С автодорог уберут всю "опасную" рекламу
Правительство РФ приступило к решению проблемы. В марте был принят новый закон "О рекламе", который вступает в силу 1 июля 2006 года. Согласно новому закону, с 1 января 2007 года будет запрещено использовать мобильные биллборды в Москве и других российских городах.
Наблюдать мобильные рекламные конструкции в Москве могли, наверное, все участники дорожного движения. Оригинальный рекламный носитель впервые был замечен на дорогах в 2003 году. Кем он был изобретен, история умалчивает, однако мобильный биллборд стал невероятно популярным видом рекламы в мегаполисах. Он представляет собой рекламный щит размером 3 на 6 метров, установленный на грузовик, как правило, "Газель", задача которого – разъезжать по улицам города и привлекать внимание горожан и зевак. К сожалению, частенько "зазевываются" и водители. В итоге – регулярные мелкие аварии.
Еще в прошлом году власти поняли, что ситуация с количеством рекламы на дорогах в Москве становится угрожающей и даже опасной. Многочисленные неоновые огни на улицах отвлекают водителя, а зимой езда по ночному проспекту превращается в настоящий карнавал. Для новичков езда по Москве становится кошмаром: из-за обилия рекламы углядеть, где светофор, а где дорожный знак, иногда просто не представляется возможным. Неудивительно, что периодически возникают аварии, причиной которых становится банальное невнимание водителя, отвлекшегося на рекламу. И хотя в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России сообщили, что статистики аварий вследствие действия рекламы на водителя не существует, проблема знакома многим.
Появление мобильных биллбордов усугубило ситуацию и создало множество проблем в организации самого дорожного движения. Прежде всего, плоские рекламные конструкции не позволяют правильно оценить дорожную ситуацию, поскольку они большие и отнюдь не прозрачные. К тому же на биллборде может быть изображено что угодно, будь то деревья либо "квадрат Малевича", а это искажает визуальное восприятие обстановки на дороге. Вместо обычных щитов на некоторых "газелях" устанавливают вращающиеся конструкции, организуют подсветку, музыку – все это также можно считать угрозой безопасности дорожного движения. Когда в целях привлечения внимания "газельки" едут колонной, перестроиться в другой ряд практически невозможно. При этом скорость кортежа составляет не более 30-40 км/ч, ведь иначе ни пешеход, ни тем более водитель не успеет рассмотреть, что изображено на рекламном щите. Все это затрудняет движение остальных автомобилей и создает пробки. Кроме того, мобильные биллборды часто нарушают правила дорожного движения, паркуясь в неположенных местах (включая тротуары и газоны), что тоже чревато пробками.
Впрочем, пробки для рекламщиков в данном случае только выгодны: когда еще у скучающих за рулем водителей, а тем более у их пассажиров будет возможность в деталях изучить рекламируемый на биллборде продукт. Как рассказал менеджер московского рекламного агентства "Медиаград" Денис Середкин, рекламный автомобиль обходится рекламодателю в $4800, в стоимость аренды входит топливо и 12 часов езды по городу ежедневно в течение месяца. Маршрут рекламодатель волен составить сам. Мобильный биллборд зарекомендовал себя как эффективный рекламоноситель с большой отдачей. За два года количество рекламных автомобилей в Москве возросло примерно до 100 штук, однако емкость рынка намного больше. Как рассказали в "Медиаграде", автомобили постоянно востребованы и резервируются заранее.
При этом сама конструкция как рекламоноситель, по сути, находится вне закона. В соответствии с действующим законом "О рекламе", мобильные рекламные конструкции не относятся ни к рекламе на транспорте, ни к наружной рекламе. В свое время они возникли спонтанно и в законе никак не прописаны. Поэтому мобильные биллборды не облагаются единым налогом на вмененный доход, их владельцы не обязаны получать разрешение на установку биллбордов и платить арендную плату городу. Кроме того, на них не распространяется запрет на рекламу алкоголя и игорного бизнеса, чем владельцы биллбордов успешно пользуются.
Однако в ближайшее время ситуация с рекламой на дорогах будет меняться в лучшую сторону. В конце 2005 года Правительство РФ приняло решение сократить количество рекламы в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве в течение 2006 года количество рекламных мест на основных трассах, магистралях, улицах будет сокращено на 30-40%. Сокращение уже проведено на Кутузовском, Олимпийском, Балаклавском проспектах, аналогичные работы будут проводиться на Садовом кольце, проспекте Вернадского, проспектах Мира и 60-летия Октября.
В ходе кампании по сокращению рекламы печальная участь постигла и мобильные биллборды. В октябре 2005 года городской Комитет по рекламе, информации и оформлению Москвы отправил в Госдуму свои дополнения в поправки к закону "О рекламе". В марте поправки были приняты Госдумой, и использование мобильных биллбордов в Москве и других городах России запретили. При этом многие депутаты заявляют, что не в последнюю очередь руководствовались стремлением к разгрузке московского траффика.
Запрет мобильных биллбордов повлек за собой бурную реакцию рекламщиков. Ведь на самом деле мобильный биллборд – вид рекламы весьма интересный, нестандартный и, самое главное, эффективный. Аналоги давно и успешно используются в США и Японии. Запрет на использование мобильных биллбордов в России лишит рекламщиков приличной доли рынка, которая оценивается экспертами в $5-6 млн. После введения запрета владельцы рекламных автомобилей создали Ассоциацию мобильной рекламы и попросили депутатов признать мобильные биллборды объектами наружной рекламы. В таком случае в казну начали бы поступать соответствующие налоги, а реклама запрещенных продуктов сама собой сошла бы на нет. Однако власти были неумолимы: с 1 января 2007 года использование мобильных биллбордов будет полностью запрещено.
Рядовых же автовладельцев интриги рекламщиков и их лоббистов мало волнуют. И после введения нового закона "О рекламе" они только выиграют: запрет мобильных биллбордов, скорее всего, благоприятно скажется на дороге и организации движения.
Autonews
26.04.2006
Комментарии
Написать комментарий