Школа рекламиста

Практика применения социометрии

Цель настоящей статьи продемонстрировать на конкретном примере возможности применения социометрии в практике управления персоналом. Социометрия, как метод, занимает одно из мест в ряду аналитических методов, таких как анкетирование, интервью, анализ документов, наблюдение. Социометрический метод ни в коем случае их не заменяет, а наоборот гармонично дополняет.

Для изучения малых групп, их структур, внутригрупповых связей, выявления конфликтов в группах и между группами, количественных оценок сплоченности, статуса, неформального лидерства он является оптимальным. Кроме содержательного соответствия метода изучаемой области, он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами анализа. Во - первых, метод довольно прост в технической реализации. Не требуется проведения предтестовых процедур, проверки валидности методики. Подготовка форм (опросных листов) не вызывает затруднений, даже у неподготовленного человека. Во - вторых, длительность проведения исследовательской процедуры не велика. Опросные листы могут заполняться заочно, а обработка данных занимает всего несколько часов. В- третьих, социометрия позволяет оперировать количественными данными. Качественное описание сплоченности группы менее информативно, а применение социометрии дает довольно точную количественную оценку, например, при целенаправленном командообразовании.

Применение социометрии для анализа взаимоотношений в коллективе имеет ряд недостатков. К ним обычно относят ограниченность метода числом респондентов. Невозможно применение метода для коллективов численностью более 40-45 человек. Однако, этот недостаток легко преодолим, так как численность персонала редко превышает такую численность на одном уровне управления функциональной структуры, или проектной группы. Кроме того, существует ограничение на частоту использование метода. Он не может применяться чаще, чем один раз в год.

Применение вычислительной техники позволяет автоматизировать процесс расчетов, что существенно сокращает время проведения исследовательских процедур и дает возможность представления данных в виде электронных таблиц, схем, отчетов. Это в свою очередь дает возможность проводить расчеты на группах существенно превышающих 45 человек, за счет выделения виртуальных групп в массиве данных.

Одна из программ, которая получила наибольшее распространение, называется SociometryPlus. Программа рассчитана на обработку данных о группах численностью 41 человек. Она практически не требует дополнительной настройки. Необходимо внести вопросы, которые задаются респондентам, с учетом знака (+, -) выбора респондента, список принимающих участие в исследовании и результаты их ответов. Внесение всех необходимых данных - это довольно простая процедура, которая регламентирована программой и справкой, приложенной к программе. SociometryPlus автоматически выдает показатели статуса, сплоченности, рейтинги выборов (+ лидеры, - аутсайдеры) и рисует социограмму. Программу можно найти в Интернете по адресу www.thesociometry.com (сайт программы, видимо, закрылся, но скачать ее можно, например, отсюда - прим. вебмастера), там же находятся ее обновления и условия пользования. Если не хотите оплачивать коммерческую версию программы, то приложенная бесплатно демоверсия вполне работоспособна, поскольку отключены только некоторые функции, которыми можно пренебречь.

Расчеты на небольших группах (12-14 человек) можно производить вручную, либо пользоваться другими программами общего назначения из пакета Microsoft Office. Все зависит от Вашего знания ПК и времени, которым Вы располагаете.

В нашем примере будет рассмотрена управляющая компания холдинга. Основные направления деятельности группы компаний - производство и продажа ТНП. Штат управляющей компании 70 человек.

Методика применялась в рамках проекта организационной диагностики компании, наряду с другими методами.

Из общей численности исследуемых были исключены некоторые службы компании, исследовать которые не имело смысла. К таковым были отнесены группа водителей, охрана, работники склада и т.п., кроме соответствующих руководителей этих групп. Таким образом, общая численность менеджеров и сотрудников составила 54 человека.

В анкете содержалось 4 вопроса, по два на выявление формальных (производственных) и неформальных (эмоциональных) отношений с разными знаками.

Анкеты заполнялись анонимно и заочно для основных групп специалистов, а основное управленческое звено заполняло анкеты очно. Руководители часто ссылаются на отсутствие времени, загруженность, поэтому было принято решение собрать всех руководителей вместе, объявить им цели и задачи данной методики и тут же на месте заполнить анкету. Заполнение анкеты занимает 3-4 минуты. Спонтанность заполнения никакого вреда выходным результатам не наносит, а даже наоборот приводит к более точным результатам.

Результаты анкетирования были введены в программу SociometryPlus, где и происходила их обработка.

Для наглядности приведем фрагменты данных в таблице. К сожалению, объем статьи не позволяет привести все данные.

В таблицу включены данные об отделах. Это позволяет находить неформальные группы внутри всего коллектива и идентифицировать скрытые производственные и межличностные конфликты. Каким образом это происходит.

1. Вначале анализа мы строим модель взаимоотношений внутри каждого отдела или департамента. Т.е. мы взвешиваем статус каждого члена микрогруппы по отношению к этой группе, рассчитываем коэффициент сплоченности, выявляем лидера и аутсайдера. Так мы строили социограмму отдела продаж, рассчитывали статус менеджеров по продажам по отношению к своему отделу. Технология подробно излагалась в предыдущей статье. Здесь мы приведем лишь наглядный пример расчета социального статуса и социограмму одного из отделов. В таблице S - статус, R - рейтинг.

2. Отдельно выделялась виртуальная группа руководителей, в которую входили все управленцы высшего и среднего звена. Выбранные менеджеры могли не иметь организационной или функциональной подчиненности, но объединение руководителей компании в единый массив позволяет оценить внутрикорпоративный климат, выделить неформальных лидеров и, что самое важное, отдельные сплоченные группы с четко идентифицированными внутригрупповыми интересами.

Действительно, в результате исследования были выделены несколько групп влияния. Одной из групп были сторонники, "приближенные" генерального директора, куда, кстати, входило несколько родственников. Это была команда, которая работала в этом бизнесе практически с самого его начала, отличалась устойчивыми не только профессиональными, но и эмоциональными связями и высокой сплоченностью. Формальным и неформальным лидером этой группы был генеральный директор. Второй группой влияния была команда менеджеров, которые пришли в компанию в течение последнего года. Связи между ними были менее устойчивы, сплоченность значительно ниже, чем в предыдущей группе. В этой группе не было четко идентифицированного лидера, а скорее несколько фигур образовывали центры притяжения. Это руководитель отдела маркетинга и заместитель начальника производственного департамента. Примечательно, что никто из менеджеров отделов продаж не имел влияния в компании, наоборот направление продаж имело высокое число отрицательных выборов полученных от руководителей других департаментов. Кроме того, особняком стояла группа аутсайдеров и несколько менеджеров с высокими отрицательными статусами. Аутсайдерами являлись менеджеры, которые пришли работать недавно и пока не адаптировались и не проявили себя. Большое количество отрицательных выборов выпало на долю руководителя КРО.

3. Также интересным оказалось положение высших должностных лиц компании по отношению ко всей компании в целом. Генеральный директор набрал максимальный статус во всей компании. С одной стороны это неплохо, но с другой, как это подтвердили другие методы, речь шла о замкнутости управленческого цикла на одного человека, перекладывании ответственности на высшее должностное лицо, регулярных согласованиях по даже незначительным вопросам, неспособности многих линейных менеджеров управлять. Управлять - это значит, в первую очередь, ставить задачи и контролировать их исполнение, а в ситуации, когда основной массив информации и текущих оперативных решений проходит через генерального директора, говорить о слаженном механизме управления не приходится. Это абсолютно не значит, что статус директора должен быть невысок. Он должен быть высоким в своей референтной группе - руководители высшего и среднего звена. Функции генерального директора - это функции высшего порядка, оперативное управление - прерогатива функциональных и линейных менеджеров.

4. На последнем этапе анализа исследовались взаимоотношения между различными группами. Кроме выделения виртуальных групп, таких как руководители (показатель вхождения в группу - формальный статус), выделения групп, имеющих влияние (показатель - высокое количество взаимных положительных выборов), можно анализировать комбинации групп, в зависимости от функциональных связей внутри компании. Например, мы выделили отделы, которые реализуют функции, связанные с деньгами: планово-экономическая группа, бухгалтерия, группа инвестиционного планирования, контрольно-ревизионный отдел, финансовый директор. Организационно и функционально эти подразделения связаны. Результат показал, что статус финансового директора невысок, практически нейтрален (близкий к нулю), лидером он не являлся, хотя формально возглавлял это направление. Роль лидера исполнялась руководителем КРО, хотя как сказано выше, он набрал большое число отрицательных выборов по отношению ко всей компании. Вскрылся конфликт между сотрудниками КРО и бухгалтерии, как показали дальнейшие уточнения, он не носил производственной направленности, объяснялся с одной стороны личными неприязнью между группами сотрудников и борьбой за влияние главного бухгалтера и руководителя КРО. В случае аргументации конфликта наличие количественных данных, а не субъективных оценок переоценить трудно.

Особенно актуален такой подход, когда мы имеем массив данных, превышающий возможности самого метода. Мы группируем отделы (подразделения), согласно их организационной, функциональной подчиненности и таким образом выстраиваем виртуальные группы по принципу производственного взаимодействия, что позволяет нам получать необходимые результаты. Мы опираемся на тезис, что человек поддерживает контакты (тесно связан) с небольшой группой, физически участвуя в жизни всего лишь нескольких групп.

Как видно из приведенных примеров, социометрия является довольно мощным аналитическим инструментом, который позволяет в короткие сроки оценить социально-психологический климат компании.

Андрей Голиней
Современные Бизнес Технологии

10.10.2006

на печать


Комментарии

Игорь
06.11.2007 7:31 | сообщение #1
 

Есть программа по обработке данных Социометрического анализа здесь: http://mmc-soft.narod.ru

Гость
06.04.2010 14:45 | сообщение #2
 

Невозмутим

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

21.11.2024 - 18:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация