Анализ рынков

Новогодние растраты

Новогодние растраты

Общие повседневные расходы россиян в декабре показали традиционный годовой рекорд, прибавив к ноябрьскому значению 15,9%. Однако по сравнению с декабрем 2016 года рост расходов россиян составил всего 2,1%, что немного не дотягивает даже до минимально низкого размера годовой инфляции в 2,5%. Таким образом, реальные, то есть «очищенные» от инфляции, расходы наших соотечественников по итогам года оказались равны аналогичным показателям 2016 года и уступили значениям всех предыдущих лет.

Декабрьский всплеск расходов россиян, как обычно, объясняется предпраздничной закупкой. В минувшем декабре наши соотечественники увеличили с 48% до 52,5% долю в общей корзине продовольственных товаров, подорожавших за месяц на 0,6%. Вырос в декабре и размер среднего чека почти на 8%. То есть россияне в декабре покупали больше в объемах, платили за покупки дороже, что и привело к ощутимому росту общих расходов.

Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, общие повседневные расходы россиян в декабре показали традиционный годовой рекорд, прибавив к ноябрьскому значению 15,9%. Стоит ли говорить, что рост общих расходов оставил далеко позади показатель официальной месячной инфляции, рассчитанной Росстатом в размере 0,4%. Однако по сравнению с декабрем 2016 года рост расходов россиян составил всего 2,1%, что немного не дотягивает даже до минимально низкого размера годовой инфляции в 2,5%  (см. График 1). 

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – декабрь 2017. 

И если номинальные расходы наших соотечественников в декабре оказались на самой высшей отметке за весь период наблюдений, то  реальные, то есть «очищенные» от инфляции – заняли последнюю строчку в сравнении с предыдущими годами. Аналогичное значение реальных расходов было зафиксировано в 2016 году. С 2012 до 2015 годы значения реальных расходов были куда выше (см. График 2).

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – декабрь 2017. 

Декабрьский всплеск расходов россиян, как обычно, объясняется предпраздничной закупкой. В минувшем декабре наши соотечественники увеличили долю продовольственных товаров в общей корзине с 48% до 52,5%. При этом даже по официальным данным Росстата продовольственные товары в декабре подорожали на 0,6%. Вырос в декабре и размер среднего чека сразу почти на 8%. То есть россияне покупали в декабре больше в объемах, платили за покупки дороже, что и привело к ощутимому росту общих расходов.

Регионы

В декабре расходы россиян росли повсеместно во всех регионах страны. Причем лидерами роста стали Сибирь (+21,5%), северо-запад (+20,2%) и  юг России (+19,6%). Жители Центрального округа прибавили в расходах за месяц немного скромнее (+14,6%). А на Урале (+11,2%) и в Приволжском округе (+11,5%) были зафиксированы самые низкие темпы прироста.

Совсем иначе выглядит ситуация с динамикой расходов по регионам за год. На северо-западе (-3,7%) и на Урале (-5,4%) расходы по сравнению с декабрем 2016 года ушли в минус. В Сибири годовая динамика оказалась нулевой, а в Центральном округе – почти нулевой (+0,4%). Уверенный рост расходов за год продемонстрировали только жители Приволжского округа (+6,8%) и Южного (+14,4%).

Города

Декабрьские расходы жителей обеих столиц фактически продиктовали общую картину в целом по соответствующим округам. Так, в Москве в декабре жители потратили на 18% больше, чем месяцем ранее. За год же траты москвичей сократились на -2,7%. В Питере наблюдалась аналогичная картина. За месяц расходы жителей северной столицы увеличились на 22,9%, а годовая динамика оказалась равна -3%.

В целом же по миллионникам в декабре был отмечен общий рост расходов на 18,2%. Годовое же изменение общих трат на повседневные товары ушло в отрицательную зону и получило значение в -1,2%. А вот жители городов меньшего размера показали рост расходов и в разрезе месяца, и в разрезе года. Так, в пятисоттысячниках относительно ноября расходы выросли на 13%, а по сравнению с декабрем 2016 года рост составил 8,3%. В стотысячниках рост общих трат за месяц составил 14,5%, а за год 5,4%.

Доходные группы 

Среди разных доходных групп наиболее расточительными в предновогодней закупке показали себя россияне со средними доходами. В декабре они потратили на 18% больше, чем месяцем ранее. За год рост их расходов составил 4,4%.

Высокодоходники хоть и показали приличный рост расходов в месячном выражении (+13,9%), но по сравнению с декабрем предыдущего года  рост их трат не смог превысить даже размеры инфляции, составив всего 1,1%.

Россияне же с низкими доходами за последний месяц года потратили на 15,3% больше, чем в ноябре. Однако эти траты несравнимы с аналогичными показателями предыдущего года. По сравнению с декабрем 2016 россияне с низкими доходами сократили свои траты на -3,4%.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели. 

16.01.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.02.2025 - 02:12
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация