Интервью

"Я бы очень осторожно относился и к разного рода маркетинговым прогнозам" - Андрей Шишлин

"Я бы очень осторожно относился и к разного рода маркетинговым прогнозам" - Андрей ШишлинИнтервью с Генеральным директором МАП Андреем Шишлиным.

 

- Андрей Александрович, чем был отмечен уходящий год на рынке распространения печатных СМИ?

- Заметных внешних изменений, если не считать количественного роста всех параметров, не было. Но в этом, если хотите, и сокрыто значение 2007 года для рынка распространения прессы. Период изменений в бизнесе, как правило, имеет гораздо большую длительность, чем в политике. В 2007 году на рынке распространения получили продолжение те процессы, которые определяют вектор его развития на протяжении нескольких последних лет.

Рынок распространения печатной прессы отличается от любого иного рынка. Технология производства стали или продуктов питания в любой стране основана на одних и тех же принципах. А вот читают и вообще воспринимают информацию люди по-разному, как это ни парадоксально звучит. Чтобы было понятно, приведу пример из сферы телевидения. На нескольких телеканалах Тайваня идет сегодня программа о России, созданная российским продюсером Игорем Зайцевым. Каждая из ее передач - бесконечный поток информации на фоне однообразных картинок. Программа пользуется огромным спросом, потому что китайцы любят, когда им рассказывают. Но покажи такое в России - никто смотреть не будет. Еще в большей степени отличаются друг от друга российские и китайские газеты и журналы. Потому что они сориентированы на вкусы людей с разными психологическими стереотипами. Для любого китайца традиционно свойственно повышенное уважение к письменной культуре, которое в России, к сожалению, утеряно. А китайский язык, под стать национальным традициям, до сих пор таит в себе реликты исторического прошлого. Многие выражения просто невозможно понять, не зная исторического контекста, а их дословный перевод будет набором бессмысленных слов. Поэтому чтение прессы для китайца - совершенно иная процедура, чем для жителя России. Я думаю, что национальные особенности, традиционное уважение в Китае к письменной культуре, стали далеко не последней причиной того, что в этой стране экономические реформы не привели к уничтожению массовой подписки. И процент изданий, распространяемых по подписке, - самый высокий в мире: более 90% тиражей, больше чем в США и Канаде.

- Вы хотите сказать, что на рынке распространения прессы национальная психология людей играет большую роль, чем маркетинговые инструменты?

- А что такое рынок? Вот Макс Вебер в начале прошлого века доказал, что капитализм возник на основе протестантской этики, то есть как особый вид культуры. Люди, живущие в протестантских общинах в нескольких регионах Европы, начали практиковать нормы поведения, ставшие сегодня общеупотребимыми. Но каждая национальная культура, воспринимая капитализм, приспосабливала его к уже сложившейся системе социальных отношений. Причем происходило это естественным путем. Современный российский капитализм гораздо более похож на русский дореволюционный, чем на тот, что существует в США. Можно относиться к этому как угодно, но очевидно, что успешен на российском рынке будет лишь тот бизнес-проект, который учитывает его особенности. И это тем более верно для индустрии печатных СМИ.

- Каковы национальные особенности современного рынка распространения прессы в России?

- В том-то и дело, что они - в процессе формирования. Можно, конечно, взять за основу какую-либо отличительную черту и повести речь об аналогиях с немецкой, американской или английской моделями. Но это сравнение будет очень сильно «хромать», потому что на иностранной почве пресса развивается совершенно в иных условиях. И внешнее восприятие этих процессов может быть, поэтому, неверным. Вот, например, руководство Союза журналистов России бьет тревогу по поводу ущемлений свободы слова и роста административного давления на российскую прессу. Но все в этом мире относительно. Если провести сравнение, например, с американской прессой, то нетрудно заметить, что она гораздо более управляема. «Раскрутка» политических новостей происходит в США по сценарию, который исключает скандальные публикации «против течения», давно ставшие нормой для нашей прессы. Без скандалов, конечно, не обходится, но они вполне управляемы. При этом СМИ никто не командует, они как бы сами решают, что им писать. В психологическом плане эта проблема хорошо раскрыта в романе Артура Хейли «Вечерние новости». Увы, пока журналист за свой труд получает зарплату, гарантировать его беспристрастность нельзя.

Я бы очень осторожно относился и к разного рода маркетинговым прогнозам относительно будущего российского рынка распространения прессы. Большинство из них - плод сравнения ситуации в России и на западных рынках распространения. Но ведь даже на одном небольшом европейском континенте - несколько моделей распространения прессы. А если мы возьмем в качестве модели сравнения Америку или Азию, то там картина еще интереснее. Кто бы мог несколько лет назад предвидеть всплеск интереса к печатным СМИ в Китае, большая часть населения которого не умеет читать, а развитие прессы сдерживается государственной цензурой...

Возвращаясь к Вашему первому вопросу... значение 2007 года для рынка распространения печатных СМИ в том, что в уходящем году получили продолжение процессы, постепенно создающие особую, российскую модель развития печатных СМИ. Если бы я был политиком, то, наверное, сказал бы о знаковом совпадении этих процессов с тем, что происходит в политической жизни страны. Там формируется национальная политическая система нового типа. Можно критиковать ее особенности, как это делает оппозиция. Но несомненно, что в современных российских условиях другой просто не может быть. Это же заключение верно и для рынка печатной прессы...

- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития подписки на прессу в 2008 году?

- Рост подписных тиражей будет происходить, но он не превысит общих темпов экономического роста страны. И, скорее всего, будет крайне неравномерным. На фоне роста тиражей у одних изданий тиражи других будут падать. Развитие подписки сдерживается двумя факторами - низкой покупательной способностью населения и плохими коммуникациями. Сегодня даже дорогие службы директ-мейла не всегда могут гарантировать своевременную доставку в любой регион России. Ну а про первую причину я уже не говорю. Даже в благополучных США спрос на печатные СМИ неоднороден. Потому что некоторые отрасли экономики поражены кризисом, - например, автомобилестроение. Казалось бы, какое отношение имеет снижение количества заказов на автомобильных заводах штата Мичиган к подписке на прессу... но результат очевиден. Но это падение компенсируется ростом тиражей в благополучных штатах. Например, в Джорджии, превращающейся сегодня в новую «силиконовую долину». Другими словами, спрос на подписные услуги растет там, где растет экономика и существует экономическая стабильность. В России на данный момент даже Москва с большим трудом может быть отнесена к таким регионам. Потому что московский рост часто связан с «черными» зарплатами и уклонением от налогов, с неофициальным наймом гастарбайтеров из стран СНГ. Вы когда-нибудь видели гастарбайтера, читающего газету или журнал? Где тот адрес, по которому он сможет их выписать? Поэтому плотность подписки в Москве, - то есть количество подписчиков на тысячу населения, - одна из самых низких по стране.

А вот в Ненецком автономном округе подписка постоянно растет. Например, тиражи по каталогу «Почта России» выросли в этом регионе во второй половине 2007 года, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, на 22,9%. Объяснение этого роста очень простое. Средняя зарплата в Ненецком АО составила в 2007 году 30 545 рублей. Это даже несколько больше, чем в Москве, где она составила 30 415 рублей, при более дорогом уровне жизни. При этом, у многих «читающих» категорий жителей, - например, у государственных чиновников, - средняя зарплата в Ненецком АО в 1,5 - 2 раза превышает аналогичные показатели в Москве. Но, в отличие от США, успешные регионы в России - скорее исключение, чем правило.

В этом смысле, подписка является определенным барометром социально-экономического положения в стране.

- Ваш прогноз кажется пессимистичным...

- Напротив, он полон оптимизма. Я уверен в том, что общий рост подписных тиражей в стране будет не ниже темпов реального роста российского ВВП. Кроме того, в ближайшие два-три года на рынке подписки возможно появление новых технологий, расширяющих подписку не «вглубь», а «вширь». Я имею в виду совмещение подписных услуг с другими формами каталожной торговли, с директ-мейлом и т.п. Можно предвидеть и расширение представленности печатных СМИ в Интернете. Издатели убедились в том, что доступность электронных версий их продукта не только не снижает, но повышает печатные тиражи. Одним из последствий этого может стать возрождение уже угасшей моды на развитие подписки в Интернете.

- В уходящем году «Межрегиональное агентство подписки» выступило Генеральным партнером выставки «ПРЕССА-2008», спонсором выставки «Почтовая Тройка-2008», стало инициатором программы «Информационное пространство». Какова была цель этих действий? Получат ли они продолжение в следующем году? - Продолжение обязательно будет. Цель очень простая - предложи

- Продолжение обязательно будет. Цель очень простая - предложить издателям совместное решение насущных проблем рынка. Российский рынок печатных СМИ имеет большой потенциал. Но его темпы роста пока что уступают темпам развития других отечественных рынков. Существует и определенное отставание во внедрении современных коммерческих технологий. Например, некоторые вопросы, которые ставит сегодня перед распространителями прессы логика развития бизнеса, были успешно решены другими дистрибьюторами еще несколько лет назад. Разумеется, нельзя механически сравнивать распространение газет и журналов с продажей продуктов питания или лекарств. Но существует общая для любого бизнеса закономерность: успешность развития рынка зависит от степени взаимопонимания между его игроками, - производителями, дистрибьюторами и продавцами. Участие в выставках, конференциях, разного рода общественных проектах для МАП - способ увеличить взаимопонимание с издателями. Зарубежный опыт развития индустрии печатных СМИ свидетельствует: успешной становится та модель развития прессы, в которой издатели и распространители проявляют взаимную заботу друг о друге. «Межрегиональное агентство подписки» стремится к построению такой модели взаимоотношений с партнерами. Необходим диалог с учетом всех мнений. Трибуной для такого диалога для МАП становятся партнерство выставки «ПРЕССА», поддержка «Золотого фонда прессы» и другие социально ориентированные проекты.

17.01.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Перестройка моды

Перестройка моды
Перестройка РјРѕРґС‹. Р В РІР‚в„ў этом издании РјС‹ предлагаем РѕР±Р·РѕСЂ феномена альтернативной РјРѕРґС‹, который РІРѕР·РЅРёРє Р Р† конце XX века Р Р…Р В° фоне распада советской империи. РљРѕРіРґР° богема 1980–1990-С… РіРѕРґРѕРІ пыталась рефлексировать Р Р…Р В° современность через контркультурные наряды, без особых шансов Р Р…Р В° реализацию идей Р Р† РІРёРґРµ одежды, так как легкая промышленность Р С‘ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° страны Р Р† этот период стремительно увядали. Эту историю предлагается рассматривать Р Р† канве взлета Р С‘ падения Р Р…Р Вµ менее сложной истории советской РјРѕРґС‹, декларативно претендовавшей Р РЋР С“ первых лет существования Советского РЎРѕСЋР·Р° Р Р…Р В° то, чтобы стать альтернативой буржуазной РјРѕРґРµ. История, похожая Р С—Р С• романтичному настрою Р Р…Р В° историю конструктивистов 1920–1930-С…, РєРѕРіРґР° Р Р…Р В° модный фронт вместо конструкторов Р С‘ швей были призваны художники Р С‘ студенты. Уже поэтому РјС‹ Р Р…Р Вµ можем обойтись без беглого РѕР±Р·РѕСЂР° истории РѕС‚ «альтернативы» начала XX века Р Т‘Р С• «альтернативы» его конца, между которыми лежали разорительные смертоносные РІРѕР№РЅС‹, каждый раз ввергающие страну Р Р† нищету Р С‘ вынуждая население довольствоваться практически любой одеждой. Нелегкие времена, которые смешались Р РЋР С“ периодами Р Р…РЎРЊР С—Р В°, «советского шика» Р С‘ «застоя», РєРѕРіРґР° линия «социалистического костюма» деградировала, Р В Р’В° советская СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° оказалась Р Р…Р Вµ готова Р С” удовлетворению возросших нужд населения Р С‘ индивидуализации РІРєСѓСЃР°. Само существование этих проблем Р Р† Р РЋР РЋР РЋР В  Р Р…Р Вµ признавалось Р С‘ Р Р† должной мере Р Р…Р Вµ изучалось, что Р С‘ сыграло Р Р† итоге ключевую роль Р Р† поисках альтернатив Р Р…Р В° любом СѓСЂРѕРІРЅРµ, РѕС‚ носибельных, Р Т‘Р С• самых вычурных художественных форм. Р В РЎв„ў концу Р В РўС’Р В РўС’ века размылось Р С‘ понимание мейнстрима Р Р† РјРѕРґРµ, РЎС“ разных социальных РіСЂСѓРїРї РѕРЅРѕ было СЃРІРѕРµ. Р СњР С•, РіРѕРІРѕСЂСЏ Р С• РјРѕРґРµ, РјС‹ пытаемся рассказать Р С• жителях прежде всего РњРѕСЃРєРІС‹ Р С‘ крупных РіРѕСЂРѕРґРѕРІ советского пространства. Р В РЎСљР В Р’Вµ укрощенная неофициальная РјРѕРґР°, балансируя Р Р…Р В° грани перформанса Р С‘ дизайнерского шоу, появилась внезапно. Новые модельеры молниеносно отвоевали собственное пространство Р Р…Р В° СЂРѕРє-сцене, Р Р† сквотах Р С‘ Р Р…Р В° официальных подиумах. Р В Р Р‹ началом Перестройки отношение Р С” представителям субкультур постепенно менялось – РѕС‚ откровенно негативного Р С” ироничному Р С‘ заинтересованному. Р СњР С• еще достаточно долго РјРѕРґРЅРёРєРѕРІ Р РЋР С“ РёС… вызывающим дресс-РєРѕРґРѕРј обычные советские граждане воспринимали приблизительно также как инопланетян. Самодеятельность Р Р† области РјРѕРґС‹ активно процветала Р С‘ Р Р† студенческой среде 1980-С…. Из СЂСЏРґРѕРІ студенческой художественной вольницы Р Р† РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј Р С‘ вышли новые, альтернативные дизайнеры. Часть РёР· РЅРёС… ориентировалась Р Р…Р В° художников-авангардистов, Р Р…Р Вµ принимая Р Р† расчет реальную РјРѕРґСѓ. Приключения художников Р Р† рамках РјРѕРґРЅРѕР№ индустрии, Р С–Р Т‘Р Вµ имена советских дизайнеров переплелись Р РЋР С“ известными именами РёР· РјРёСЂРѕРІРѕР№ РјРѕРґРЅРѕР№ индустрии для всех участников этого движения закончились Р С—Р С•‑разному. Каждый выбрал СЃРІРѕР№ путь.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 07:24
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация