Apple меняет схему продаж iPhone в России
Принятая во всем мире схема дистрибуции iPhone не сработала в России. Apple прекращает ввозить эти смартфоны через сотовых операторов и договаривается о прямых поставках ритейлерам.
Apple ведет переговоры о прямых поставках iPhone с розничными продавцами электроники, рассказали «Ведомостям» люди, близкие к трем ритейлерам. Переговоры предварительные, конкретные условия сотрудничества еще не обсуждались, добавил один из них. Другой же надеется, что прямые поставки iPhone стартуют уже к началу осени 2013 г. - это традиционное время высокого сезона в торговле.
До сих пор Apple заключила договор о дистрибуции iPhone только с одной российской розничной сетью - компанией «Связной»; кому еще она доверит ввозить iPhone в Россию, пока не решено, говорит топ-менеджер одной из дистрибуторских компаний. В конце прошлой недели этот вопрос обсуждали в лондонской штаб-квартире Apple менеджеры ее российского и европейского офисов. Не исключено, что Apple будет сама поставлять эти смартфоны в Россию, но не факт, что ей удастся полностью обеспечить спрос, рассуждает собеседник «Ведомостей». Уже несколько компаний, включая действующих дистрибуторов Apple, предложили стать ее партнерами и подготовили бизнес-планы, знает он.
Опрошенные «Ведомостями» представители розничных сетей отказались от комментариев, представитель Apple не смог прокомментировать ситуацию.
Несколько лет Apple пыталась продавать iPhone в России так, как делает это в большинстве стран - через сотовых операторов. В 2008 г. она заключила дистрибуторские соглашения с МТС, «Мегафоном» и «Вымпелкомом», разрешив им ввозить iPhone для продажи в своих салонах и для отгрузки сторонним дилерам. Соглашения предусматривали обязательства по количеству устройств, которые каждый из операторов должен был выкупить у Apple за определенный срок: в среднем речь шла об 1-1,5 млн аппаратов за два года. Но скоро стало понятно, что такого спроса на iPhone (а тем более по рекомендованным Apple ценам на уровне 30 000 руб.) в России нет и исполнить обязательства невозможно. В итоге «Мегафон» и МТС не стали продлевать контракты с Apple, а на прошлой неделе так же поступил «Вымпелком», заключивший перед этим прямое дистрибуторское соглашение с Samsung. Apple требовала, чтобы оператор вкладывал большие средства в продвижение iPhone, при том что большая часть телефонов Apple продавалась не через розничную сеть «Вымпелкома», а шла в оптовый канал, объясняет источник, близкий к оператору. Получался нерентабельный и не очень профильный бизнес.
Сеть салонов МТС не исключает подписания нового соглашения о поставках iPhone, если Apple предложит выгодные условия, говорит представитель оператора Ирина Агаркова. Для «Мегафона» возобновление контракта с Apple также вопрос условий, говорит его пресс-секретарь Юлия Дорохина.
«Связной» договорился с Apple о прямых поставках iPhone осенью 2012 г. Благодаря переходу на новую схему оборот «Связного» от продаж устройств Apple в 2012 г. утроился - во многом за счет IV квартала, передал «Ведомостям» гендиректор «Связного» Майкл Тач. Прежнюю схему, в которой были задействованы только операторы, он считает неидеальной: ритейлер зачастую получал от них товар по остаточному принципу. Переход на прямые поставки iPhone в другие розничные сети не повлияет на их продажи в «Связном», уверен он: потенциал продаж этих смартфонов еще очень велик. Розничные цены смартфонов Apple едва ли снизятся с расширением круга дистрибуторов - они уже максимально приближены к европейским, считает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович.
Advertology.Ru
15.07.2013
Комментарии
Написать комментарий