Киносети подводит аудитория
Участники рынка кинопоказа встревожены несоответствием темпов роста сетей кинотеатров и их посещаемости: если рынок кинопоказа растет на 25–30%, то аудитория киносетей растет всего на 6–7%. Участники рынка надеются компенсировать возможные потери за счет увеличения доли в общей выручке доходов от непрофильного бизнеса - фаст-фуда и развлекательных элементов.
Рынок кинопоказа растет на 25–30% в год. К концу этого года число кинотеатров в России должно превысить, по данным "Невафильма", 630, а количество залов - достигнуть 1370.
Несмотря на высокий рост количества кинозалов, посещаемость кинотеатров растет лишь на 6–7% в год. "Рынок постепенно будет насыщаться, и дисбаланс неизбежен: рост новых кинотеатров опережает развитие зрительского интереса",- констатирует директор по маркетингу сети "Киномакс" Дмитрий Тюрин. "Несмотря на рост рынка кинопоказа, посещаемость кинотеатров увеличивается не более чем на 6–7% в год",- соглашается гендиректор "Невафильма" Олег Березин. Гендиректор сети "Формула кино" Андрей Терешок соглашается с оценкой Березина. "Правда, рынок кинопоказа, по нашим оценкам, растет меньше, чем на 30% в год, скорее на 20–25%. Однако, безусловно, некоторые кинотеатры окажутся нерентабельными и будут закрываться, часть кинотеатров закрываются уже сейчас",- говорит Терешок. "Посещаемость кинотеатров не растет сейчас теми пропорциями, которыми должна была бы расти: залов уже сейчас больше, чем посещаемости. И планы киносетей по окупаемости отстают от реальности",- соглашается с кинопоказчиками гендиректор агентства "Кармен-медиа" (размещает рекламу в кинотеатрах) Павел Шиловский.
Гендиректор "Синема-парка" Сергей Китин считает, что пока дисбаланс между ростом рынка и посещаемостью кинотеатров в первую очередь касается одно- и двухзальников, в особенности принадлежащих несетевым компаниям. "6–7% - это в среднем по России. Конкуренция на рынке повышается, некоторые операторы разоряются. Рост современных многозальных кинотеатров пропорционален рынку, потому что из однозальников люди уходят в многозальники. А у однозальников действительно сейчас никакого роста не происходит",- считает Сергей Китин. Он также отмечает, что диспропорция сегодня уже касается Москвы и Санкт-Петербурга. "Московский рынок уже практически заполнен: открытый в Москве новый мультиплекс может означать для другого кинотеатра конец. Сейчас в столице уже происходит перераспределение аудитории по лучшим кинотеатрам. Поэтому мы идем в регионы: открывая кинотеатры в региональных городах, мы обеспечиваем 30-процентный рост аудитории",- говорит Китин.
А по мнению гендиректора DVI Cinema Владимира Федорова, в России еще 30% неохваченной аудитории. "Москва и Петербург почти полностью насыщены, сейчас идет освоение городов-миллионников. В дальнейшем аудитория будет увеличиваться за счет освоения городов от 500 тыс. человек",- уверен Федоров. Гендиректор УК "Каро-фильм" Игорь Ильчук отмечает, что роста посещаемости нет. "Количество кинотеатров стремительно растет, мы не наблюдаем роста заполняемости по нашим кинотеатрам, хотя, с другой стороны, и падения нет. Если рост и есть, то только на начальном этапе работы кинотеатра, в дальнейшем он замедляется",- говорит Ильчук.
Участники рынка отмечают, что величина кассовых сборов на один экран также растет непропорционально рынку кинопоказа - приблизительно на 7% в год, в 2005 году она составила $300 тыс. на один экран.
По словам гендиректора "Невафильма" Олега Березина, рост кассовых сборов происходит сейчас не за счет увеличения посещаемости, а за счет цены билета. "Если средняя цена билета по России сейчас $5,3, то в следующем году она может вырасти на 25–30% и составить около $7",- прогнозирует Березин. По оценке Терешка, в дальнейшем стоимость билетов может расти не более чем на 10% в год. А Игорь Ильчук полагает, что средняя цена билета уже достигла паритета.
"Если и возможен рост, то только на инфляционную составляющую или на дополнительные привилегии в отдельных кинозалах - VIP-обслуживание, 3D-, 4D-показы",- говорит Ильчук. Павел Шиловский из "Кармен-медиа" добавляет, что повышать цены операторам киносетей мешает растущая конкуренция: "Где нет жесткой конкуренции, кинотеатры пытаются повысить цену билета. В Москве же это практически невозможно: кинотеатры стоят рядом'BB.
Участники рынка надеются, что кризис насыщения рынка можно будет преодолеть за счет увеличения доли в общей выручке доходов от параллельных направлений. По данным сети "Киномакс", в среднем по рынку в общей выручке кинотеатров 60% приходится на кинопоказ, 30% - на фудкорт, 10%- на рекламу и игровые зоны. Правда, у некоторых сетей прибыль от сопутствующих бизнесов выше. "Доли кинопоказа и общепита постепенно сближаются. Если вначале фаст-фуд приносил 35% оборота, то теперь - 40%",- говорит замгендиректора "Киномакса" Ирина Туманова. "Я знаю кинотеатры, где доход от баров достигает 80% от суммы проданных билетов",- добавляет Березин из "Невафильма". Он отмечает, что в условиях низкого роста аудитории кинотеатры добавляют к показу все больше развлекательных услуг. "Каждый кинотеатр должен придумать нечто свое, уникальное, что может привлечь зрителя тратить деньги",- отмечает Березин. "Тенденции рынка идут в сторону увеличения развлекательной составляющей в доходе кинотеатра, который становится местом проведения досуга. По нашим данным, уже сформировалась аудитория, которая приходит в мультиплекс не смотреть фильм, а отдохнуть в компании",- соглашается Тюрин из "Киномакса". "Мы планируем диверсифицировать свою деятельность за счет организации ресторанных услуг на территории кинотеатров и расширения развлекательной составляющей",- добавляет Ильчук. "Сети будут искать пути получения дополнительных доходов, в частности, за счет 3D- и 4D-форматов и цифрового кинопоказа",- заключает Андрей Терешок из "Формулы кино"."Бизнес"
31.10.2006
Комментарии
Написать комментарий