За детский канал заплатят по-взрослому
Первый заместитель главы ВГТРК, гендиректор канала "Россия" Антон Златопольский заявил Ъ, что годовой бюджет канала составит $39 млн. Однако в реальности "Бибигон" обойдется ВГТРК гораздо дороже.
"Это жертвы и потери, но других способов нет"
О том, что детский канал обязательно появится в составе ВГТРК, неоднократно заявлял глава компании Олег Добродеев. Инициативу поддержали многие высшие чиновники, включая и президента. На вчерашней пресс-конференции господин Добродеев подчеркнул, что инициатива детского канала принадлежит именно Владимиру Путину, который "принимал участие в создании и обсуждении многих деталей" и лично одобрил название "Бибигон" (по имени знаменитого детского героя Корнея Чуковского).
В отличие от большинства других каналов ВГТРК -- "России", "Культуры" и "Спорта", "Бибигон" не является самостоятельным юридическим лицом и не имеет лицензии на вещание. Как и предыдущий проект ВГТРК, информканал "Вести", он зарегистрирован как СМИ. За последний год обсуждались разные схемы распространения детского канала. Предполагалось, что ему необходима телечастота в Москве и федеральная сеть распространения, ведь детский канал, в отличие от тех же "Вестей 24", должен быть доступен зрителям бесплатно.
Однако с этим возникли сложности. По информации Ъ, ВГТРК достаточно долго не отказывалась от идеи сделать "Бибигон" самостоятельным сетевым каналом. Источники Ъ на медиарынке утверждают, что ВГТРК вела переговоры с "Проф-Медиа" о выходе детского канала на частоте канала 2х2 (еще до того, как там появился анимационный канал) и на канале 7ТВ, 50% акций которого принадлежит предпринимателю Алишеру Усманову. Переговорный процесс, как утверждают источники Ъ, был долгим и непростым, поскольку коммерческой отдачи из-за ограничений в рекламном законодательстве детский канал принести не сможет. И похоже, точка в вопросе о сотрудничестве ВГТРК и 7ТВ не поставлена до сих пор. Во всяком случае, отвечая на вопрос Ъ о том, велись ли переговоры между ВГТРК и 7ТВ о появлении на этой частоте детского канала и возможен ли такой альянс в будущем, официальный представитель господина Усманова Юлия Мазанова заявила: "Мы над этим проектом работаем и будем принимать участие в планах канала". В руководстве ВГТРК вопрос о каких-либо переговорах с 7ТВ и о возможном появлении там детского канала с Ъ обсуждать не стали, подчеркнув, что такой темы никогда не было и нет.
Около полугода назад вариант, по которому "Бибигон" начнет вещание по всей стране, был найден. 19 часов вещания (с пяти утра до полуночи) будут осуществляться через спутниковую платформу "НТВ-Плюс" (детский канал уже вошел в его базовый пакет), а отдельные двухчасовые блоки станут выходить по всей стране с 1 сентября в федеральных окнах каналов "Россия", "Культура" и "Спорт". На "России" "Бибигон" будет выходить по будням с 12.50 до 16.30 и в субботу с 15.30 до 17.30. На "Культуре" -- по будням с 16.30 до 18.30 и по два часа в дневном эфире выходных дней. На "Спорте" "Бибигон" будет выходить только по будням с семи до девяти утра.
Такая схема вещания для нового канала беспрецедентна. Как признал Олег Добродеев, "это жертвы и потери каждого из каналов--участников проекта, но других способов нет, все частоты были заняты". Впрочем, эти "окна", разбивающие сетки как массово-универсального, так и специализированных каналов, дают шанс детскому вещанию занять достаточный объем в федеральном эфире, тогда как в последние годы на основных телеканалах вещание для детей и подростков только сокращалось. Как утверждает Антон Златопольский, благодаря покрытию ВГТРК "Бибигон" хотя бы фрагментарно увидят на 98,5% территории страны.
"Основная часть медиа ВГТРК изначально убыточна"
С другой стороны, появление "Бибигона" нанесет серьезный урон позиции телеканалов ВГТРК на рынке. Ведь детский канал будет ориентироваться на аудиторию от 4 до 16 лет, а средний возраст целевой аудитории основного донора ВГТРК канала "Россия" -- от 50 лет и старше. Блоки с детским вещанием, скорее всего, "уведут" от телеэкрана основных зрителей, что повлечет снижение доли аудитории (которая у "России" в последний сезон и без того заметно снижалась) и частичную потерю рекламных поступлений.
Как уже сообщал Ъ 29 августа, группа компаний "Видео Интернешнл" предупредила рекламодателей о сокращении объемов рекламы на "России" с сентября. По разным данным, при запуске детского канала "Россия" может потерять около 8% доходов, недополучая в сентябре--декабре $3,5 млн ежемесячно. Впрочем, Олег Добродеев считает, что "мелочная борьба за каждый отдельный пункт рейтинга тоже вещь абсолютно неправильная": "Для нас принципиально, что мы пытаемся повлиять на изменение этих наших традиционных для телерынка идеалов. Нужно менять повестку дня на телевидении". По мнению господина Добродеева, создание детского канала -- это "глобальная инвестиция в будущее", а текущие потери в этом смысле неизбежны.
Тем не менее они весьма внушительны. По словам Антона Златопольского, годовой бюджет "Бибигона" на 2007-2008 годы составит $39 млн, при том что специального штата у канала не будет, есть лишь группа выпуска и продюсерская группа во главе с известным телеведущим Александром Гуревичем. Основные затраты -- это современный технический центр на Ямском Поле, производство программ, оформление канала, заказанное у британских дизайнеров. Большая часть эфира "Бибигона" это оригинальные программы и фильмы российского производства (65%). В бюджет не входит другая серьезная расходная статья для "Бибигона" -- распространение канала через кабельные сети Москвы и Санкт-Петербурга. Это даст возможность расширить фактически бесплатный для миллионов зрителей доступ к полной версии "Бибигона". Пока детский канал вошел лишь в сети "Ренова-Медиа" (700 тыс. абонентов в Москве), причем, как утверждают на ВГТРК, бесплатно.
О затратах на распространение через кабель с основными операторами двух столиц глава "России" говорить отказывается, мотивируя это тем, что переговоры находятся в завершающей стадии. Но сразу несколько источников Ъ утверждают, что контракты уже подписаны и ВГТРК придется платить за вход в сети "Мостелекома", как и всем участникам рынка, по $15 с абонента, то есть $45 млн за 3 млн абонентов. На кабельные сети Петербурга (более миллиона абонентов), где цены примерно вдвое ниже, потребуется еще около $7-9 млн. Антон Златопольский заявил Ъ, что на таких условиях ВГТРК не сможет войти в кабельные сети двух столиц и что именно условия оплаты и являются сейчас предметом переговоров.
Он также сообщил, что на следующий год бюджет канала не увеличится, но называть конкретную сумму не стал. По словам гендиректора "России", бюджетного финансирования "Бибигон" не потребует: все средства пойдут из рекламных поступлений "России". Напомним, что в 2006 году госканал заработал на рекламе $486 млн включая НДС (для сравнения: "Первый канал" -- $577 млн, НТВ -- $376 млн, СТС -- $340 млн). Как ранее заявлял Ъ господин Златопольский, обычно ВГТРК тратит 85% рекламных поступлений "России" на производство самого канала, а еще 15% идут на "социальные нужды" -- дополнительное финансирование "Культуры", "Спорта", радиостанции "Маяк", "Радио России", телеканала "Вести". Исходя из заработанной в 2006 году суммы можно предположить, что сейчас это около $73 млн,-- явно недостаточно на содержание нескольких теле- и радиоканалов. Хотя Антон Златопольский подчеркнул, что уже с этого года ВГТРК увеличит объем средств от рекламы, выделяемый на социальные проекты, в том числе и на детский канал.
Правда, ВГТРК имеет еще один источник дохода -- финансирование из госбюджета. В 2007 году компания получила 11 млрд руб. (около $420 млн), в 2008-м запланированы дотации на 13,6 млрд руб. (около $530 млн). В общей сложности доход ВГТРК в 2007 году с учетом рекламных поступлений превысит $1 млрд. Но ведь вырастут и затраты на телеканалы и радиостанции в составе ВГТРК и на услуги связи и распространения.
На вопрос Ъ, зачем ВГТРК при таких издержках понадобился детский канал и не связано ли это лишь с позицией президента, гендиректор "России" ответил так: "ВГТРК никогда не являлась компанией, главной целью которой является извлечение прибыли. Наши доходы -- лишь инструмент главной задачи: обеспечение потребностей населения России и русскоговорящего населения за ее пределами максимально качественным и широким набором теле- и радиопрограмм". По словам Антона Златопольского, "основная часть медиа ВГТРК изначально социально-убыточна": "Безусловно, мы понимаем все издержки. Но при этом отказаться и не выполнить социальную функцию, которая заложена в государственный статус нашей компании, мы не можем".
КоммерсантЪ
03.09.2007
Комментарии
Написать комментарий