"Политтехнологи - тоже люди" - Игорь Минтусов
На вопросы корреспондента отвечает Игорь МИНТУСОВ, председатель Совета директоров группы компаний "Никколо М".
- Существует ли у политтехнологов общий свод правил, которые предписывали бы, в каких случаях следует отказаться от контракта?
- К сожалению, общего свода правил нет. В каждом конкретном случае это решает либо политический консультант, либо отдельно взятая компания, которой предложен контракт.
- Никаких политических ограничений?
- Политических ограничений, строго говоря, и не должно существовать. Если клиент, в данном случае политик, является гражданином России и действует в рамках законодательства Российской Федерации, нет никаких законных оснований лишать его права избираться.
- В период выборов политтехнологов нанимают не только для позитивной раскрутки политика или партии. Взялись бы вы за заказ "мочить", скажем, лимоновцев - как самых шумных в "Другой России"?
- Ну, лимоновцы - это несерьезно. Вот если бы предложили "мочить" президента... Это, я понимаю, был бы заказ. Тут мы с вами порассуждали бы о гражданском мужестве, ответственности и других хороших понятиях. А Лимонов... Такие заказы могут принимать только совсем уж морально нечистоплотные консультанты.
- И все же. Помните, как на выборах в Мосгордуму топили "Яблоко"? Вы взялись бы за такую работу?
- Здесь есть два аспекта. Вернее, два ограничителя. Первый ограничитель - личностный, он связан с наличием у консультанта определенных политических принципов и ценностей. Если консультант разделяет правые ценности, он вряд ли станет работать против одной из правых партий.
Второй ограничитель - рамки законности. Тут сленг - я имею в виду слово "мочить" - неуместен. Потому что речь идет о том, проводится ли негативная кампания в рамках закона или с нарушениями закона. Если все по закону - почему бы нет? Это отдельный вид работы. Если проанализировать рекламные ролики, которые запускаются на выборах в Соединенных Штатах, можно обнаружить, что с середины 90-х впервые количество негативной политической рекламы превысило количество позитивной рекламы. То есть негативная кампания - это совершенно нормальная кампания.
Другое дело, что наше избирательное законодательство, которое с таким упорством меняла и изменила "Единая Россия", выводит за рамки закона любую контрагитацию. Проблема России в том, что "грязной" кампанией считается та, где использована информация, которую кандидат не хочет о себе ни читать, ни слышать. Например, газеты сообщают, что у кандидата N есть дом во Франции, или любовница при живой жене, или немыслимый счет в иностранном банке... Все правда, но кандидат возмущен: фу, какая грязь!
- Бывает и по-другому - вбрасывается откровенная дезинформация.
- Поэтому и надо очень точно разделять, где ложь и клевета, а где информация, которая не нравится политикам. Многим выгодно это смешивать, подменяя одно другим.
- Для вас лично существуют этические препятствия в работе?
- У меня много этических препятствий...
- В каких случаях вы отказались бы от выгодного контракта?
- Во-первых, если уже есть другой клиент. Нельзя работать одновременно с двумя кандидатами или с двумя партиями в рамках одной кампании. Во-вторых, если заказчик - политическая партия, с убеждениями, программой и политикой которой я совершенно не согласен. В-третьих, если клиент - политик, не отвечающий моральным требованиям, которые я как рядовой избиратель и гражданин предъявляю к человеку, избравшему своим главным занятием политику. Речь не о том, что все политики должны быть ангелами. Но есть какая-то граница, которую переступать не хочется, чтобы потом не было стыдно за свою работу.
- Чего вы ожидаете от предстоящей избирательной кампании? Она будет более цивилизованной?
- Нет, она будет достаточно жесткой и, как минимум, не более цивилизованной, чем раньше. Особенность момента в том, что административные ресурсы и селективные методы будут использоваться в интересах одной партии. Это главная проблема.
- Проблема для избирателей или политконсультантов?
- Это проблема общества.
- К сожалению, общего свода правил нет. В каждом конкретном случае это решает либо политический консультант, либо отдельно взятая компания, которой предложен контракт.
- Никаких политических ограничений?
- Политических ограничений, строго говоря, и не должно существовать. Если клиент, в данном случае политик, является гражданином России и действует в рамках законодательства Российской Федерации, нет никаких законных оснований лишать его права избираться.
- В период выборов политтехнологов нанимают не только для позитивной раскрутки политика или партии. Взялись бы вы за заказ "мочить", скажем, лимоновцев - как самых шумных в "Другой России"?
- Ну, лимоновцы - это несерьезно. Вот если бы предложили "мочить" президента... Это, я понимаю, был бы заказ. Тут мы с вами порассуждали бы о гражданском мужестве, ответственности и других хороших понятиях. А Лимонов... Такие заказы могут принимать только совсем уж морально нечистоплотные консультанты.
- И все же. Помните, как на выборах в Мосгордуму топили "Яблоко"? Вы взялись бы за такую работу?
- Здесь есть два аспекта. Вернее, два ограничителя. Первый ограничитель - личностный, он связан с наличием у консультанта определенных политических принципов и ценностей. Если консультант разделяет правые ценности, он вряд ли станет работать против одной из правых партий.
Второй ограничитель - рамки законности. Тут сленг - я имею в виду слово "мочить" - неуместен. Потому что речь идет о том, проводится ли негативная кампания в рамках закона или с нарушениями закона. Если все по закону - почему бы нет? Это отдельный вид работы. Если проанализировать рекламные ролики, которые запускаются на выборах в Соединенных Штатах, можно обнаружить, что с середины 90-х впервые количество негативной политической рекламы превысило количество позитивной рекламы. То есть негативная кампания - это совершенно нормальная кампания.
Другое дело, что наше избирательное законодательство, которое с таким упорством меняла и изменила "Единая Россия", выводит за рамки закона любую контрагитацию. Проблема России в том, что "грязной" кампанией считается та, где использована информация, которую кандидат не хочет о себе ни читать, ни слышать. Например, газеты сообщают, что у кандидата N есть дом во Франции, или любовница при живой жене, или немыслимый счет в иностранном банке... Все правда, но кандидат возмущен: фу, какая грязь!
- Бывает и по-другому - вбрасывается откровенная дезинформация.
- Поэтому и надо очень точно разделять, где ложь и клевета, а где информация, которая не нравится политикам. Многим выгодно это смешивать, подменяя одно другим.
- Для вас лично существуют этические препятствия в работе?
- У меня много этических препятствий...
- В каких случаях вы отказались бы от выгодного контракта?
- Во-первых, если уже есть другой клиент. Нельзя работать одновременно с двумя кандидатами или с двумя партиями в рамках одной кампании. Во-вторых, если заказчик - политическая партия, с убеждениями, программой и политикой которой я совершенно не согласен. В-третьих, если клиент - политик, не отвечающий моральным требованиям, которые я как рядовой избиратель и гражданин предъявляю к человеку, избравшему своим главным занятием политику. Речь не о том, что все политики должны быть ангелами. Но есть какая-то граница, которую переступать не хочется, чтобы потом не было стыдно за свою работу.
- Чего вы ожидаете от предстоящей избирательной кампании? Она будет более цивилизованной?
- Нет, она будет достаточно жесткой и, как минимум, не более цивилизованной, чем раньше. Особенность момента в том, что административные ресурсы и селективные методы будут использоваться в интересах одной партии. Это главная проблема.
- Проблема для избирателей или политконсультантов?
- Это проблема общества.
29.06.2007
Комментарии
Написать комментарий