Школа рекламиста

Интернет-маркетинг: мифическое существо, пожирающее реальные средства

Интернет-маркетинг: мифическое существо, пожирающее реальные средства

Мы постарались разобраться в интернет-маркетинге на примере трёх бизнес-ситуаций из опыта Агентства и дать советы по работе с этим инструментом.

Пролог

"Только не занимайтесь интернет-маркетингом" - парадокс, но это первая фраза, которую мы говорим клиентам нашего Агентства веб-консалтинга. Парадигма необходимости и, что самое опасное, достаточности интернет-маргетинга крепко опутала в последние годы умы даже самых блестящих управленцев как малого, так и крупного бизнеса.

Исходя из своего повседневного опыта, каждый сегодня понимает, что интернет дает бизнесу различных отраслей, размеров и видов взаимодействия (B2B, B2C, B2G и т.д.) огромные возможности для роста, снижения издержек и укрепления своих позиций. Желание менеджмента воспользоваться этими возможностями "на полную" вполне понятно.

Понятно и то, что, для большинства линейных менеджеров и руководства компаний работа с интернет каналом коммуникации - это неизвестный мир, со своими терминами, арсеналом методов, техническими и логическими моделями работы, при изучении которого никто не снимает с них и операционных задач. Здесь и подключаются желающие научить такие компании работе в интернете - так называемому "интернет-маркетингу".

Простой анализ поисковой выдачи запросов "продвижение в интернете", "возможности интернета для бизнеса", "интернет-маркетинг" и подобных дает картину того, что же предлагается сделать компании для использования возможностей интернета себе во благо. Топ-10 составляющих массово предлагаемого "интернет-маркетинга" выглядит следующим образом:

  • 1. создание сайтов: дизайн и юзабилити;
  • 2. поддержка сайтов;
  • 3. поисковая оптимизация;
  • 4. аудит сайтов;
  • 5. реклама в интернете: медийная, баннерная, контекстная;
  • 6. продвижение в социальных сетях;
  • 7. увеличение конверсии;
  • 8. аналитика данных метрики;
  • 9. разработка приложений;
  • 10. треннинги, семинары и курсы на перечисленные выше темы.

У человека, который впервые слышит об этом всем, совершенно справедливо складывается мнение, что интернет - это сложно, специфично, и проще не вникать, а полностью довериться экспертам. И стабильно "вливать" бюджеты в рекомендованные ими решения. И ладно бы эти бюджеты просто неэффективно расходовались, так благодаря таким "вливаниям" компания уходит "в минус" из-за оттока потенциальных клиентов к конкурентам.

Доверять специалистам, безусловно, нужно, но стоит знать, и как их  проверять. Ниже мы рассмотрели 3 базовых правила, которые повысят эффективность вашего проекта и уберегут бизнес от «побочного действия» интернет-маркетинга:

Правило №1: не пренебрегайте постановкой целей и анализом

Ситуация: с интересной задачей к нам обратился один из застройщиков Санкт-Петербурга, работающий в сегменте загородной недвижимости бизнес-класса. Со стороны потенциальных клиентов наблюдался живой интерес к предложению застройщика, но в продажи в большинстве случаев он не конвертировался. У объекта продаж был сайт с очень хорошей статистикой посещаемости (от 1 200 посещений в сутки) по сравнению с показателями прямых конкурентов (300-400 посещений ежесуточно), на сайте была и более чем исчерпывающая информация об объекте, была и рекламная кампания по средствам баннерной и контекстной рекламы, в которую ежемесячно вкладывались щедрые бюджеты, и по которой на этот самый сайт приходила основная аудитория.

Аудитория не просто приходила на сайт, она конвертировалась в звонки в отдел продаж, в поданные через сайт заявки на визит, в оставленные контакты с весьма неплохим 5%-ым в среднем по году показателем конверсии. Имелись у застройщика и свой специалист по поддержанию и обновлению сайта, свой копирайтер и контракт с рекламным агентством по изготовлению и размещению баннерной и контекстной рекламы. Все, кроме факта низкой конверсии этих контактов в продажи, казалось бы, выглядит хорошо.

Решение: при более детальном изучении ситуации выяснилось, что цели рекламной кампании агентству были поставлены как "привлечение большего количества аудитории на сайт", в частности на страницы содержащие формы для заполнения контактными данными. Агентство добросовестно выполняло свою работу, изготавливая баннеры, выбирая площадки для их размещения и настраивая контекстную рекламу на массовое привлечение заинтересованных в малоэтажной загородной недвижимости. Не учитывало агентство одного - того, что недвижимость эта бизнес класса.

На сайт приходил сегмент, заинтересованный в недвижимости эконом класса. А так как ни дизайн, ни структура, ни содержание текстов сайта без их глубоко изучения, до которого доходило только порядка 10% посетителей, не давали понять к какому ценовому сегменту относиться данный объект, то получилось, что нецелевая аудитория отнимала время на обслуживание своих информационных запросов у отдела продаж. Более того, неверное позиционирование отпугивало целевую аудиторию - бизнес класс - для привлечения которой требовались другие площадки, характер и оформление рекламного послания, а также дизайн и информация самого сайта.

Совет: перед стартом любых денежных вливаний в инструменты интернет-маркетинга (редизайн сайта, разработка приложения, запуск рекламной кампании, продвижения в социальных сетях), сформулируйте однозначные задачи планируемой кампании, убедитесь, что они совпадают с оффлайн целями вашего бизнеса и закажите маркетинговое исследование своей целевой аудитории. Результатом исследования станут аналитические материалы относительно целевой аудиторию, ее сегментов, их особенностей и потребностей, ресурсов для коммуникации с ней в интернет среде, основных конкурентах и, анализ лучших практик отрасли, привлекательность вашего предложения для целевой аудитории и меры по увеличению ее лояльности, а также системный план продвижения в интернете и многое другое. Верный принцип здесь: "семь раз проанализируй - один раз запусти кампанию".

Правило №2: посчитайте отдачу от вложений

Ситуация: с распространенным случаем столкнулись мы, работая с крупным дистрибьютором автомобильных шин в Северо-Западном регионе. Компания решила вложить немалые средства в креативный для своей отрасли интернет-маркетинг. Среди основных желаний: продвижение сообществ в социальных сетях и рассылка зарегистрированным клиентам тематических комиксов по электронной почте. За это клиент готов был отдать порядка 2 980 000 рублей в год. "Если не вкладываться в интернет-маркетинг, покупатели забудут о нас" - без устали повторял он.

Решение: наши аргументы - планируемая кампания строится в отрыве от знания о распределении клиентов по сегментам, специфики их покупательских предпочтений и характера их вовлеченности в интернет-пространство - отметались заявлениями о том, что "все крупные бренды (FMCG, телеком и ритейл компании) уже в интернете".

Для убедительности мы смоделировали примерную конверсию от таких вложений за год по каждому сегменту, посчитали ROI проекта (возврат на инвестиции, в данном случае как дополнительная выручка от роста количества продаж и/или суммы среднего чека по результатам кампании) на основе данных по аналогичным активностям этого клиента и других релевантных примеров. Лишь тогда прогноз финансовых убытков, как результата инвестиций в кампанию, отрезвили директора.

Привлеченный таким образом клиент становился если не "золотым", то точно "серебряным". Стоимость его привлечения, с пропорциональным отнесением на него же затрат по охвату и не отреагировавшей на кампанию аудитории (что зачастую забывают включать в расчет), полностью "съедала" маржу от такого покупателя. Таким образом, вся кампания при самом оптимистичном сценарии выходила в "ноль" по окупаемости, и директор оказывался в шаге от "слива" бюджета в пустоту.

Совет: не доверяйте распространенному мнению о том, что окупаемость вложений в интернет-маркетинг не возможно оценить. Большинство инструментов интернет-маркетинга уже достаточно известны, и изучен характер их воздействия. Конечно, появляются все новые и новые инструменты, с еще не до конца понятными механизмами действия и потенциалом, или идеи сложных многоступенчатых кампаний. Но даже в таком случае, по крайней мере, тщательно и максимально реалистично проанализируйте какой процент вашей потенциальной целевой аудитории привлечет кампания, и каким образом такое оповещение повлечет за собой конверсию аудитории в клиентов.

Опасайтесь котиков и не ленитесь считать

Также не "ведитесь" на слова подобные тому, что "котиков в интернете любят все, значит, будут "лайкать", а значит больше у вас покупать". Помните, что даже одни и те же популярные "лайко-сборники" в социальных сетях (как частный случай интернет-маркетинга) по разному работают в зависимости от макро- (ваша отрасль, динамика роста рынка, это B2B, B2C или B2G сегмент и т.д.) и микро- (например: платежеспособность, возраст и другие демографические характеристики для B2C направления) факторов среды, в которой функционирует ваш бизнес. "Лайк" - не равен покупке, и даже намерению ее совершить.

И еще, считая эффект от вложений, в качестве прибыли учитывайте только прибыль сверх средней величины прибыли за период, которую и принесла вам кампания по интернет-маркетингу. В качестве вычитаемых затрат используйте общую сумму затрат, а не только ту часть, которая приходится на отреагировавших на кампанию клиентов. Это очень банальные советы, но часто упускаемые из вида.

Правило №3: подготовьте оффлайн ресурсы

Ситуация: справившись самостоятельно с двумя первыми шагами, не очень большой петербургский интернет-магазин электроники обратился за проведением веб-консалтинга в наше Агентство. С целью понять, почему рекламные бюджеты растут, а продажи после периода роста стали падать месяц от месяца.

Решение: в результате работы мы обнаружили "детские ошибки": бизнес не справлялся с наплывом потенциальных клиентов в результате действия интернет-маркетинга. Ухудшалось качество и снижалась скорость обслуживания. Например, посетителям сайта недоставало информации о технических характеристиках и условиях доставки, было неудобно сравнивать товары. За уточнениями они обращались в call-центр магазина, где их сначала ждало значительное время ожидания, а затем ответ не во всем компетентного консультанта. Самым стойким не всегда в оговоренное время покупку доставляли курьеры, у которых не было сдачи.

Так вложения магазина в интернет-маркетинг "окупились" сотнями негативных комментариев неудовлетворенных клиентов на просторах интернета, которые не только отпугивают потенциальных клиентов, но требуют новых финансовых вливаний на работу по борьбе с ними и улучшению репутации магазина.

Совет: помните, не ваш клиент - клиент ваших конкурентов. А недовольный вами клиент - лучший друг ваших конкурентов. Не забывайте, что онлайн не живет оторвано от оффлайна. Готовя кампанию по интернет-маркетингу, не забывайте подготовиться к ней комплексно и подумать о пределах своих возможностей по обслуживанию клиентов в случае, как большого успеха, так и неудачи кампании. Продумайте варианты действия в основных возможных ситуациях, чтобы любой результат применения интернет-маркетинга не стал для вас оффлайн неожиданностью, и у вас имелся план действия.

Избегайте еще одного частого "грешка" - обещания и предложения в онлайне большего (реже меньшего), чем у бизнеса это имеется в реальности. Согласитесь, что лучше превосходить ожидания и получать сверх-довольного клиента, чем не оправдывать его базовые надежды.

Эпилог

Занимайтесь маркетингом в интернете, а не интернет-маркетингом. Ваш потенциальный клиент не меняет своих характеристик, потребностей и модели потребления в тот момент, когда он включает свой ПК или пользуется смартфоном.

Ваш бизнес - ваш продукт, бизнес-процессы, конкурентное окружение, требования по окупаемости инвестиций - не становятся другими от того, что вы включили в набор традиционных инструментов маркетинга, инструменты для работы в интернете.

Всякий раз, когда вы начинаете поддаваться искушению поверить в особенность и непостижимость интернет-маркетинга - глубоко вдохните, а затем выдохните и поступите так, как вы бы поступили будь это продвижение в оффлайне. Поступите разумно и не отрываясь от своей бизнес-реальности.

Если не хватает своих сил - обратитесь к специалистам. Но бегите от разрешающих все проблемы чудодейственными "лайками", всемогущим "контекстом" и SEO, перерисовкой сайтов в субъективно "более красивые". Особенно когда такие специалисты не задают вам дополнительных вопросов по сути вашего бизнеса. А вместо этого рисуют вам картину технической сложности, понятийной трудности и непостигаемой логики работы интернет-маркетинга.

Задумайтесь, к примеру, почему размещая рекламу на радио, менеджер не рассказывает вам о том, на коротких или длинных волнах будет транслироваться ваше сообщение, сколько герц для этого потребуется, и прочие не менее сложные принципы работы радиовещания. Интернет - всего лишь канал связи. И маркетинг там такой же в своей сущности традиционный.

Агентство веб-консалтинга Red and Re. Александр Еграшин, генеральный директор. Ирина Рыжкова, менеджер проекта
Advertology.Ru

29.04.2013

на печать


Комментарии

Наталья
30.04.2013 13:13 | сообщение #1
 

"Занимайтесь маркетингом в интернете, а не интернет-маркетингом.", "Не забывайте, что онлайн не живет оторвано от оффлайна." - золотые слова.
Отличная статья

Анна
03.05.2013 9:48 | сообщение #2
 

Так это ж мои мысли!))). Не перестаю повторять - Здравый смысл должен быть во всем, особенно в маркетинге, где за цифрами, схемами и непонятными, "красивыми" словами скрывается простые, как "голый король" условия: где бы вы не тоговали: на рынке или же в интеренте, правила одни.
Спасибо!

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.02.2025 - 13:41
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация