Новости

Розничные продажи продолжают замедляться

Розничные продажи продолжают замедляться

Россия лишается главного драйвера экономического роста - потребительской активности. Ритейлеры взялись бороться с равнодушием покупателей маркетинговыми мерами.

Оборот розничной торговли в России в апреле увеличился на 4,1% по сравнению с апрелем 2012 г. до 1,85 трлн руб., сообщил Росстат, а в прошлом году апрель принес российской рознице 7%-ный прирост по сравнению с 2011 г. В 2013 г. продажи продовольственных товаров увеличились всего на 1,6%, непродовольственных - на 6,2%.

Нежелание россиян тратить деньги заметили и компании, исследующие настроения потребителей. Индекс потребительского доверия Nielsen (показывает оптимизм покупателей в отношении будущих доходов и их желание тратить) за I квартал 2013 г. снизился на 3 пункта до 81, в IV квартале 2012 г. он также упал - с 87 до 84 пунктов. Более половины респондентов (56%) в I квартале 2013 г. назвали свои финансовые перспективы плохими или не очень хорошими на ближайший год по сравнению с 48% в предыдущем квартале.

Апрельские данные розничного оборота оказались и хуже ожиданий макроэкономистов, которые предсказывали рост на 4,5% (консенсус-прогноз Bloomberg), и хуже показателей марта (+4,4%) и января (+4,2%). Хуже было только в феврале (+3%), потому что в нем было на день меньше, чем в високосном 2012 году. Всего за четыре месяца оборот розничной торговли увеличился на 3,9% до 7,77 трлн руб., свидетельствуют данные Росстата. За тот же период 2012 г. оборот розницы по сравнению с 2011 г. вырос почти вдвое больше - 7,7%.

Замедление продаж нашло отражение и в результатах розничных компаний. Выручка сопоставимых магазинов, работающих больше года (LFL, этот показатель отражает динамику без учета расширения сети), у Х5 Retail Group (крупнейший по выручке в 2012 г. ритейлер) в апреле осталась почти на уровне 2012 г. (плюс 0,2%), хотя еще в марте был рост на 1,6%. LFL-продажи «Магнита» в январе - марте (компания публикует сопоставимые данные раз в квартал) увеличились на 4,83% за счет повышения среднего чека на 5,42% при сокращении трафика на 0,55%.

LFL-выручка группы «Дикси» увеличилась на 4,96% в I квартале, а у «О'кей» выросла на 5,3%.

Забуксовали продажи и у торговцев электроникой и детскими товарами. Продажи крупнейшего ритейлера электроники и бытовой техники «М.видео» за три месяца 2013 г. выросли на 12%, продажи по сопоставимым магазинам - на 2%. В I квартале 2012 г. продажи сети увеличились на 31%, сопоставимые продажи - на 19%.

«Покупать стали меньше, и покупки стали дешевле», - признавался гендиректор Inventive Retail Group (управляет монобрендовыми магазинами re:Store‚ Lego, Sony Centre, Samsung и Nike) Тихон Смыков, говоря о продажах апреля и начала мая. Компания, по его словам, продала электроники и игрушек «сильно меньше, чем хотела», продажи одежды выросли, а число посетителей сопоставимых магазинов было тем же, что и год назад, хотя ритейлер рассчитывал на рост трафика. «Год начался вяло», - подтверждал совладелец Ideas4retail (сети Imaginarium, Mamas & Papas, Hamleys, Cook House) Евгений Бутман. Он связывает это с высокими продажами конца прошлого года и снижением трафика в торговых центрах по стране в целом.

Продовольственные ритейлеры отвечают на снижение покупательской активности двумя путями - инвестициями в цены и инвестициями в качество предложения, говорит директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Сети дискаунтеров стали активнее в ценовой конкуренции: «Магнит», по наблюдениям Бурмистрова, сдерживает рост цен с февраля. Его главный конкурент - «Пятерочка» вынуждена отвечать усилением промоактивности и участием в ценовой конкуренции, констатирует аналитик. Супермаркеты и магазины «у дома» усиливают предложение в категории «фреш» (свежие мясо, молочные продукты, фрукты, овощи, рыба и т. п.), которая позволяет привлекать более платежеспособных покупателей, менее чувствительных к цене товара. Гипермаркеты же фокусируются на повышении качества предложения в отдельных наиболее рентабельных категориях, стараясь развивать формат «магазин в магазине», говорит Бурмистров.

Его слова подтверждают сотрудники крупных сетей. «С января по апрель мы наблюдали существенное замедление динамики роста, поэтому приняли волевое решение снизить цены на самый ходовой ассортимент», - говорит представитель федеральной сети, попросивший об анонимности. Снижение цен, рассказывает он, коснулось примерно десятой части ассортимента магазинов: например, товаров из категории «хлеб», части бакалеи, мяса птицы. Это помогло, констатирует собеседник«Ведомостей»: уже в мае его сеть зафиксировала лучшую динамику продаж и «некоторое восстановление» спроса.

Группа «Дикси», которая по итогам I квартала зафиксировала увеличение среднедневного числа чеков на 0,4% на фоне роста суммы среднего чека на 6,5%, старается повысить привлекательность своих магазинов, увеличивая долю товаров категории «фреш», подтверждала впечатление Бурмистрова Екатерина Куманина, директор «Дикси» по внешним связям. «В ответ на рост интереса к фреш-продукции мы вводим новые продукты и целые категории, например охлажденную рыбу, которую еще недавно невозможно было представить в формате магазина «у дома», - рассказывала она.

В прошлом году потребительский спрос обеспечил 3,2 процентного пункта роста ВВП из 3,4%. Но в 2012 г. темпы были минимальными за посткризисный период. Минэкономразвития уже снизило прогноз роста спроса: в 2013 г. - с 5,4 до 4,3%, в 2014 г. - с 5,8 до 4,9%.

Одна из причин - высокая долговая нагрузка на население: именно кредитование разгоняло потребление в последние два года. Долговое бремя выросло за год с 14 до 17% доходов, в 2007-2008 гг. было 10-11%, говорил ранее министр экономического развития Андрей Белоусов, процентные платежи - с 2% доходов в 2007-2008 гг. до 3,5%. В тяжелые для экономики времена сложно заставить население тратить больше, люди предпочитают копить, говорит главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров.

Минэкономразвития теперь делает ставку на инвестиции - они должны обеспечить около 40% роста ВВП в 2014-2016 гг. (их рост ускорится с 4,6% в 2013 г. до 7-8% в 2015-2016 гг.). Причем ведомство рассчитывает на частный капитал, так как госкомпании пока режут инвестпрограммы (в прошлом году - на 10%, в этом году - на 12-13%).

Нужна модернизация экономики, должны появляться новые рабочие места, а вслед за этим - расти потребление, согласен Тихомиров, поэтому ключевым фактором должны стать инвестиции в капитал. Но без реформ, в том числе политических, это невозможно, отмечает он.

Александра Крекнина, vedomosti.ru
Advertology.Ru

27.05.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.11.2024 - 12:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация