Развитие розничной онлайн-торговли в России
Число онлайн-покупателей в России продолжает быстро расти. По данным GfK на июль 2018 года, 35% россиян хотя бы раз за последние полгода покупали товары в интернете. С весны прошлого года этот показатель вырос на 17%.
Чтобы выяснить, что, где и как покупают россияне, что мотивирует их приобретать товары онлайн, Яндекс.Маркет и компания GfK провели опрос. В нём приняли участие 5470 человек в возрасте от 16 до 55 лет, проживающих в российских городах.
Исследование проводилось в сентябре 2018 года. В прошлые годы GfK опрашивала россиян, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек. В этом году решили расширить выборку и включить всё городское население России. В тех частях исследования, где сравниваются результаты нынешнего и предыдущих опросов, учитываются только ответы жителей городов 100+. Остальные выводы сделаны на основании ответов всех респондентов.
Почему люди покупают в интернете
Основной мотив, который приводит людей в онлайн-магазины, — желание сэкономить. Больше половины опрошенных заявили, что покупают онлайн из-за более низкой, чем в обычных магазинах, стоимости товаров. Людей привлекает также возможность сравнивать цены, искать выгодные предложения и делать покупки в любое время и в любом месте.
Тех, кто не покупает онлайн или делает это редко, смущает невозможность увидеть товар вживую и убедиться в его качестве. Около трети из них также отмечают, что непонятно, к кому обращаться в случае проблем.
Что и где покупают
Топ товаров по числу онлайн-покупателей в последние годы не меняется. И в российских, и в зарубежных интернет-магазинах больше всего респондентов заказывают одежду и обувь. Кроме одежды в России многие покупают мелкую бытовую технику и косметику, в Китае — смартфоны и товары для детей, в других странах — косметику и опять же детские товары.
Иностранные магазины люди предпочитают российским из-за более низких цен — об этом заявили две трети тех, кто покупал за рубежом. Среди других причин респонденты называли возможность купить товары, которые не продаются в России (28%), и более широкий ассортимент (27%). Отказываются от покупок за рубежом прежде всего из-за долгих сроков доставки (36% тех, кто не покупал в иностранных магазинах), а также возможных сложностей с возвратом товара и гарантийным обслуживанием (27%).
При этом надо отметить, что доля людей, столкнувшихся с проблемами при покупке на зарубежных площадках, по сравнению с 2017 годом сократилась. Сильнее всего потеряли в актуальности как раз те проблемы, которые связаны с доставкой и несоответствием товара описанию на сайте.
Как выбирают магазины
При выборе российского магазина покупатели чаще всего ориентируются на цены — этот критерий назвали 38% опрошенных. На втором месте по популярности (29%) — надёжность и проверенность магазина, примерно так же часто люди отмечают важность широкого ассортимента.
Оценка важности некоторых критериев зависит от возраста. Так, люди старше 40 лет чаще, чем подростки, ценят преимущества, которые даёт программа лояльности магазина. В первой возрастной группе этот критерий назвали 14% опрошенных, а во второй только 6%. И наоборот, если на репутацию и известность магазина обращают внимание 21% покупателей до 20 лет, то среди людей за 40 таких в два раза меньше.
Как покупают
Устройства Судя по тому, как опрошенные оформляли свой последний заказ, россияне по-прежнему чаще всего совершают покупки с компьютера. При этом растёт доля заказов, оформленных с телефонов и планшетов: за год она почти удвоилась — до 21% в российских и 40% в иностранных магазинах. По данным опроса, в зарубежных магазинах больше покупают с мобильных устройств из-за простоты оплаты, более удобных приложений и наличия скидок при покупке со смартфона.
Выбор товара Пользователи немного по-разному выбирают товар в российских и иностранных магазинах. При покупке в России чаще сравнивают стоимость на разных сайтах и узнают условия доставки. При покупке за рубежом — читают отзывы и рассматривают фотографии товаров.
Скидки и акции Больше 70% последних покупок были сделаны со скидкой или по акции. При этом почти 60% опрошенных были бы готовы купить тот же товар без специальных условий. Самые распространённые акции — прямые скидки и бесплатная доставка. Российские магазины заметно чаще зарубежных привлекают покупателей промокодами, зачислением баллов на карту и скидками по программам лояльности.
Больше 90% россиян хотя бы иногда сравнивают цены на разных сайтах, чтобы проверить, правда ли магазин снижает цены, когда предлагает скидки. Почти 40% делают это всегда. Чаще других честность скидок проверяют люди старше 30 лет.
Спонтанные покупки 18% покупок в российских магазинах совершаются спонтанно, в иностранных — 22%. Больше всего таких покупок делают молодые люди. Женщины заметно чаще мужчин совершают спонтанные покупки в зарубежных магазинах.
Оплата и доставка
Самый распространённый способ оплаты покупок в российских интернет-магазинах — предоплата банковской картой, на втором месте оплата наличными, на третьем — банковской картой при получении товара. В 2018 году картой было оплачено больше половины всех покупок.
Популярность разных способов доставки по сравнению с прошлым годом не изменилась: почти половину всех заказов в российских интернет-магазинах россияне забирают самостоятельно, на втором месте — доставка курьером (26%), на третьем — через Почту России (17%). В случае с зарубежными магазинами курьерам предпочитают почту: 80% заказов доставляются Почтой России.
29.11.2018
Еще статьи по теме
- Баста стал амбассадором Яндекс.Маркета - 09.02.2022
- Яндекс.Маркет инвестирует больше 270 млн рублей в рекламу пунктов выдачи заказов - 21.01.2022
- На улицах Москвы и Петербурга появились плакаты, отменяющие праздничный стресс - 27.12.2021
- Продавцы смогут рекламироваться на Яндекс.Маркете без предоплаты - 11.08.2021
- Smurfit Kappa открыла в Великобритании новую лабораторию по тестированию упаковки для онлайн-торговли - 19.07.2021
- Блогеры смогут удвоить доход от Яндекс.Маркета - 28.05.2021
- Яндекс.Маркет запустил коллаборацию с косметическим брендом Тины Канделаки Ansaligy - 05.03.2021
- Яндекс.Маркет рассказал, как менялись потребительские предпочтения россиян в 2020 году - 25.12.2020
- Яндекс.Маркет запустил новогодний ролик с курьерами-супергероями (2) - 01.12.2020
- Директором по маркетингу Яндекс.Маркета стал Андрей Филатов - 17.09.2020
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий