой на данный момент около 20 точек. Для себя мы оцениваем эту сеть как несколько затянувшийся пилотный проект. Но в этом году будем его развивать: изменим внешний вид точек, название и само предложение.

Пока других проектов специализированных сетей не намечается.

Эксперты прогнозируют, что к 2010 г, проникновение СТМ в розницу в мире достигнет 27%. Какими вы видите перспективы ближайших двух-трех лет?

Исследование, о котором вы говорите, - это ACNielsen Power of Private Label. На наши реалии его результаты переносить не стоит. Во-первых, его проводили во всем мире и данные в итоге получились усредненными. К тому же не надо забывать о том, что на европейском рынке высока доля СТМ в непродовольственных категориях, тогда как у нас они в основном продуктовые. А каждый ритейлер идет путем, который он считает наиболее рентабельным. Мы начали с продуктов питания, но постепенно будем переходить и к нон-фуду. Идея состояла в том, что мы хотели бы, чтобы нашу ТМ ассоциировали в первую очередь с продуктами. Нужно время, чтобы люди попробовали продукты ТМ «Премия», сложили о марке свое мнение. К тому же в супермаркетах категория нон-фуд, как правило, представлена слабее, чем в специализированных сетях. Изменения в ассортименте, я думаю, произойдут через два-три года.

А вы не опасаетесь, что, активно развивая ТМ «Премия», испортите отношения с поставщиками и потребителями, которым сужаете выбор?
 
Мнение потребителя нам очень важно. Мы следим за частотой посещений наших супермаркетов, уровнем расходов на ту или иную продуктовую группу. По ТМ «Премия» у нас результат положительный. Что касается сужения выбора, то из-за появления СТМ ни один товар с наших полок не исчез. Если что-то и уходит из сети, то совсем по другим причинам, и каждую позицию мы обсуждаем очень тщательно.

Какие программы лояльности используются вами в данный момент?

Покупатель лоялен, когда у него от покупки в магазине положительное впечатление. А оно складывается из цены, ассортимента и сервиса. Все другие предложения являются всего лишь дополнением. Сейчас мы предоставляем покупателям скидки в обмен на информацию о совершаемых покупках. Долгое время у нас работала дисконтная программа, теперь же она постепенно заменяется на накопительную. Общая скидка заменена на специальные предложения в тех категориях, к которым покупатель чаще всего обращается, и эта скидка выше. Кроме того, покупателю предлагается скидка на продукцию, которую он мог бы купить, но почему-то еще не сделал этого. Таким образом мы его немного подталкиваем. Свой индивидуальный сертификат с накопленными бонусами и специальными предложениями покупатель получает в конце каждого квартала. Пока эта программа внедрена в десяти регионах, но мы ее разворачиваем по всей стране.

Анна Алексеева
Компаньон

27.03.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Перестройка моды

Перестройка моды
Перестройка РјРѕРґС‹. Р В РІР‚в„ў этом издании РјС‹ предлагаем РѕР±Р·РѕСЂ феномена альтернативной РјРѕРґС‹, который РІРѕР·РЅРёРє Р Р† конце XX века Р Р…Р В° фоне распада советской империи. РљРѕРіРґР° богема 1980–1990-С… РіРѕРґРѕРІ пыталась рефлексировать Р Р…Р В° современность через контркультурные наряды, без особых шансов Р Р…Р В° реализацию идей Р Р† РІРёРґРµ одежды, так как легкаРРРРвЂвРІР‚ћСћР В РІР‚™Р’ Р В Р вЂ Р В РІР‚љРІвЂћвЂ“Р В Р’В Р В Р РЏ промышленность Р С‘ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° страны Р Р† этот период стремительно увядали. Эту историю предлагается рассматривать Р Р† канве взлета Р С‘ падения Р Р…Р Вµ менее сложной истории советской РјРѕРґС‹, декларативно претендовавшей Р РЋР С“ первых лет существования Советского РЎРѕСЋР·Р° Р Р…Р В° то, чтобы стать альтернативой буржуазной РјРѕРґРµ. ИсСвЂСвРРвРвР‚љР’ Р В Р’ РІР‚љРЎвЂєР РЋРЎвЂєР В Р’ Р’ Р’ Р’ РЎвЂўР РЋР вЂљР В РЎвЂ˜Р РЋР РЏ, похожая Р С—Р С• романтичному настрою Р Р…Р В° историю конструктивистов 1920–1930-С…, РєРѕРіРґР° Р Р…Р В° модный фронт вместо конструкторов Р С‘ швей были призваны художники Р С‘ студенты. Уже поэтому РјС‹ Р Р…Р Вµ можем обойтись без беглого РѕР±Р·РѕСЂР° истории РѕС‚ «альтернативы» начала XX века Р Т‘Р С• «альтернативы» его конца, между которыми лежали разорРВРвЂв„СРЎвЂєР В Р’ Р’ РІР‚™Р’ Р В Р’ РІР‚™Р’ Р РЋРІР‚˜Р РЋРІР‚љР ВµР В»РЎРЉР Р…ые смертоносные РІРѕР№РЅС‹, каждый раз ввергающие страну Р Р† нищету Р С‘ вынуждая население довольствоваться практически любой одеждой. Нелегкие времена, которые смешались Р РЋР С“ периодами Р Р…РЎРЊР С—Р В°, «советского шика» Р С‘ «застоя», РєРѕРіРґР° линия «социалистического костюма» деградировала, Р В Р’В° советская СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° оказалаРРРВРВ Р’ РІР‚™Р’ Р В Р вЂ Р В РІР‚љРІвЂћвЂ“РѓРЎРЉ Р Р…Р Вµ готова Р С” удовлетворению возросших нужд населения Р С‘ индивидуализации РІРєСѓСЃР°. Само существование этих проблем Р Р† Р РЋР РЋР РЋР В  Р Р…Р Вµ признавалось Р С‘ Р Р† должной мере Р Р…Р Вµ изучалось, что Р С‘ сыграло Р Р† итоге ключевую роль Р Р† поисках альтернатив Р Р…Р В° любом СѓСЂРѕРІРЅРµ, РѕС‚ носибельных, Р Т‘Р С• самых вычурных художественных форм. Р В РЎв„ў концу Р В РўС’Р В РўС’ века Р В Р’РРРВ РІР‚ Р В РІР‚љРІвЂћСћР В РІР‚™Р’ Р В Р’ Р’ Р вЂ№Р В Р’ РІР‚љР В Р’°Р В·Р С˜РЎвЂ№Р В»Р С•РЎРѓРЎРЉ Р С‘ понимание мейнстрима Р Р† РјРѕРґРµ, РЎС“ разных социальных РіСЂСѓРїРї РѕРЅРѕ было СЃРІРѕРµ. Р СњР С•, РіРѕРІРѕСЂСЏ Р С• РјРѕРґРµ, РјС‹ пытаемся рассказать Р С• жителях прежде всего РњРѕСЃРєРІС‹ Р С‘ крупных РіРѕСЂРѕРґРѕРІ советского пространства. Р В РЎСљР В Р’Вµ укрощенная неофициальная РјРѕРґР°, балансируя Р Р…Р В° грани перформанса Р С‘ дизайнерского шоу, появилась внезапно. Новые РјРѕРТвРвЂСвРВ Р вЂ Р В РІР‚љРЎвЂєР РЋРЎвЂєР В Р’ Р’ Р’ РІР‚™Р’˜Р В Р’ Р’ Р’µР В»РЎРЉР ВµРЎР‚С‹ молниеносно отвоевали собственное пространство Р Р…Р В° СЂРѕРє-сцене, Р Р† сквотах Р С‘ Р Р…Р В° официальных подиумах. Р В Р Р‹ началом Перестройки отношение Р С” представителям субкультур постепенно менялось – РѕС‚ откровенно негативного Р С” ироничному Р С‘ заинтересованному. Р СњР С• еще достаточно долго РјРѕРґРЅРёРєРѕРІ Р РЋР С“ РёС… вызывающим дресСРРвЂв„ССвЂС” РЎвЂњ-РєРѕРґРѕРј обычные советские граждане воспринимали приблизительно также как инопланетян. Самодеятельность Р Р† области РјРѕРґС‹ активно процветала Р С‘ Р Р† студенческой среде 1980-С…. Из СЂСЏРґРѕРІ студенческой художественной вольницы Р Р† РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј Р С‘ вышли новые, альтернативные дизайнеры. Часть РёР· РЅРёС… ориентировалась Р Р…Р В° художниРВРвЂввЂС›РЎС›Р В Р’ РІР‚™Р’ Р В Р’ РІР‚™Р’ Р РЋРІР‚ќР В РЎвЂўР В Р вЂ -авангардистов, Р Р…Р Вµ принимая Р Р† расчет реальную РјРѕРґСѓ. Приключения художников Р Р† рамках РјРѕРґРЅРѕР№ индустрии, Р С–Р Т‘Р Вµ имена советских дизайнеров переплелись Р РЋР С“ известными именами РёР· РјРёСЂРѕРІРѕР№ РјРѕРґРЅРѕР№ индустрии для всех участников этого движения закончились Р С—Р С•‑разному. Каждый выбрал СЃРІРѕР№ путь.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 07:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация