Новости

Страховщики не хотят поручаться за турбизнес

Страховщики не хотят поручаться за турбизнес

Финансисты предлагают отменить обязательное страхование рисков туристических компаний — они уже потеряли 3 млрд рублей и не готовы страховать туроператоров ни за какие деньги.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) предлагает исключить страхование из числа механизмов, с помощью которых туроператор обязан обеспечить исполнение своих обязательств перед туристами. При этом сейчас страховка — самая распространенная среди туркомпаний форма финансового обеспечения. Позиция ВСС представлена в письмах, направленных в Центральный банк, Министерство финансов, Министерство культуры, Ростуризм и Госдуму. На такой шаг страховщики решились в связи с тем, что предложенная Министерством культуры редакция законопроекта о реформировании туротрасли, по их мнению, не ликвидирует причин, вызвавших кризис на рынке. Законопроект на днях внесен в Госдуму.

В настоящее время по закону «Об основах туристской деятельности в РФ» каждый туроператор обязан иметь гарантийное финансовое обеспечение. Для компаний, работающих в сфере внутреннего и въездного туризма, минимальная сумма финансового обеспечения составляет 500 тыс. рублей. Для компаний по выездному туризму с выручкой не более 250 млн рублей — 30 млн рублей, свыше 250 млн рублей — 12% от выручки. Законом предусмотрено две формы финансового обеспечения — договор страхования и банковская гарантия. На практике 99% туроператоров оформляют страховки.

В письмах ВСС отмечено, что страховщики в отличие от банков, которые требуют от туркомпаний 100% обеспечения, предлагают страховку за достаточно невысокие премии. Стоимость страховки на сумму 30 млн рублей колеблется от 170 тыс. до 500 тыс. рублей и выше, тогда как для оформления банковской гарантии на ту же сумму туроператор должен положить на банковский депозит средства в размере 100% этой суммы, то есть 30 млн рублей. В итоге, говорится в письмах, вся ответственность лежит на страховщиках, принимающих на себя значительные риски, которые очень сложно перестраховать в России и невозможно за рубежом.

Опрошенные участники страхового рынка указывают, что сейчас уже не приходится рассуждать о том, по каким тарифам страховать риски туроператоров. Дело в том, по их словам, что в подавляющем большинстве случаев прекращение деятельности турфирмы связано с мошенничеством менеджмента. В принципе, как указывают страховые компании, и этот риск можно страховать, но только если тариф равен 100%.

Страховщики также жалуются, что российским законодательством не предусмотрены гарантии страховщикам от действий недобросовестных туроператоров. Анализ крупных страховых случаев, связанных с банкротствами туроператоров, показал фактически полную безнаказанность руководства и учредителей туроператоров, сказано в письмах. Ситуация на туррынке подорвала доверие к туроператорам как со стороны туристов, так и со стороны страховщиков.

Правительство начало готовить реформу в августе, после того как ряд туроператоров приостановил свою деятельность, пострадали десятки тысяч туристов. Разработанная и внесенная в Думу версия законопроекта предполагает увеличение минимального размера финансового обеспечения для туроператоров в сфере выездного туризма — с 30 млн до 50 млн рублей. Проект также увеличивает взносы в гарантийный фонд ассоциации «Турпомощь», который предназначен для экстренной помощи туристам, когда из-за краха туроператора они не могут вернуться в Россию. Для этих же целей законопроект обязывает каждого туроператора создать персональный фонд (исходя из расчета 100 рублей на клиента), в случае эвакуации туристов он будет задействован в первую очередь. Страховка же предназначена для компенсации ущерба тем, кто оплатил тур, но еще успел уехать отдыхать из-за проблем туркомпании. Новые меры проблем в отрасли не решают, уверены страховщики.

Страховое сообщество представляло в Минфин и Минкультуры свои предложения по изменению законодательства в сфере страхования туристской деятельности, но они не были учтены при разработке документа. Страховщики, в частности, предлагали усилить контроль со стороны государства за допуском страховых компаний к страхованию ответственности туроператоров — ввести дополнительные требования к их финансовой устойчивости, размеру уставного капитала и пр. Дело в том, что зачастую мелкие страховщики берут на себя несоразмерные обязательства. Например, ответственность обанкротившегося этим летом туроператора «Нева», годовой оборот которого превышал 3 млрд рублей, была застрахована в компании «Восхождение» с общими сборами за I квартал года в размере всего 15 млн рублей. Более того, анализ реестра Ростуризма показал, что компания «Восхождение» предоставила гарантии десяткам российских туроператоров на миллиарды рублей. В конце июля у «Восхождения» была отозвана лицензия на страховую деятельность.

Также предлагалось освободить страховщиков от выплаты возмещения туристам в тех случаях, когда к возникновению у них убытков привели умышленные действия туроператоров. В этих случаях компенсации туристам предлагалось платить из персонального фонда туркомпании.

В Минфине «Известиям» сообщили, что законом «Об основах туристской деятельности в РФ» размер страховых премий, взимаемых с туркомпаний, не ограничен, то есть никто не мешает страховщикам повысить тарифы.

— «Достаточно невысокие премии за огромные риски» по договорам страхования ответственности туроператоров, несравнимые со стоимостью банковских гарантий, были установлены страховщиками самостоятельно, учитывая статистику страховых случаев по данному виду страхования за последние два года. Страховщики имеют достаточные основания для изменения страховых тарифов, в том числе и в сторону увеличения, — сообщили в Минфине.

В ведомстве дали понять, что готовы к переговорам, указав, что в настоящее время обсуждается ряд законодательных инициатив, в рамках которых можно рассматривать вопросы, связанные с совершенствованием механизма страхования гражданской ответственности туроператоров.

В Минкультуры сообщили, что предложения по внесению изменений в действующее законодательство в сфере туристской деятельности были проработаны на заседаниях рабочей группы с участием представителей ВСС. Итогом обсуждений, как указали в министерстве, являются положения законопроекта, которые направлены на защиту интересов страховых компаний в туристической отрасли. В частности, законопроектом предусматривается возмещение страховыми компаниями ущерба туристу только в случаях неисполнения туроператором своих обязательств. Cейчас же они должны выплатить компенсацию еще и в случаях ненадлежащего исполнения туркомпанией своих обязательств — например если у туриста есть претензии к работе кондиционера в гостиничном номере, сказали в министерстве. Также, указали в Минкультуры, законопроектом устанавливается возможность страховать свою ответственность одновременно у нескольких страховщиков или иметь несколько банковских гарантий, распределив между ними размер финансового обеспечения.

В ЦБ «Известиям» сообщили, что регулятор изучает предложения ВСС.

Президент ВСС Игорь Юргенс отметил, что по итогам произошедших массовых уходов с рынка туристических компаний со страховщиков причитается уже 3 млрд рублей. Первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин отметил, что страхование является действенным механизмом защиты от тех рисков, которые можно просчитать.

— Но страховать от недобросовестных действий, от криминала нельзя. Это просто не укладывается в какую-либо математическую модель, — говорит эксперт.

Главный экономист Центра макроэкономических исследований при РАНХиГС Рустам Темиргалиев считает, что необходимо сокращение количества игроков туристического рынка в сторону их укрупнения (сейчас в реестре Ростуризма более 4 тыс. туроператоров).

— Во многих странах, например в Турции, количество туроператоров резко ограничено. Это достаточно крупные игроки, которые могут позволить себе работать с крупными страховыми компаниями для того, чтобы обеспечить все риски. Мне кажется, в России необходимо создавать барьеры на вхождение в отрасль. Соответствующее регулирование должно быть и на рынке страхования туруслуг. В противном случае мы будем сталкиваться с такими проблемами, как летом этого года, — говорит Темиргалиев.

Летом этого года началась череда банкротств на туристическом рынке, приостановили свою деятельность десятки операторов в (их числе «фирма «Нева», «Роза ветров мир», «Экспо-тур», «Идеал-тур», «Лабиринт», «Нордик стар», «Ветер странствий» и др.), пострадали десятки тысяч туристов. Ситуация по-прежнему достаточно напряженная, на днях туроператор «Астревел» разослал агентствам и туристам письма с просьбой повторно оплатить ранее проданные путевки, обещая вернуть деньги. В письме «Астревел» ссылается на «резкое изменение курса валюты и прочие негативные изменения в экономике». Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ), уверяет, что пока это единичный случай на российском рынке.

Александр Буртин, коммерческий директор компании Tez Tour, также сообщил, что ему о других подобных случаях не известно, но при этом он не исключает, что в будущем они будут возникать.

— Многие договоры, которые сейчас заключают туроператоры оставляют такую возможность. Видимо, те кто не успел сразу перевести деньги, сейчас понесли убытки. Но все равно для рынка это неординарный случай. Если уже тур оплачен, туроператоры скорее будут компенсировать возникший разрыв уже из собственных средств, — отметил собеседник.

Татьяна Ширманова, Павел Чернышов (Известия)

Advertology.Ru

18.12.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.11.2024 - 12:05
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация