Анализ рынков

Маркетинговый обзор рынка пресервов

По прогнозу Министерства Экономического Развития и Торговли РФ производство товарной пищевой рыбной продукции, в том числе пресервов, составит в 2008 году 107,5 - 108,1% к уровню 2004 года.

2002 – 2003 год

В 2002 году ЗАО "Санта-Мария" выпустило линейку продукции в более чем 170 наименований, среди которых были филе, нарезки, рулеты из различных пород рыбы, рыбные, икорные пасты и масла, балыки, пресервы, рыба холодного и горячего копчения, икра… Институт пищевых технологий и товароведения ДВГАЭУ разработал 12 наименований различных блюд из медуз (соусы, коктейли, майонез, пресервы)… 

С 2002 года начинается новый этап в рыбной промышленности, в частности, в производстве пресервов. Потребителей не устраивает качество традиционных пресервов (рыбной нарезки сельди в уксусном соусе), к тому же западные компании предлагают более широкий ассортимент продукции, который не идет ни в какое сравнение с ассортиментом отечественных производителей.

В 2001 году производственная доля пресервов в рыбоконсервной продукции составила 0,4%. В 2002 году – 1%. Быстрый рост рынка пресервов сдерживает и апелляция к цене: в среднем пресервы дороже обычных рыбных консервов вдвое.

С 2003 года ежегодный прирост рынка пресервов резко увеличивается и составляет 15-20%. На тот момент российский рынок формировали украинские лидеры, такие, как ООО "Норман", ООО "Сильвер Фуд", ООО "Плеяды", ООО "СОВ Гавань".

Именно в 2003 году широкое распространение получает полимерная упаковка, как наиболее доступная для массового покупателя (стеклянная банка с европейской крышкой twist-off рассчитана на высокий ценовой сегмент).

Несмотря на то, что пресервы – продукт, предлагаемый в России исключительно для внутреннего рынка, они производятся из импортного сырья, и не идут на импорт, поскольку данная продукция имеет малый срок годности (4 месяца).

К концу 2003 года конкуренцию российским компаниям успели составить белорусские и скандинавские. Маркетинговая стратегия этих компаний была более сильной, так как ориентировалась в первую очередь на "брендовость" продукта. Компании-производители старались привить вкусы покупателя к марочной продукции и делали акцент на трейд-маркетинге. В число таких торговых марок входили: "Русалочка", "Прод-Импэкс", "Гавань", "Норманн", "Плеяды".

Из отечественных производителей конкурентно способной была продукция "Сальмон Интернешнл" (Группа Компаний "Ледово"). Эта продукция находилась в высоком ценовом сегменте: пресервы изготавливались из нетрадиционных для 2003 года креветок и мидий. Пресервы из морепродуктов были основным товаром и "Дальпико Рыбсервис". Но зачастую эта продукция была оторвана от внешнего рынка по причине малых сроков хранения. ООО "Ноябрьскторгнефть" в 2003 году начинает выпуск новой серии пресервов – теперь ассортимент на российском рынке расширяется за счет добавления различных маринадов, соусов и заливок (всего более 30 видов).

2004 год

В 2004 году в рынок по изготовлению пресервов вливается Бурятия: республика долгое время руководствовалась рекомендациями СанЭпидНадзора не использовать главную рыбу республиканских рек – омуля – в пресервах. На тот момент 51% рыбы, пойманной в Бурятии, шел на вывоз в соседние области: Иркутскую, Читинскую и др. Оттуда сырье возвращалось уже переработанным, зачастую даже в виде конечной продукции, что заставляло цены заметно расти. Предпочтения потребителей разделились следующим образом:

В Приморье переработкой рыбы занимаются более ста предприятий различных форм собственности: ОАО "ТУРНИФ", "Преображенский рыбокомбинат", ЗАО РПК "Южно-Морской", ЗАО ПРДПР, ЦЗ "Приморсклеспрома", рыбный завод "Каменский", ООО "Зарубинская база флота" и др.  В общей сложности эти предприятия способны перерабатывать 250 тыс. тонн рыбного сырья и выпускать продукции на 120 тыс. тонн.
Основным игроком в производстве пресервов является ЗАО РПК "Южно-Морской" с торговой маркой "Рыбка моя" (пресервы "Матье"), имеющий свою плавбазу и способный перерабатывать рыбу самостоятельно. Предприятия, не располагающие такими возможностями, транспортируют сырье в Китай и вывозят оттуда готовую конечную продукцию.

На Байкале выпуском пресервов занимается ООО "Байкальская рыба".

ЗАО "Балтийский берег" начинает инвестировать 200 тыс. $ в производство для изготовления пресервов в новой упаковке.

ГК "Ледово" продолжает захватывать все больший сегмент рынка: в планы входит открытие пяти торговых представительств в странах СНГ, экспорт продукции в страны ЕС и США, активная работа с брендами "Сальмон" (производство пресервов), "Снежана" (производство грибов). Акцент делается на морских деликатесах. Годовой оборот компании в 2003 году приравнен к цифре в 668 млн. рублей.

Основную конкуренцию "Ледово" составляет "Санта Бремор" (работавшая до слияния компаний "Нила" (Белоруссия) и L.Kok Seafood Ltd. (Голландия) под именем "Санта Импэкс Брест"). Годовой оборот компании составляет 100 млн. $. Компания контролирует более половины белорусского рынка пресервов и четверть российского. Объем поставок на российский рынок в 2004 году составил 10 тыс. тонн, объем продаж – 36 млн. $. Компания также делает акцент на инновациях в производстве, которые необходимо привить массовому покупателю как традиционный продукт. Благодаря новым технологиям производства, позаимствованным у "Abellman" (Германия), "Санта Бремор" выпустила широкую линейку продукции, предложив укладывать пресервы не в традиционные стеклянные банки, принятые на западе, а в пластик, что уменьшило стоимость продукции (уже в 1998 году объем продаж компании составлял 4 тыс. тонн). В том же году компания выходит на рынок с продуктом "рольмопсы", переосмыслив его настолько, что рольмопсы от "Санта Бремор" это не только огурцы, завернутые в филе сельди, это рулеты с овощными начинками в разнообразных заливках, помещенные в пластик. Компания делает поставки продукции в Германию, Польшу, Чехословакию, Израиль.

Нижегородский рынок пресервов представляет компания "Росса", работающая с продукцией компаний "Санта Бремор" (бренд "Морячок", ТМ "Матиас"), "Русское море", "Непто"; конкурентно-способными являются "Сладкая жизнь" и "Альянс", которые также сбывают продукцию "Санта Бремор".

C 2004 года начинается массовое расширение ассортимента пресервов. Теперь в пресервировании участвуют кета, форель, семга и др.

В производстве доли различных видов пресервов выглядят следующим образом:

2005 год

Основной упор на маркетинговом развитии компании делает "Флиппер", представляющий пресервы из семги, форели, белуги и осетрины.

ООО "Челябинский рыбоперерабатывающий завод" по итогам I полугодия 2005 года занял почти 50% рынка пресервов Челябинска. Завод перерабатывает в год около 1300 тонн рыбы. Основную конкуренцию ему составляют пресервы компаний "Сибирский берег" и "Океан-трейдинг".

Компания "Ледово" выводит на рынок игроков, которые заметно приобретают силу благодаря четко рассчитанной рекламной стратегии: "Bon Appetit" и "Сальмон". Рыночный рост ГК составляет порядка 15%. "Ледово" использует такие инструменты как BTL (в частности, промоушн в крупных торговых сетях и различные мероприятия в крупных городах России и Белоруссии), мерчендайзинг, трейд-маркетинг. Региональные представительства находятся в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре. Годовой оборот в  2004 году составил 25 млн. $, объем производства – 96 тыс. тонн.

Рынок пресервов содержит и малую часть импортной продукции. Ее представляют торговые марки "Abba" и "Alax" из Дании, а также пресервы производства Эстонии и Латвии.

"Санта Бремор" концентрируется на сегменте класса "премиум": ее покупатели в большинстве своем представлены возрастной категорией 25-40 лет с уровнем жизни выше среднего.

Более низкий ценовой сегмент интересен для региональных рынков: здесь более традиционные вкусы и предпочтения, и соответственно, возрастная категория шире (22-60).

"Русское море" делает акцент на пресервах из филе сельди в разнообразных заливках.

Пензенскую область представляет компания "Океан Трейдинг", занимающаяся комплексным производством рыбной продукции и морепродуктов. Компания широко сотрудничает с партнерами по всей России.

ГК "Кайрос" (производитель, дистрибутор) предлагает российскому рынку пресервы под торговой маркой "Круглый год". Рыбоперерабатывающий комплекс "Ново-Мар", входящий в группу компаний "Кайрос", разработал собственную технологию по производству серии пресервов из морепродуктов. Секторы рынка, в которых работает ГК "Кайрос": HoReCa, Retail, регионы. Стратегические партнеры: Ardo, Aviko, Bonduelle, Delight, Dujardin, DrOetker, Emborg, Excel, FarmFrites, Hortex, Mars, McCain, NordicSeafood, OceanSeafood, Oerlemans, Sirena, Unilever, Viciunai, Золотой петушок, Морозко, Равиоли.

В Поволжье основным игроком является производственно - дистрибьюторская компания "Три Кита" с линейкой в 1 000 наименований товара. Помимо того, что компания занимается выпуском собственных пресервов под торговой маркой "Три Кита", она работает с рыбной продукцией таких компаний, как "Санта Бремор", "Русское море", "Океан Трейдинг", "Флиппер", Северо-Восточная компания (икра и морепродукты).

В Республике Бурятия действуют три рыборазводных завода: Селенгинский, Баргузинский и Большереченский. Основное производство: икра омуля, байкальский осетр, пресервы из омуля и других сиговых. Среди рыбодобывающих предприятий лидер - Кабанский рыбозавод. Продукция идет в Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Читу, Москву.

***

Слово "пресервы" хорошо знакомо лишь 17% отечественных потребителей. 23% могут вспомнить, что когда-либо слышали это слово. 60% потребителей значения слова "пресервы" не знают, а описывают свою покупку как соленую рыбу, порезанную для удобства на куски.

В настоящее время емкость российского рынка рыбной продукции составляет 1527 тысяч тонн, потребление на душу населения – 10,5 кг в год.

Картина потребления рыбной продукции следующая:

Только 7% на рынке рыбной продукции занимают пресервы, которые изготавливаются в основном из сельди, деликатесной рыбы, скумбрии, салаки, мойвы и кильки. Разброс цен на пресервы достаточно велик, стоимость каждой банки складывается из таких составляющих, как сырье, упаковка, заливка и прочее. В среднем цена составляет от 18 до 35 рублей за 170-200-граммовую упаковку селедки, от 45 рублей и выше за банку форели или лосося.

Не последнюю роль при выборе банки пресервированной продукции играет и заливка.

Предпочтения потребителей в среднем ценовом сегменте представлены следующей картиной (данные на основе возможности выбрать несколько приоритетных позиций):

Сейчас все большую популярность наряду с традиционными соусами и приправами приобретают пресервы в нетрадиционных заливках: клюквенной, томатной, яблочной, лимонно-яблочной, абрикосовой, лимонно-винной, пряно-винной, пряно-чесночной и других. Практически нет спроса на распространенные в странах Западной Европы жареные пресервы в различных заливках.

По прогнозам к 2006 году в России суммарная емкость исследуемого рынка пресервов может увеличиться на 20-30% и достичь 347 тысяч тонн.

Стартовый капитал, который требуется для выхода на этот рынок, незначителен, что позволяет работать на нем большому количеству фирм. Рынок пресервов формируют, с одной стороны, крупные производители и поставщики, с другой – частные предприниматели. По мнению большинства экспертов, в дальнейшем сохранится тенденция увеличения числа производителей.

Спрос на продукцию, употребление пресервов в 2004 - первой декаде 2005 года можно представить картиной (в процентном соотношении населения и частоты приобретения/ употребления):

График сезонов спроса на пресервированную рыбную продукцию в Интернет выглядит следующим образом:

Города, наиболее часто запрашиваемые данную продукцию:

Около 90%  российского рынка пресервов из морепродуктов принадлежит отечественным компаниям. По прогнозам МЭРТ в 2006 году этот рынок увеличится на 20-30%, в 2008 году – более чем на 100%.

Маркетинговый обзор подготовлен 05.09.2005

Интернет – агентство RiTE MEDiA (c)

03.10.2005

на печать


Комментарии

Аналтик департамента марк
03.10.2005 12:43 | сообщение #1
 

Большего бреда в жизни не видел.
нелепица слепленная из обрывочных данных с разлиных интернет порталов.
К сожалению, автор пишет о том чего совершенно не знает.
Объективность стремиться к нулю.

Гость
03.10.2005 15:01 | сообщение #2
 

Обозрение, обзор - статья, в которой рассматриваются общественно-политические, экономические, культурные, спортивные и др. явления и события современной жизни. БЭС
...обзор подразумевает под собой сбор информации из разных источников и подведение промежуточных итогов.
Кстати, аппеляция к объективности - выпад в сторону аналитиков маркетинга ;))

Гость
05.10.2005 10:34 | сообщение #3
 

А как вы считаете, в чью сторону автор субъективен?
Где именно бред?

Аналитик отдела маркетига
13.10.2005 16:30 | сообщение #4
 

Очень странно читать про то, что не соотвествует реальности. Как никак, работая аналитиком департамента маркетинга, крупного производителя продуктов рыбопеработкия, я имею информацию о том что происходит.
А тут собраны совершенно непроверенные данные и выдаются как обзор...
Если что то делается то это должно нести какую то информаию, а то что написано несет только сумбур и сумятицу и ни одного правильного даже промежуточного итога.
О чем можно тогда говорить?
В общем все что написано

Андрей Чебыкин
07.08.2006 15:01 | сообщение #5
 

Спасибо! Что Вы делаете1 Ваша информация для нас очень важна! С уважением Андрей Чебыкин

Елисеев Евгений
09.10.2006 15:46 | сообщение #6
 

Как показатель роста отечественного производства на 7,5-8,1%%, соотносится с прогнозом роста рынка более чем на 100% при доле российских производителей в 90%? Все это должно случиться в 2008 году!!! Прошу автора поподробнее...

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.11.2024 - 23:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация