Новости

По всей стране началось

По всей стране началось

Федеральные телеканалы взялись за интернет-пиратов.

В прошлый раз к теме того, каким видит (и показывает) интернет отечественное телевидение, мы обращалась четыре месяца назад. Тогда речь шла о курьезах, которые регулярно возникают на ТВ из-за того, что тележурналисты, во-первых, плохо знакомы с реалиями интернета и, во-вторых, относятся к Сети с излишней подозрительностью.

Принципиально с тех пор мало что изменилось: судя по программам, вышедшим в эфир на минувшей неделе, интернет по-прежнему воспринимается российскими телевизионщиками если не как оплот мирового зла, то по меньшей мере как среда повышенной враждебности. Интереснее подбор тем и время появления программ в эфире: если раньше сетевые дела попадали в прицелы телевизионщиков за счет таких сюжетов, как психологическая зависимость от социальных сетей или кровавая история возникновения «троллфейса», то теперь круг проблем, интересующий редакции крупнейших каналов, заметно актуализировался.

24 мая в Сочи президент Владимир Путин встретился с министром культуры Владимиром Мединским и представителями киноиндустрии. Собравшиеся обсуждали судьбу кинематографа и воспользовались возможностью, чтобы обратить внимание главы государства на разгул сетевого пиратства. Президенту продемонстрировали все многообразие нелегального контента в интернете, после чего министр культуры предложил ввести механизм блокировки такого контента по требованию правообладателей. Путин идею поддержал.

Очевидно, именно этими событиями и объясняется одновременный всплеск интереса со стороны крупнейших телеканалов к вопросам защиты интеллектуальной собственности в Сети - теме, которая активно обсуждается не год и не два. Встреча в Сочи прошла в пятницу, а уже в начале следующей недели, 28 мая, сразу несколько авторитетных представителей сетевого сообщества рассказали в соцсетях о телефонных звонках от Первого канала и НТВ с предложением поучаствовать в программах об интернет-пиратстве.

В основном авторы постов писали о звонках от телевизионщиков со смесью иронии и недоумения, большинство обоим телеканалам отказали. Кроме того, тем же вечером Минкульт выступил со своим антипиратским законопроектом, и представителям интернет-индустрии стало не до телевидения: документ, предлагавший вмешиваться в работу поисковиков и штрафовать пользователей торрентов, если и не вверг отрасль в панику, то как минимум здорово переполошил.

Тем не менее было понятно, что федеральное телевидение задумало в связи с сетевым пиратством что-то грандиозное. Результатом этой активности стали сразу три программы (две на Первом и одна на НТВ), каждая из которых постаралась в собственном стиле описать ситуацию с пиратством в интернете.

Первый канал посвятил пиратам шестиминутный сюжет в программе «Время» 29 мая. В ролике о «черных дырах российского интернета» рассуждали «эксперты в области права, предприниматели и люди творческих профессий». Рассуждения экспертов сводились в основном к жалобам писателей, кинематографистов и популярных артистов на деятельность пиратов. В число экспертов попал, например, певец Григорий Лепс. Исполнитель, ранее прославившийся обещанием ломать колени журналистам, в программе о пиратстве заявил следующее: «Рассуждать на эту тему можно очень много и долго. Тут просто нужно принимать волевое решение, и все станет на свои места, абсолютно точно».

Примерно с тех же позиций тема пиратства освещалась в программе «Говорим и показываем» на НТВ - с поправкой, конечно, на устоявшийся на канале формат. Проблема формулировалась чуть иначе (вместо рассуждений про «черные дыры» - прямой вопрос: «Сколько денег теряют Максим Галкин и Алла Пугачева из-за деятельности пиратов?»). Зато ответ опять один: ужесточение законодательства, крупные штрафы, сделать так, чтоб скачивать бесплатно было стыдно.

В качестве представителя «второй стороны конфликта» в сюжете Первого канала фигурировал только студент Илья Тарасов, который честно признался, что не считает скачивание нелегального контента воровством. Мнения представителей интернет-отрасли, которые могли бы рассказать о том, какие способы борьбы с нелегальным контентом жизнеспособны и полезны, а какие, наоборот, чреваты для Сети самыми неутешительными последствиями, в сюжете не приводились. И дело вовсе не в том, что представителей сетевого сообщества звали, но они не пришли - нет, просто представить себе серьезное обсуждение в рамках программы «Говорим и показываем» с Максимом Галкиным трудно, а в сюжете Первого канала альтернативного мнения, по-видимому, просто не предполагалось.

Зато оно предполагалось в программе «Политика», которая вышла 30 мая. Среди участников дискуссии были, к примеру, представитель российской «Википедии» Станислав Козловский, представитель РАЭК Ирина Левова и блогер Станислав Апетьян (politrash). Все они пытались донести до собравшихся, что запретительные меры в интернете, как правило, не работают - просто потому, что они толкают пользователей обходить запреты технологически и таким образом лишь расширяют зону нелегального контента в Сети. Что нужно сделать так, чтобы приобретать легальный контент в Сети было так же удобно, как пиратский.

Все пытались - и все потерпели неудачу. Потому что формат программы «Политика» категорически не подходит для взвешенной дискуссии. Это было понятно уже по премьерной программе, посвященной борьбе с НКО и иностранными агентами. Позвали всех кого надо - и «Мемориал», и Леонида Гозмана, и всех предсказуемо заклевали громогласные оппоненты вроде Михаила Леонтьева при посильном содействии ведущих - Петра Толстого и Александра Гордона.

С интернетчиками получилось даже хлеще, поскольку тему пиратства авторы программы решили увязать с проблемой противоправной информации в Сети вообще. Так что противники жесткого регулирования в сфере интеллектуальной собственности поневоле оказались чуть ли не защитниками наркотиков, детской порнографии и пропаганды суицида. Кстати, несколько роликов подобного рода Петр Толстой без малейшего зазрения совести продемонстрировал в федеральном телеэфире, что сделало его основной аргумент в борьбе с интернет-злом («Это же могут увидеть дети!») несколько несостоятельным. Впрочем, за возгласами о «разрушении российского народа в интернет-пространстве» это обстоятельство мало кто заметил.

Глупо спорить с тем, что пиратство - плохо. Не поддается сомнению и то, что в России ситуация с нелегальным контентом и соблюдением авторских прав в Сети, мягко говоря, довольно тревожная. Весь вопрос в том, как с этим бороться. На телевидении, как и в Министерстве культуры, судя по всему, склоняются к варианту, предложенному Григорием Лепсом: «Все запретить» (для Минкульта больше подошел бы вариант «Все утопить»).

Системные усилия по регулированию Сети правительство начало предпринимать относительно недавно, но в ближайшие годы регулирование интернета будет только ужесточаться - просто потому, что возрастает значение самого интернета. Государство, если дать ему волю, захочет пойти по самому простому пути. Появление на ТВ сюжетов про интернет-пиратство не отражает общественную дискуссию по этому вопросу. Зато оно отражает намерение государства этим вопросом заняться - всерьез и с присущей ему деликатностью.

Что характерно, представители ведомств, непосредственно связанных с регулированием интернета - Минкомсвязи и подчиненного ему Роскомнадзора, категоричного подхода, озвученного на Первом канале Григорием Лепсом, пока что не разделяют. Возможно, потому что перед ними стоит другая задача - регулировать сложную социально-информационную структуру с астрономическими объемами данных. У федерального телевидения в последнее время задача принципиально иная: противопоставлять отдельные категории граждан (в данном случае - противников интернет-цензуры) добропорядочному населению.

Своего слова пока что не сказал канал «Россия 1» - Дмитрий Киселев в последнем выпуске «Вестей недели» пиратов не обсуждал, а ведь в активе канала есть еще Аркадий Мамонтов. Но в этом смысле программа «Политика» даже более показательна: представителей интернета или правозащитников сюда зовут, но не для того, чтобы выслушать их мнение, а для того, чтобы показать врага в лицо.

Константин Бенюмов,lenta.ru
Advertology.Ru

04.06.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.11.2024 - 01:23
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация