Авиакомпании копят убытки
Крупнейшие российские авиакомпании вступили в высокий сезон с накопленным за январь-апрель убытком в 2,2 млрд руб. Основная причина — низкие тарифы на внутренних направлениях, где идет борьба за долю рынка. Перевозчики увеличивают провозные емкости, удерживая тарифы ниже окупаемости, что привело к убыткам на внутренних линиях в 4,6 млрд руб. Авиакомпании рассчитывают наверстать упущенное на пиковом спросе летом и для этого еще увеличат предложение на 15%. Но, по мнению экспертов, соотношение доходов и расходов не позволит перевозчикам до осени вернуть потерянные доходы.
Убытки 35 крупнейших авиакомпаний РФ в январе-апреле составили 2,2 млрд руб., сообщил "Ъ" президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. Операционная прибыль на международных линиях составила 2,3 млрд руб., но убытки на внутренних достигли 4,6 млрд руб., что на 500 млн руб. больше, чем за тот же период 2014 года. В то же время, международные перевозки упали в эти четыре месяца на 14,8%, до 10,1 млн человек, тогда как убыточный внутренний пассажиропоток вырос на 10,8%, до 13,2 млн человек.
"Ситуация в отрасли ухудшается, несмотря на возникший оптимизм первых четырех месяцев, когда было лишь незначительное падение перевозок на 2%",— подчеркивает господин Тасун. По его словам, рост убытков говорит о том, что компании продают билеты гораздо ниже себестоимости, "лишая себя возможности заработать средства для покрытия старых долгов". Падение доходов АЭВТ фиксировала и в 2014 году: прибыль с пассажира на международных линиях упала с 316 руб. на человека до 194 руб., а убыток на внутренних вырос с 486 руб. до 637 руб. По уточненным данным АЭВТ, убытки авиакомпаний в 2014 году составили 20,4 млрд руб. (убытки на внутренних — 32,2 млрд руб., прибыль на международных — 10,6 млрд руб.). Владимир Тасун отметил, что за счет оптимизации в 2014 году перевозчики снизили расходы на 34 млрд руб., но доходы упали на 53 млрд руб. Себестоимость международных перевозок в 2014 году выросла с 24,5 руб. до 30 руб. за тонно-километр, на внутренних — с 37,4 руб. до 43 руб.
В сложившейся ситуации глава АЭВТ винит "излишнюю либерализацию рынка". В "Уральских авиалиниях" говорят, что "работа на высококонкурентном рынке иногда вынуждает держать тариф ниже желательного уровня", а со стороны ряда перевозчиков идет "достаточно жесткий демпинг". С января по май средний тариф по России упал с 5,9 тыс. руб. до 5,5 тыс. руб. В "Уральских авиалиниях" "Ъ" заметили, что "дисконт на билет больше 1-2 тыс. руб. непонятен", ведущие компании летают на одинаковой технике с близкой эксплуатационной стоимостью.
По сути, авиакомпании пытаются использовать спад для наращивания своей доли на рынке. Идеи сократить предложение и повысить стоимость билетов звучат регулярно; глава "Аэрофлота" Виталий Савельев в декабре говорил о необходимости "всем договориться и часть емкостей вывести". Избыточные емкости "негативно влияют на доходность авиаперевозок в целом", согласны в "Сибири" (S7). В "Уральских авиалиниях" считают, что демпинг связан "как с выходом на рынок новых игроков, позиционирующих себя как бюджетные перевозчики (в РФ есть пока один лоукостер — "Победа" группы "Аэрофлот".—"Ъ"), так и с сокращением рынка и усилением конкуренции". В компании фиксируют по рынку увеличение числа кресел на 35% к 2014 году, сами "Уральские авиалинии" увеличат емкости на 9%. В "ЮТэйр", "Аэрофлоте" и "Трансаэро" на запросы "Ъ" не ответили.
По данным Транспортно-клиринговой палаты, в летнем расписании авиакомпании увеличат провозные емкости на 15%. "Авиакомпании традиционно рассчитывают на летний период, позволяющий заработать средства для работы в низкий сезон,— замечает господин Тасун.— Но в нынешних условиях многие перевозчики не уверены, что летом удастся получить значительную выручку". Глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев говорит, что расплата за демпинг и непокрытые убытки может наступить уже осенью: "При текущем соотношении доходной и расходной ставки невозможно покрыть убытки предыдущих периодов и пополнить оборотные средства настолько, чтобы уверенно войти в низкий сезон". При этом, замечает эксперт, эффект от снижения с июля НДС на 8 п. п. (до 10% на внутренних направлениях) не спасет — издержки компаний, особенно на топливо, растут. Авиакомпании зимой лоббировали и обнуление НДС, но не добились успеха. В апреле правление АЭВТ решило вновь обратиться в Белый дом с таким предложением.
Advertology.Ru
01.06.2015
Еще статьи по теме
- Аккаунт авиакомпании "Эмирейтс" в Instagram приобрел более миллиона подписчиков - 04.02.2016
- Объём мирового рынка интернет-рекламы составит $158 млрд в 2015 году - 08.12.2015
- Рынок смартфонов в России показал рост - 05.10.2015
- Результаты продаж на рынке сотовых телефонов и смартфонов за январь-август 2015 года - 05.10.2015
- Итоги первого полугодия 2015 года на российском рынке ПК и мультимедийных проекторов - 02.10.2015
- Что ждет рекламный рынок в ближайшие годы? - 29.09.2015
- Продажи российских разработчиков ПО на внутреннем рынке не уменьшились - 23.09.2015
- Рынок принтеров и настольных многофункциональных устройств вернулся к 2002 году - 18.09.2015
- Рынок мобильных игр в России вырос на 68% - 13.08.2015
- ФАС может заморозить тарифы аэропортов - 04.08.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий