На щите... (Инфографика)Дата публикации: 29.01.2014 Раздел: Анализ рынков Рекламная группа Deltaplan подвела итоги прошлого года для рынков наружной рекламы городов-миллионников. Первые порывы бури – так можно охарактеризовать ситуацию в большинстве из них. Ушедший год можно по праву назвать годом начала трансформации региональных рынков наружной рекламы. Принятие поправок Звагельского в закон «О рекламе», истечение срока договоров на эксплуатацию большинства конструкций, старт реализации концепций размещения наружной рекламы в городах, начало торгов¸ демонтажи незаконных конструкций - все это определяло развитие рынков наружной рекламы в регионах.
Основным итогом стало изменение расклада сил среди операторов на рынках городов. В 2012 году мы могли наблюдать процесс федерализация outdoor-индустрии Казани. Где до проведения аукционов функционировало 39 операторов, причем трем крупнейшим принадлежала половина конструкций, а после торгов число операторов сократилось до десяти, причем 80% инвентаря ушло к тройке крупнейших - «АПР-Сити/ТВД» (Russ Outdoor), «Лариса-Сити» (Gallery) и «Постер». В 2013 году началась федерализация Екатеринбурга. «Дизайнмастер» получил в свое распоряжение активы трех уральских операторов, в том числе и крупнейшего в Екатеринбурге («Терминатор»), увеличив свою долю на рынке за 2013 год с 10 до 29%. Еще 32% инвентаря сейчас находится в собственности Russ Outdoor и Gallery (17% и 15%, соответственно). Таким образом, за 2013 год Екатеринбург из города с сильной локальной outdoor инфраструктурой превратился в территорию, где 60% рынка контролируют федеральные операторы. Процесс еще не завершен, так как результаты торгов, которые стартуют в Екатеринбурге весной текущего года, могут внести еще большие изменения в расклад сил на местном рынке. Более того, можно ожидать, что аналогичные процессы стартуют и в других регионах. Исключения могут составить разве что Новосибирск и Нижний Новгород, где федералы уже «защитили» свои позиции.
Тенденцией развития наружной рекламы в городах-миллионниках можно считать зависимость динамики объема рынка и проведенных торгов. Казань – единственный город-миллионник, в котором полностью завершились торги, и где динамика рынка побила все рекорды и составила 49%. В отсутствии массовых торгов в иных городах динамика хоть и превысила общефедеральные 7%, но не обогнала Казань, составив от 9% до 28%. Ниже рынка развивались только рынки Красноярска и Ростова-на-Дону. Прирост наружки в этих городах составил 0,2% и 6%, соответственно (см. Таб. 1). В Красноярске ситуация объясняется тем, что в прошедшем году администрация резко сократила расходы на социальную рекламу (учитывающуюся в мониторинге как полноправный реклама), в прошлом году «социалка» занимала первую строчку среди рекламируемых в городе категорий товаров. Низкая динамика в Ростове-на-Дону стала результатом того, что на фоне демонтажей 14% поверхностей 6х3 средняя цена на щиты выросла лишь на 5%, что убило рост рынка в зародыше.
Таблица 1. Объем и динамика рынков наружной рекламы
|
Объем рынка, млн руб
|
Динамика,%
|
11 мес 2013
|
11 мес 2012
|
2013 vs 2012
|
ЕКАТЕРИНБУРГ
|
1 469,8
|
1 342,3
|
9%
|
НОВОСИБИРСК
|
935,3
|
733,1
|
28%
|
ЧЕЛЯБИНСК
|
914,8
|
771,0
|
19%
|
КРАСНОЯРСК
|
857,7
|
809,6
|
6%
|
КАЗАНЬ
|
882,9
|
592,6
|
49%
|
НИЖНИЙ НОВГОРОД
|
817,5
|
700,2
|
17%
|
РОСТОВ НА ДОНУ
|
777,2
|
776,0
|
0,2%
|
САМАРА
|
830,1
|
746,1
|
11%
|
Источник – рекламная группа Deltaplan на базе данных Espar Analyst
Несмотря на разницу в объемах и динамике, перечисленные рынки городов-миллионников имеют ряд общих черт. Например, во всех восьми городах за первенство доступа к потребителю на улице соревнуются крупнейшие сети ритейла, сотовой связи и автопрома (см. Таб. 2). Правда, Красноярск и тут выделился. Четвертое место в топ-5 рекламодателей здесь заняла «Единая Россия». Такая активность ЕР объясняется сложным положением партии в регионе на фоне проведения выборов депутатов в местный горсовет. Впрочем, по итогам выборов партия все же уступила в борьбе за одномандатные округа «Патриотам России». Кстати, выборы проходили и в других регионах, однако политическая реклама нигде не вошла в ТОП-5 категорий рекламодателей. Что же касается, конкретных компаний-лидеров по инвестициям в наружную рекламу, то их состав примерно одинаков. Выделяется Челябинск с присутствием двух местных компаний среди ведущих рекламодателей. Эксперты объясняют это сильными позициями местных операторов, имеющих прочные сложившиеся отношения с локальным бизнесом. Что, как мы уже говорили, в текущем году может измениться.
Таблица 2. ТОП-5 рекламодателей в наружной рекламе по итогам 2013 года
ЕКАТЕРИН-БУРГ
|
ЧЕЛЯ-БИНСК
|
САМАРА
|
КАЗАНЬ
|
КРАСНО-ЯРСК
|
РОСТОВ-НА-ДОНУ
|
НОВОСИ-БИРСК
|
НИЖНИЙ НОВГОРОД
|
МТС
|
METRO GROUP
|
МЕГАФОН
|
ТРАНСТЕХ-СЕРВИС
|
МЕГАФОН
|
МТС
|
МТС
|
М.ВИДЕО
|
METRO GROUP
|
РИЭЛТ СТРОЙКОМ
|
ВЫМПЕЛ-КОМ
|
МЕГАФОН
|
МТС
|
METRO GROUP
|
TELE 2
|
ГАЗ
|
М.ВИДЕО
|
АРСЕНАЛ
|
МТС
|
ЭЛЬДОРАДО
|
JAGUAR LAND ROVER
|
ААА Моторс
|
М.ВИДЕО
|
VOLKS-WAGEN
|
МЕГАФОН
|
МТС
|
METRO GROUP
|
ВЫМПЕЛ-КОМ
|
ЕДИНАЯ РОССИЯ
|
М.ВИДЕО
|
ЭЛЬДОРАДО
|
ЭЛЬДОРАДО
|
РОСТЕЛЕ-КОМ
|
ЭЛЬДОРАДО
|
X5 RETAIL GROUP
|
METRO GROUP
|
VOLKS-WAGEN
|
СБЕРБАНК РОССИИ
|
METRO GROUP
|
X5 RETAIL GROUP
|
Источник – рекламная группа Deltaplan на базе данных Espar Analyst
Анализируя инвентарь городов-миллионников, можно констатировать, что основным носителем по-прежнему остаются щиты 6х3, их доля в медиане составляет около 75% (см. Таб. 3). Исключение составляют исторически сформировавшиеся рынки Новосибирска и Нижнего Новгорода, где доля щитов 6х3 составляет 54% и 55%, соответственно. Преобладание формата 6х3 не смогли изменить даже начавшиеся демонтажи. При этом лидером по сносам стал Нижний Новгород, где ликвидировали 23% поверхностей 6х3 (не Казань, там все демонтировали еще в 2012 году, поэтому в 2013 ситуация была ровной). Это способствовало тому, что в Нижнем Новгороде сформировался самый низкий среди миллионников коэффициент количества рекламных конструкций на тысячу жителей. Он составляет 2,7 при среднем показателе в городах-миллионниках (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) равном 4,7.
В остальных городах ситуацию с демонтажами можно назвать штатной: администрации городов в размеренном темпе спиливают по 1-2 щита в неделю. Для сравнения: действительно катастрофической можно назвать обстановку в Кемеровской области, где было снесено порядка 70% щитов 6х3, что практически уничтожило outdoor рынок региона.
Таблица 3. Объем и доля инвентаря 6х3 в городах
|
Количество поверхностей 6х3 на конец 2013 года
|
Количество демонтированных поверхностей 6х3 за 2013 год
|
в штуках
|
в % от объема всего инвентаря наружной рекламы
|
в штуках
|
в % от числа поверхностей 6х3
|
ЕКАТЕРИНБУРГ
|
5967
|
75%
|
346
|
6%
|
ЧЕЛЯБИНСК
|
4617
|
75%
|
100
|
2%
|
КРАСНОЯРСК
|
4307
|
85%
|
286
|
7%
|
САМАРА
|
4188
|
79%
|
538
|
13%
|
РОСТОВ НА ДОНУ
|
3414
|
68%
|
480
|
14%
|
НОВОСИБИРСК
|
3999
|
54%
|
420
|
11%
|
КАЗАНЬ
|
2267
|
72%
|
180
|
8%
|
НИЖНИЙ НОВГОРОД
|
1874
|
55%
|
434
|
23%
|
Источник – собственные данные рекламной группы Deltaplan и данные Espar Analyst
Неудивительно, что в Нижнем Новгороде наблюдается один из самых высоких ценников на щит 6*3 (см. Таб. 4), и он практически не изменился с начала года. Выше ценник лишь в Казани, о причинах такого ценообразования было сказано выше. Задирать его еще выше чревато оттоком рекламодателей, поэтому рост цены с начала года был не столь значительным.
Лидеры по динамике чека с начала года – Красноярск и Екатеринбург, 13% и 14%. В Екатеринбурге ситуацию определяет новый лидер рынка – «Дизайнмастер», у которого есть опыт внедрения высоких ценников на примере Новосибирске. Последний - третий по стоимости щита город после Казани и Нижнего Новогорода. Екатеринбургский же ценник пока уступает сибирскому в полтора раза, что, по всей видимости, было решено исправить. На динамику
в Красноярске повлияли проведенные частично торги и паника среди операторов в преддверии масштабных изменений в администрации города, что должно привести к активизации и торгов, и сносов.
Таблица 4. Средний чек на щиты формата 3*6 в крупнейших городах на декабрь 2013
|
Стоимость размещения рекламы на щите 6х3
|
Средний чек в декабре, тыс. руб
|
Рост с начала года, %
|
ЕКАТЕРИНБУРГ
|
18,1
|
14%
|
ЧЕЛЯБИНСК
|
14,7
|
1%
|
САМАРА
|
15
|
-4%
|
КАЗАНЬ
|
36,5
|
7%
|
КРАСНОЯРСК
|
18,6
|
13%
|
РОСТОВ НА ДОНУ
|
23,2
|
5%
|
НОВОСИБИРСК
|
30,2
|
6%
|
НИЖНИЙ НОВГОРОД
|
36,1
|
-1%
|
Источник – рекламная группа Deltaplan на базе данных all-billboards.ru
Прогноз цен на наружную рекламу в регионах на 2014 год предполагает несколько сценариев. Оптимистичный, по оценкам рекламной группы Deltaplan, подразумевает повышение цен в полтора раза, пессимистичный – в два-три. Причины понятны: продолжающаяся процедура торгов, через которые на сегодняшний день прошло 20-25% рекламных мест, что ведет к повышению себестоимости поверхностей и сокращению числа операторов (конкуренции), а также продолжающаяся «зачистка» городов от «излишнего» или незаконного инвентаря. Deltaplan Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article120608.htm |