Про дизайн

Дословно с латыни

Дословно с латыни

Дословно с латыни - "из книг".
Художественно выполненный ярлычок, наклейка с обозначением владельца книги или знак-виньетка с обозначением принадлежности книги к личной библиотеке.

На протяжении многих веков экслибрис выполнял утилитарную функцию. Он в первую очередь оповещал о владельце книги. В то время немногочисленные обладатели редкого и дорогостоящего предмета были из числа крупных феодалов, монастырей, богатых купцов. На первых порах книжные знаки исполнялись в виде герба (геральдического знака) или инициальной записи. Естественно, такие знаки были подчинены геральдическому своду правил и не могли отразить ни пристрастия владельца, ни его внутренний мир.

В XIX веке гербовые экслибрисы в связи с появлением и внедрением современных технологий книгопечатания и резким удешевлением книжной продукции стали активно вытесняться наборными ярлыками с текстом в акцидентных рамочках и без оных. В России этот процесс наиболее активно пошел после отмены крепостного права и в период бурного развития капитализма. Экслибрисы-штемпели стали самой упрощенной формой книжного знака. Конечно, в создании дешевого штемпеля из каучука творческое начало минимально. Поэтому, как правило, в изготовлении таких экслибрисов художник участия не принимал. В книжных знаках выполненных типографским набором зачастую чувствовалась опытная рука типографа. Эти приятные исключения и назывались в последствии поэтикой набора.



Другое направление экслибриса - появление знаков-карикатур на их владельцев. Эти шаржи интересны для исследователей-библиографов, но, с художественной точки зрения, они более подчеркивали диктат заказчика российского экслибриса второй половины XIX века и его вкуса.



Конец XIX - начало XX века - время возрождения в России искусства книжного знака, как отрасли графики. Именно в это время была окончательно найдена новая форма экслибриса. В противовес геральдической и, связанной с ней традициями деланно театрального, декламационного знака художников второй половины XIX века, новая форма была свободной. Свободной от подражания английским мастерам, от модной карикатурности, от горделивых геральдических правил. Решающую роль в становлении современного экслибриса сыграли виртуозные художники конца XIX – начала ХХ века, сплотившиеся вокруг, знаменитого в ту пору, журнала "Мир искусства". Поэтому по праву говорят об экслибрисах мирискусников, как о целой эпохе в истории русского книжного знака.


"Разработка новых, ранее неизвестных мотивов экслибрисов, полных глубоко пережитого, как правило, интимного содержания (К.А.Сомов, М.В.Добужинский, А.Н.Бенуа и другие), мастерство стилизации, умение в большинстве случаев увязать книжно-прикладную форму экслибриса с отныне уже свободно трактуемым у нас внегеральдическим изобразительным мотивом - вот типичные черты изощренной графики мирискуснического книжного знака".1 Каждому экслибрису художники "Мира искусства" придавали все черты качественного графического произведения. Это и стройность композиции, филигранная точность деталей, индивидуальность, тонкий сюжет. В каждый знак художник вкладывал частицу частицу своей души, в каждом угадывается графический почерк мастера.

Мирискусники делали экслибрисы друг для друга, по заказам ценителей утонченной графики, коллекционеров художественных изданий, ведь их книжные знаки служили дополнительным украшением частной библиотеки. Графики "Мира искусства", каждый для себя, разработали свою форму книжного знака. Так, знаки Д.Д.Бушена, М.В.Добужинского, большинство знаков К.А.Сомова, экслибрис Л.С.Бакста композиционно решены в форме виньетки, а знаки А.Н.Бенуа и И.Я.Билибина - в форме заставки-иллюстрации, но зачастую экслибрисы содержали в себе обе эти формы. Примечательно то, что в своих работах с экслибрисом художники смело раздвигали границы традиционных условностей, приравняв книжный знак к произведению искусства. Малая графика, как видно на примере экслибриса, ни чуть не проще "настоящей" графики. И работы мирискусников - хорошее этому подтверждение.

Так, художник Дмитрий Митрохин в книжных знаках афористично раскрывает отдельные стороны личности их владельцев, связанные как правило с природой или же искусством. Книжный знак Льва Бакста для пианиста и дирижера А.Н.Зилотти, отображает профессию владельца. "Рисунок экслибриса характерен для всей графики художника, в которой декоративность блестяще сочетается с графичностью и с плавностью линий".2 Константин Сомов - автор оригинальных по стилю и композиции экслибрисов, в большинстве своем декоративных и орнаментальных, в которые тонко внесена чувственная нота.

Экслибрисы Ивана Билибина, мастера иллюстрации и книжного оформления, исполнены в характерной для художника манере декоративного и одновременно жестковатого журнального рисунка. Елизавета Кругликова в основном занималась станковой графикой - силуэтными композициями и монотипиями, - и такая трактовка ею экслибрисного замысла понятна. Искусство силуэта лежит и в основе экслибрисов Мстислава Добужинского. Книжные знаки Бориса Кустодиева решены в раннем периоде творчества как типичные мирискуснические полузаставки-полуиллюстрации, позднее, как миниатюры в виде беглого рисунка тушью. А работы Сергея Чехонина - это просто фантастические арабески из дев, роз и книг.

Графическое красноречие, умение метко охарактеризовать личность владельца средствами изобразительного искусства, находчивость и острота художественных приемов - все эти качества и приемы привнесли мирискусники в искусство книжного знака. Мирискусники, впервые после долгих лет функционирования книжного знака на уровне ремесла, внесли его в область высокого графического искусства. Экслибрисы мастеров "Мира искусства" и многих их последователей находятся на уровне лучших достижений графики ХХ века.

Литература:
1. С.Г.Ивенский. Мастера русского экслибриса.- Л.: "Художник РСФСР", 1973
2. Е.М.Минаев, С.П.Фортинский. Экслибрис. - М.: "Книга", 1970

журнал "проСТО дизайн"

25.05.2005

на печать


Комментарии

Юлия
27.06.2005 10:51 | сообщение #1
 

Ars Ionga, vita brevis est

Гость
30.09.2005 8:29 | сообщение #2
 

Salvator

tatjanazaitseva
03.06.2006 21:50 | сообщение #3
 

русский

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

10.01.2025 - 20:20
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация