Интервью

"Мы - странные бородатые русские" - Олег Очинский

"Мы - странные бородатые русские" - Олег ОчинскийГеолог-нефтяник по образованию, Олег Очинский не открыл ни одного нефтяного месторождения. После окончания института он почти сразу начал заниматься продажами детских молочных смесей, пюре и каш. В январе Очинский возглавил российскую компанию - производителя детского питания «Нутритек».

В первом интервью в качестве гендиректора он рассказал, зачем «Нутритек» продал свой молочный бизнес и как компания будет завоевывать азиатский рынок детского питания.

- По образованию вы нефтяник...

- В 90-е гг. я учился в аспирантуре, женился, нужно было кормить семью. Пришел работать в компанию «Кентавр». В 1991 г. ее оборот в день достигал $1 млн. Все западные бренды - от газированной воды до жевательной резинки - продавались в России через нее. Там я занимался продажами продуктов, в том числе и детского питания. Потом перешел в компанию - дистрибутор детского питания «Славекс».

- В чем сложность работы на рынке детского питания?

- Это единственный рынок, где покупатель не является потребителем.

- А как же корма для животных?

- Я не хотел проводить аналогий. Но даже на рынке кормов потребитель существует 10-15 лет. А для производителя детского питания потребитель существует год-полтора, потом ребенок вырастает. Появляется новый потребитель, нужно опять завоевывать его лояльность, потому что он ничего об этом продукте не знает.

- Ваши молочные активы в конце 2007 г. были проданы недавно холдингу «Руссагропром». Как эта сделка скажется на финансовых показателях второго полугодия? Ведь молочное направление составляло половину вашего бизнеса.

- Выручка снизится, но не вдвое. Снижение EBITDA будет незначительным. Рентабельность по EBITDA в детском питании у нас всегда была выше, чем в молочном сегменте. Теперь «Нутритек» может рассчитывать на более высокий биржевой мультипликатор. Молочные компании торгуются с мультипликатором капитализация/EBITDA около 10, а производители детского питания - около 15.

- Когда ваши юго-восточные активы начнут составлять значительную долю в выручке?

- Надеюсь, что в течение этого года процесс начнется, а в 2009 г. финансовый вклад азиатских активов будет существенным. Завод по переработке молока в Новой Зеландии уже начал продажи в 2007 г., но мы не консолидируем его показатели, поскольку формально остаемся миноритариями New Zealand Dairies (NZD).

- Ранее «Нутритек» заявлял, что увеличит свой пакет до контрольного до конца 2007 г.

- Сейчас наш пакет в NZD - 5,6%, остальное - у местных партнеров. Но мы профинансировали строительство предприятия на $60 млн. Часть этого кредита может быть конвертирована в акции. Для того чтобы увеличить свой пакет, мы должны получить разрешение новозеландской комиссии по иностранным инвестициям (OIO). Процесс занимает минимум восемь месяцев, с момента подачи заявки прошло шесть. Процесс продвигается в нужном направлении, но более медленно, чем ожидалось. В Новой Зеландии о нашей стране известно крайне мало, в основном из голливудских блокбастеров. В начале марта наши топ-менеджеры приезжали в Новую Зеландию, встречались с представителями правительства, фермерами. Мы старались улучшить отношение к себе как инвестору и объяснить, что бизнес в России строится не только на продаже нефти.

- Это может повлиять на решение OIO?

- Надеемся, что да и разрешение получим в первой половине года. В Новой Зеландии настороженно относятся к чужакам. А мы для них просто странные бородатые русские.

- Строительство завода в Китае уже началось?

- Мы рассмотрели более 20 потенциальных проектов, оставили шесть, отбор продолжается. В Китае надо тщательно выбирать партнера - вспомните о проблемах СП Danone c Wahaha (Danone подала иск против Wahaha, которая стала параллельно производить конкурирующую с Danone продукцию под тем же брендом Wahaha, что и СП. В отместку китайцы нашли бактерии в воде Evian, вопрос решался на уровне руководителей Франции и Китая, недавно компании заключили перемирие. - «Ведомости»). В любом случае мы будем выходить на этот рынок и сейчас решаем, с кем заключим партнерство. Планируется, что это будут СП с контролем у «Нутритека». В 2008 г. мы начнем продавать в Китае брендированную продукцию либо полуфабрикаты из Новой Зеландии. В Сингапуре у нас уже есть торговое представительство, через которое мы в 2007 г. продавали сухое молоко.

- Какой бренд является локомотивом ваших продаж?

- В сегменте заменителей грудного молока это «Нутрилак». Мы расширим линейку этого бренда, добавим каши. Сейчас под брендом «Нутрилак» продается 17 видов заменителей грудного молока - каждый из них решает свою проблему питания детей. Я думаю, мы идем правильным путем. Мы единственными в России производим смеси для детей, больных фенилкетонурией (непереносимость аминокислот - «Ведомости»). Рынок детского питания будет расти в стоимостном выражении именно за счет сложных продуктов. Каждое следующее поколение заменителей дороже предыдущего на 20-30%, так как в их производстве используются все более сложные технологии. И именно на этом рынке у нас конкурентное преимущество - ведь «Нутритек» начинался как научная компания, которая разрабатывала заменители грудного молока. У нас разный бизнес с «Лебедянским» и ВБД. У «Нутритека» большая часть продаж приходится на заменители грудного молока, а у тех компаний пока либо нет такого продукта, либо они только начинают производить его на условиях аутсорсинга.

- На рынке детского питания еще есть объекты для поглощения? Возможно ли строительство новых предприятий?

- Возможны поглощения со стороны крупных западных компаний. У всех [местных] игроков достаточно собственных производственных мощностей. Мы ничего не планируем строить в России. У крупных игроков - Nestle, Heinz, Numico - уже есть здесь свои производства.

- С точки зрения здоровья ребенку нужно как можно дольше получать грудное молоко, а реклама молочных смесей может подтолкнуть маму к выбору искусственного вскармливания. Поэтому в некоторых странах есть система ограничений рекламы, предупреждающие надписи на этикетке, социальная реклама. Какие правила на этот счет действуют в России и как вы сами относитесь к этому вопросу?

- В российских законах прямого запрета на рекламу нет, но все производители придерживаются рекомендации Всемирной организации здравоохранения, которая запрещает рекламировать заменители грудного молока, использовать образы детей на упаковке и т. д. Некоторые хитрят - например, рекламируют питание для детей старше года с тем же названием. Мы такие приемы не используем. Мы уверены, что материнское молоко - лучшее питание для ребенка, и выпускаем специальные молочные продукты для кормящих и беременных женщин.

- «Нутритек» обещает усилить работу с педиатрами. Как именно педиатры помогают в продвижении вашей продукции? Этично ли убеждать педиатров рекомендовать именно вашу продукцию?

- Мы не убеждаем их рекомендовать наше питание. Мы информируем их о своих продуктах, о проблемах питания, которые они решают. «Нутритек» участвует во всех значимых медицинских конференциях.

- Есть риск, что вслед за замораживанием цен государство обяжет и производителей детского питания выпускать часть продуктов по социальным ценам?

- Потребности в детском питании для социально незащищенных групп населения в значительном объеме удовлетворяются за счет бюджетных закупок, поэтому необходимости в таком замораживании нет. Но даже если это и произойдет, для нас в этом не будет ничего неожиданного. У нас уже есть опыт работы на регулируемых рынках в странах СНГ. На Украине в разных регионах установлена разная предельная наценка на детское питание. В некоторых областях она не может быть выше 15%.

- Все бабушки считают, что пюре из банок - это зло и там нет ничего натурального. Из чего вы его делаете на самом деле?

- К счастью для наших детей, контроль производства детского питания в России - один из самых жестких в мире. Мы заготавливаем большую часть сырья самостоятельно в Краснодарском крае: яблоки, груши, сливы, персики. Все сырье проходит многоступенчатый контроль. В 2008-2009 гг. у нас появятся и мясные детские пюре, для их производства сейчас монтируем линию на динском заводе. Мясное сырье также будет российским и будет строго контролироваться.
увеличить

Кто и чем кормит детей в России и мире

$700 млн

(105 000 т) - емкость российского рынка детского питания. Прогноз на 2010 г. - $1 млрд (146 000 т). Доли ведущих игроков:
Nutricia - 22%, Nestle - 22%, «Нутритек» - 16,5%, «Вимм-билль-данн» - 12%, «Лебедянский» - 10%. Источник: «Нутритек»

$8,1 млрд

заработал в 2007 г. на продажах детского питания его крупнейший мировой производитель - Nestle. Именно основатель этой компании - швейцарский фармацевт Генри Нестле в 1866 г. одним из первых в мире создал заменитель грудного молока. Его продукт Farine Lactee Henry Nestle (молочная мука Генри Нестле) состоял из молока, пшеничной муки и сахара. Благодаря этому изобретению Генри Нестле удалось спасти жизнь недоношенного ребенка, который не мог питаться материнским молоком.

Самый громкий скандал с детским питанием

В 2003 г. власти Израиля обвинили германского производителя детского питания Humana в том, что несколько детей этой страны заболели болезнью бери-бери (сильная форма авитаминоза) из-за недостатка витамина B1 в безлактозной смеси, продававшейся под маркой Remedia. В 2004 г. Humana выплатила компенсации 16 пострадавшим семьям. Их размер, по данным Jerusalem Post, составил около $28 млн.

Александра Иванская
Ведомости

19.03.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Contemporary garden

Contemporary garden
Contemporary garden. В этой книге представлен обзор ста садов, которые отражают широкий спектр стилей и идей, от минималистичных до экстравагантных. Богато иллюстрированные эссе о садах и их авторах расположены в хронологическом порядке и интересны широкой читательской аудитории. Рассказ начинается с садов созданных в начале 1920-х годов и заканчивается творениями современных ландшафтных дизайнеров. 

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 21:20
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация