На щите... (Инфографика)
Рекламная группа Deltaplan подвела итоги прошлого года для рынков наружной рекламы городов-миллионников. Первые порывы бури – так можно охарактеризовать ситуацию в большинстве из них.
Ушедший год можно по праву назвать годом начала трансформации региональных рынков наружной рекламы. Принятие поправок Звагельского в закон «О рекламе», истечение срока договоров на эксплуатацию большинства конструкций, старт реализации концепций размещения наружной рекламы в городах, начало торгов¸ демонтажи незаконных конструкций - все это определяло развитие рынков наружной рекламы в регионах.
Основным итогом стало изменение расклада сил среди операторов на рынках городов. В 2012 году мы могли наблюдать процесс федерализация outdoor-индустрии Казани. Где до проведения аукционов функционировало 39 операторов, причем трем крупнейшим принадлежала половина конструкций, а после торгов число операторов сократилось до десяти, причем 80% инвентаря ушло к тройке крупнейших - «АПР-Сити/ТВД» (Russ Outdoor), «Лариса-Сити» (Gallery) и «Постер». В 2013 году началась федерализация Екатеринбурга. «Дизайнмастер» получил в свое распоряжение активы трех уральских операторов, в том числе и крупнейшего в Екатеринбурге («Терминатор»), увеличив свою долю на рынке за 2013 год с 10 до 29%. Еще 32% инвентаря сейчас находится в собственности Russ Outdoor и Gallery (17% и 15%, соответственно). Таким образом, за 2013 год Екатеринбург из города с сильной локальной outdoor инфраструктурой превратился в территорию, где 60% рынка контролируют федеральные операторы. Процесс еще не завершен, так как результаты торгов, которые стартуют в Екатеринбурге весной текущего года, могут внести еще большие изменения в расклад сил на местном рынке. Более того, можно ожидать, что аналогичные процессы стартуют и в других регионах. Исключения могут составить разве что Новосибирск и Нижний Новгород, где федералы уже «защитили» свои позиции.
Тенденцией развития наружной рекламы в городах-миллионниках можно считать зависимость динамики объема рынка и проведенных торгов. Казань – единственный город-миллионник, в котором полностью завершились торги, и где динамика рынка побила все рекорды и составила 49%. В отсутствии массовых торгов в иных городах динамика хоть и превысила общефедеральные 7%, но не обогнала Казань, составив от 9% до 28%. Ниже рынка развивались только рынки Красноярска и Ростова-на-Дону. Прирост наружки в этих городах составил 0,2% и 6%, соответственно (см. Таб. 1). В Красноярске ситуация объясняется тем, что в прошедшем году администрация резко сократила расходы на социальную рекламу (учитывающуюся в мониторинге как полноправный реклама), в прошлом году «социалка» занимала первую строчку среди рекламируемых в городе категорий товаров. Низкая динамика в Ростове-на-Дону стала результатом того, что на фоне демонтажей 14% поверхностей 6х3 средняя цена на щиты выросла лишь на 5%, что убило рост рынка в зародыше.
Таблица 1. Объем и динамика рынков наружной рекламы
|
Объем рынка, |
Динамика,% |
|
11 мес 2013 |
11 мес 2012 |
2013 vs 2012 |
|
ЕКАТЕРИНБУРГ |
1 469,8 |
1 342,3 |
9% |
НОВОСИБИРСК |
935,3 |
733,1 |
28% |
ЧЕЛЯБИНСК |
914,8 |
771,0 |
19% |
КРАСНОЯРСК |
857,7 |
809,6 |
6% |
КАЗАНЬ |
882,9 |
592,6 |
49% |
НИЖНИЙ НОВГОРОД |
817,5 |
700,2 |
17% |
РОСТОВ НА ДОНУ |
777,2 |
776,0 |
0,2% |
САМАРА |
830,1 |
746,1 |
11% |
Источник – рекламная группа Deltaplan на базе данных Espar Analyst
Несмотря на разницу в объемах и динамике, перечисленные рынки городов-миллионников имеют ряд общих черт. Например, во всех восьми городах за первенство доступа к потребителю на улице соревнуются крупнейшие сети ритейла, сотовой связи и автопрома (см. Таб. 2). Правда, Красноярск и тут выделился. Четвертое место в топ-5 рекламодателей здесь заняла «Единая Россия». Такая активность ЕР объясняется сложным положением партии в регионе на фоне проведения выборов депутатов в местный горсовет. Впрочем, по итогам выборов партия все же уступила в борьбе за одномандатные округа «Патриотам России». Кстати, выборы проходили и в других регионах, однако политическая реклама нигде не вошла в ТОП-5 категорий рекламодателей. Что же касается, конкретных компаний-лидеров по инвестициям в наружную рекламу, то их состав примерно одинаков. Выделяется Челябинск с присутствием двух местных компаний среди ведущих рекламодателей. Эксперты объясняют это сильными позициями местных операторов, имеющих прочные сложившиеся отношения с локальным бизнесом. Что, как мы уже говорили, в текущем году может измениться.
Таблица 2. ТОП-5 рекламодателей в наружной рекламе по итогам 2013 года
ЕКАТЕРИН-БУРГ |
ЧЕЛЯ-БИНСК |
САМАРА |
КАЗАНЬ |
КРАСНО-ЯРСК |
РОСТОВ-НА-ДОНУ |
НОВОСИ-БИРСК |
НИЖНИЙ НОВГОРОД |
МТС |
METRO GROUP |
МЕГАФОН |
ТРАНСТЕХ-СЕРВИС |
МЕГАФОН |
МТС |
МТС |
М.ВИДЕО |
METRO GROUP |
РИЭЛТ СТРОЙКОМ |
ВЫМПЕЛ-КОМ |
МЕГАФОН |
МТС |
METRO GROUP |
TELE 2 |
ГАЗ |
М.ВИДЕО |
АРСЕНАЛ |
МТС |
ЭЛЬДОРАДО |
JAGUAR LAND ROVER |
ААА Моторс |
М.ВИДЕО |
VOLKS-WAGEN |
МЕГАФОН |
МТС |
METRO GROUP |
ВЫМПЕЛ-КОМ |
ЕДИНАЯ РОССИЯ |
М.ВИДЕО |
ЭЛЬДОРАДО |
ЭЛЬДОРАДО |
РОСТЕЛЕ-КОМ |
ЭЛЬДОРАДО |
X5 RETAIL GROUP |
METRO GROUP |
VOLKS-WAGEN |
СБЕРБАНК РОССИИ |
METRO GROUP |
X5 RETAIL GROUP |
Источник – рекламная группа Deltaplan на базе данных Espar Analyst
Анализируя инвентарь городов-миллионников, можно констатировать, что основным носителем по-прежнему остаются щиты 6х3, их доля в медиане составляет около 75% (см. Таб. 3). Исключение составляют исторически сформировавшиеся рынки Новосибирска и Нижнего Новгорода, где доля щитов 6х3 составляет 54% и 55%, соответственно. Преобладание формата 6х3 не смогли изменить даже начавшиеся демонтажи. При этом лидером по сносам стал Нижний Новгород, где ликвидировали 23% поверхностей 6х3 (не Казань, там все демонтировали еще в 2012 году, поэтому в 2013 ситуация была ровной). Это способствовало тому, что в Нижнем Новгороде сформировался самый низкий среди миллионников коэффициент количества рекламных конструкций на тысячу жителей. Он составляет 2,7 при среднем показателе в городах-миллионниках (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) равном 4,7.
В остальных городах ситуацию с демонтажами можно назвать штатной: администрации городов в размеренном темпе спиливают по 1-2 щита в неделю. Для сравнения: действительно катастрофической можно назвать обстановку в Кемеровской области, где было снесено порядка 70% щитов 6х3, что практически уничтожило outdoor рынок региона.
Таблица 3. Объем и доля инвентаря 6х3 в городах
|
Количество поверхностей 6х3 на конец 2013 года |
Количество демонтированных |
||
в штуках |
в % от объема всего инвентаря наружной рекламы |
в штуках |
в % от числа поверхностей 6х3 |
|
ЕКАТЕРИНБУРГ |
5967 |
75% |
346 |
6% |
ЧЕЛЯБИНСК |
4617 |
75% |
100 |
2% |
КРАСНОЯРСК |
4307 |
85% |
286 |
7% |
САМАРА |
4188 |
79% |
538 |
13% |
РОСТОВ НА ДОНУ |
3414 |
68% |
480 |
14% |
НОВОСИБИРСК |
3999 |
54% |
420 |
11% |
КАЗАНЬ |
2267 |
72% |
180 |
8% |
НИЖНИЙ НОВГОРОД |
1874 |
55% |
434 |
23% |
Источник – собственные данные рекламной группы Deltaplan и данные Espar Analyst
Неудивительно, что в Нижнем Новгороде наблюдается один из самых высоких ценников на щит 6*3 (см. Таб. 4), и он практически не изменился с начала года. Выше ценник лишь в Казани, о причинах такого ценообразования было сказано выше. Задирать его еще выше чревато оттоком рекламодателей, поэтому рост цены с начала года был не столь значительным.
Лидеры по динамике чека с начала года – Красноярск и Екатеринбург, 13% и 14%. В Екатеринбурге ситуацию определяет новый лидер рынка – «Дизайнмастер», у которого есть опыт внедрения высоких ценников на примере Новосибирске. Последний - третий по стоимости щита город после Казани и Нижнего Новогорода. Екатеринбургский же ценник пока уступает сибирскому в полтора раза, что, по всей видимости, было решено исправить. На динамику
в Красноярске повлияли проведенные частично торги и паника среди операторов в преддверии масштабных изменений в администрации города, что должно привести к активизации и торгов, и сносов.
Таблица 4. Средний чек на щиты формата 3*6 в крупнейших городах на декабрь 2013
|
Стоимость размещения рекламы на щите 6х3 |
|
Средний чек в декабре, |
Рост с начала года, % |
|
ЕКАТЕРИНБУРГ |
18,1 |
14% |
ЧЕЛЯБИНСК |
14,7 |
1% |
САМАРА |
15 |
-4% |
КАЗАНЬ |
36,5 |
7% |
КРАСНОЯРСК |
18,6 |
13% |
РОСТОВ НА ДОНУ |
23,2 |
5% |
НОВОСИБИРСК |
30,2 |
6% |
НИЖНИЙ НОВГОРОД |
36,1 |
-1% |
Источник – рекламная группа Deltaplan на базе данных all-billboards.ru
Прогноз цен на наружную рекламу в регионах на 2014 год предполагает несколько сценариев. Оптимистичный, по оценкам рекламной группы Deltaplan, подразумевает повышение цен в полтора раза, пессимистичный – в два-три. Причины понятны: продолжающаяся процедура торгов, через которые на сегодняшний день прошло 20-25% рекламных мест, что ведет к повышению себестоимости поверхностей и сокращению числа операторов (конкуренции), а также продолжающаяся «зачистка» городов от «излишнего» или незаконного инвентаря.
Advertology.Ru
29.01.2014
Еще статьи по теме
- Роль наружной рекламы в медиамиксе - 18.11.2024
- Адаптировать наружную рекламу к Черной пятнице помогут цифровизация и воздействие на эмоции - 08.11.2024
- Антитренды наружной рекламы - 24.10.2024
- Как повысить видимость наружной рекламы при помощи геосервисов: кейс Яндекса (Алиса и Умные устройства) и Mera (by Okkam - 26.09.2024
- Российский бизнес продолжает делать ставку на наружную рекламу и выставки для привлечения клиентов - 21.08.2024
- В Мехико появился билборд, анонсирующий выход нового альбома ALBLAK 52 - 06.06.2024
- "Дизайнмастер" подключает цифровой инвентарь к мониторингу наружной рекламы Admetrix - 22.01.2024
- Среди московских девелоперов определят лучший креатив в наружной рекламе - 07.11.2023
- По всей Москве появились плакаты для собак - на уровне их роста - 23.10.2023
- 336 делегатов: конгресс - прогресс! - 28.09.2023
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий