Розничные продажи продолжают замедляться
Россия лишается главного драйвера экономического роста - потребительской активности. Ритейлеры взялись бороться с равнодушием покупателей маркетинговыми мерами.
Оборот розничной торговли в России в апреле увеличился на 4,1% по сравнению с апрелем 2012 г. до 1,85 трлн руб., сообщил Росстат, а в прошлом году апрель принес российской рознице 7%-ный прирост по сравнению с 2011 г. В 2013 г. продажи продовольственных товаров увеличились всего на 1,6%, непродовольственных - на 6,2%.
Нежелание россиян тратить деньги заметили и компании, исследующие настроения потребителей. Индекс потребительского доверия Nielsen (показывает оптимизм покупателей в отношении будущих доходов и их желание тратить) за I квартал 2013 г. снизился на 3 пункта до 81, в IV квартале 2012 г. он также упал - с 87 до 84 пунктов. Более половины респондентов (56%) в I квартале 2013 г. назвали свои финансовые перспективы плохими или не очень хорошими на ближайший год по сравнению с 48% в предыдущем квартале.
Апрельские данные розничного оборота оказались и хуже ожиданий макроэкономистов, которые предсказывали рост на 4,5% (консенсус-прогноз Bloomberg), и хуже показателей марта (+4,4%) и января (+4,2%). Хуже было только в феврале (+3%), потому что в нем было на день меньше, чем в високосном 2012 году. Всего за четыре месяца оборот розничной торговли увеличился на 3,9% до 7,77 трлн руб., свидетельствуют данные Росстата. За тот же период 2012 г. оборот розницы по сравнению с 2011 г. вырос почти вдвое больше - 7,7%.
Замедление продаж нашло отражение и в результатах розничных компаний. Выручка сопоставимых магазинов, работающих больше года (LFL, этот показатель отражает динамику без учета расширения сети), у Х5 Retail Group (крупнейший по выручке в 2012 г. ритейлер) в апреле осталась почти на уровне 2012 г. (плюс 0,2%), хотя еще в марте был рост на 1,6%. LFL-продажи «Магнита» в январе - марте (компания публикует сопоставимые данные раз в квартал) увеличились на 4,83% за счет повышения среднего чека на 5,42% при сокращении трафика на 0,55%.
LFL-выручка группы «Дикси» увеличилась на 4,96% в I квартале, а у «О'кей» выросла на 5,3%.
Забуксовали продажи и у торговцев электроникой и детскими товарами. Продажи крупнейшего ритейлера электроники и бытовой техники «М.видео» за три месяца 2013 г. выросли на 12%, продажи по сопоставимым магазинам - на 2%. В I квартале 2012 г. продажи сети увеличились на 31%, сопоставимые продажи - на 19%.
«Покупать стали меньше, и покупки стали дешевле», - признавался гендиректор Inventive Retail Group (управляет монобрендовыми магазинами re:Store‚ Lego, Sony Centre, Samsung и Nike) Тихон Смыков, говоря о продажах апреля и начала мая. Компания, по его словам, продала электроники и игрушек «сильно меньше, чем хотела», продажи одежды выросли, а число посетителей сопоставимых магазинов было тем же, что и год назад, хотя ритейлер рассчитывал на рост трафика. «Год начался вяло», - подтверждал совладелец Ideas4retail (сети Imaginarium, Mamas & Papas, Hamleys, Cook House) Евгений Бутман. Он связывает это с высокими продажами конца прошлого года и снижением трафика в торговых центрах по стране в целом.
Продовольственные ритейлеры отвечают на снижение покупательской активности двумя путями - инвестициями в цены и инвестициями в качество предложения, говорит директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Сети дискаунтеров стали активнее в ценовой конкуренции: «Магнит», по наблюдениям Бурмистрова, сдерживает рост цен с февраля. Его главный конкурент - «Пятерочка» вынуждена отвечать усилением промоактивности и участием в ценовой конкуренции, констатирует аналитик. Супермаркеты и магазины «у дома» усиливают предложение в категории «фреш» (свежие мясо, молочные продукты, фрукты, овощи, рыба и т. п.), которая позволяет привлекать более платежеспособных покупателей, менее чувствительных к цене товара. Гипермаркеты же фокусируются на повышении качества предложения в отдельных наиболее рентабельных категориях, стараясь развивать формат «магазин в магазине», говорит Бурмистров.
Его слова подтверждают сотрудники крупных сетей. «С января по апрель мы наблюдали существенное замедление динамики роста, поэтому приняли волевое решение снизить цены на самый ходовой ассортимент», - говорит представитель федеральной сети, попросивший об анонимности. Снижение цен, рассказывает он, коснулось примерно десятой части ассортимента магазинов: например, товаров из категории «хлеб», части бакалеи, мяса птицы. Это помогло, констатирует собеседник«Ведомостей»: уже в мае его сеть зафиксировала лучшую динамику продаж и «некоторое восстановление» спроса.
Группа «Дикси», которая по итогам I квартала зафиксировала увеличение среднедневного числа чеков на 0,4% на фоне роста суммы среднего чека на 6,5%, старается повысить привлекательность своих магазинов, увеличивая долю товаров категории «фреш», подтверждала впечатление Бурмистрова Екатерина Куманина, директор «Дикси» по внешним связям. «В ответ на рост интереса к фреш-продукции мы вводим новые продукты и целые категории, например охлажденную рыбу, которую еще недавно невозможно было представить в формате магазина «у дома», - рассказывала она.
В прошлом году потребительский спрос обеспечил 3,2 процентного пункта роста ВВП из 3,4%. Но в 2012 г. темпы были минимальными за посткризисный период. Минэкономразвития уже снизило прогноз роста спроса: в 2013 г. - с 5,4 до 4,3%, в 2014 г. - с 5,8 до 4,9%.
Одна из причин - высокая долговая нагрузка на население: именно кредитование разгоняло потребление в последние два года. Долговое бремя выросло за год с 14 до 17% доходов, в 2007-2008 гг. было 10-11%, говорил ранее министр экономического развития Андрей Белоусов, процентные платежи - с 2% доходов в 2007-2008 гг. до 3,5%. В тяжелые для экономики времена сложно заставить население тратить больше, люди предпочитают копить, говорит главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров.
Минэкономразвития теперь делает ставку на инвестиции - они должны обеспечить около 40% роста ВВП в 2014-2016 гг. (их рост ускорится с 4,6% в 2013 г. до 7-8% в 2015-2016 гг.). Причем ведомство рассчитывает на частный капитал, так как госкомпании пока режут инвестпрограммы (в прошлом году - на 10%, в этом году - на 12-13%).
Нужна модернизация экономики, должны появляться новые рабочие места, а вслед за этим - расти потребление, согласен Тихомиров, поэтому ключевым фактором должны стать инвестиции в капитал. Но без реформ, в том числе политических, это невозможно, отмечает он.
Advertology.Ru
27.05.2013
Комментарии
Написать комментарий