Новости компаний

Маша и пираты

Маша и пираты

Киноиндустрия безуспешно борется с интернет-пиратами. Создатели мультфильма "Маша и Медведь" пошли другим путем: они сделали ставку на бесплатное распространение сериала.

Во время отдыха в Крыму художник и аниматор Олег Кузовков познакомился с маленькой девочкой, которая напомнила ему персонажа из новеллы О. Генри "Вождь краснокожих". Пытаясь спрятаться от неугомонного ребенка, взрослые зарывались в песок и притворялись спящими, но девочка их откапывала и будила. Десять лет спустя Кузовков стал художественным руководителем студии "Анимаккорд", выпускающей сериал "Маша и Медведь", а его воспоминания о девочке и других гиперактивных детях легли в основу сюжета популярного мультсериала. 

По данным компании KidsGlobal, 96% девочек и 92% мальчиков трех-шести лет знают персонажей мультсериала "Маша и Медведь". Серия "Большая стирка", появившаяся в марте прошлого года, возглавила рейтинг русскоязычного сегмента YouTube-2012. За десять месяцев ее посмотрели более 36,5 млн раз. На втором месте - международный хит Gangnam Style корейца Psy. 

Россияне редко платят за контент, который можно бесплатно скачать в Сети. Но 80% оборота "Анимаккорд" приносит продажа лицензий на производство товаров и услуг под брэндом "Маша и Медведь" (от мороженого до шампуня) и только 20% - продажа прав на телетрансляции и DVD. 

Оборот товаров и услуг под брэндом "Маша и Медведь" в прошлом году составил около 2,4 млрд руб. Средняя норма лицензионных отчислений - 10%. По расчетам СФ, выручка студии "Анимаккорд" в 2012 году превысила 200 млн руб. Среди отечественных производителей мультфильмов компания уступает по объемам продаж лицензий только "Смешарикам" (продажи товаров под этим брэндом превысили 6 млрд руб.).

Клуб находчивых

История управляющего директора компании "Анимаккорд" Дмитрия Ловейко - наглядное подтверждение, что бывших кавээнщиков не бывает. Дмитрий стал активным участником игр КВН, когда изучал математику в Новосибирском государственном университете. Команда КВН НГУ в конце 1980-х стала трехкратным победителем игр. Вместе с Дмитрием в ней участвовали, например, будущие телеведущие Татьяна Лазарева, Александр Пушной, Андрей Бочаров. 

Однако Ловейко на телевидении работать не хотел, а после вуза преподавал в НГУ и изучал искусственный интеллект. В начале 1990-х университетские друзья позвали Дмитрия в бизнес. Их компания "Нонолет" открывала в Новосибирске филиал радио "Европа плюс", автоцентры Nissan, занималась пищевым бизнесом. Ловейко возглавлял Новосибирский комбинат хлебопродуктов N2, а в середине 2000-х стал директором по развитию НПО "Взлет". 

Малая авиация оказалась не самым прибыльным бизнесом, и новосибирцы решили заняться детским ритейлом. Так они познакомились с Олегом Кузовковым, который несколько лет занимался анимацией в Лос-Анджелесе и, наконец, вернулся в Россию с мечтой о собственном мультфильме. 

Идея сделать детский сериал новосибирцам понравилась. На рынке уже был успешный пример "Смешариков". Было понятно, что люди устали от диснеевской продукции и ждут новых героев, а производители детских товаров и провайдеры услуг готовы сотрудничать с отечественными аниматорами. 

В феврале 2008 года было зарегистрировано ООО "Студия "Анимаккорд"", владельцем которой, по сведениям "СПАРК-Интерфакс", является Сергей Кузьмин. 

Изначально планировалось, что "Анимаккорд" станет заниматься только разработкой творческой концепции и написанием сценариев, а рисовать сам мультик про Машу будут сторонние исполнители. Первые две серии были сделаны студиями AFX и "Аэроплан". На это им понадобился целый год. Тогда Ловейко и Кузовков поняли, что им нужна собственная студия. В общей сложности на создание первых двух серий и самой студии ушло около $3 млн. Сейчас в компании работают более 60 человек, из них 45 - аниматоры. 

Своя студия позволяла быстрее адаптировать анимационные образы к требованиям производителей игрушек. "Нельзя просто так отдать диск с мультфильмом фабрике игрушек и сказать: "Сделайте мне, пожалуйста, медведя"",- объясняет Ловейко. 

Мультивирус

"Любой художник не любит делать что-то вторичное,- рассуждает Дмитрий Ловейко.- Олег не хотел повторять успешные проекты, которые уже были в России. Как человек с маркетинговым опытом я был с ним согласен". 

"Смешарики", "Лунтик" и большинство российских анимационных сериалов были двухмерными. "Маша и Медведь" изначально создавался как трехмерный мультфильм, а это недешевое удовольствие. 

Изготовление каждой серии обходится "Анимаккорду" в $250-300 тыс., "Смешарики", для сравнения, стоят около $70 тыс. К настоящему времени снято уже более 200 серий "Смешариков" и почти 400 "Лунтика". Большое количество серий важно для телевидения, поскольку позволяет наладить бесперебойную ротацию. 

Студия "Анимаккорд" за пять лет выпустила лишь 30 эпизодов. А когда Ловейко в конце 2008 года начал переговоры с телевизионщиками, в его активе было и вовсе две серии по семь минут каждая. Но молодому проекту помог кризис. Самый популярный детский ТВ-проект в России - передача "Спокойной ночи, малыши!". Платят телевизионщики правообладателям мало (от $100 до $1 тыс. за минуту в зависимости от канала), но попадание в эту программу гарантирует мультфильму популярность. Как правило, мультфильмы проходят строгий отбор и ждут своей очереди, которая может растянуться на годы. В 2009 году ситуация оказалась иной: ВГТРК испытывала явный дефицит нового контента. Государство в разы сократило финансирование мультипликации, закрылись несколько небольших частных студий, и количество новых мультфильмов резко упало. Кроме того, "Смешарики", которые были одним из главных партнеров "Спокойной ночи, малыши!", ушли на СТС, где ГК "Рики" создала собственную передачу. 

"Нас очень быстро поставили в программу",- вспоминает Ловейко. Случилось это на Рождество 2009 года. Рейтинг "Спокойной ночи, малыши!" с мультфильмом "Маша и Медведь" составил 17% аудитории российских телезрителей - в полтора раза выше обычного рейтинга программы. "Проект попадает точно в цель, потому что медведь в нашей стране - это почти тотемное животное, овеянное легендами и народной любовью. Маленькая девочка, собравшая в себе все черты непоседливого любознательного ребенка, тоже не может оставить равнодушными ни детей, ни взрослых",- считает директор "Мармелад медиа" (управляет правами на "Смешариков") Ольга Крицкая. 

Сотрудничество с самой популярной детской программой было отличным стартом, но основной упор Ловейко решил делать на веб. "Связка телевидение плюс интернет - наиболее эффективная. Люди видят что-то интересное по ТВ и бросаются скачивать этот контент в Сети",- утверждает он. Парадокс в том, что в отличие от других аниматоров "Анимаккорд" не только не боролся с пиратами, но и сотрудничал с ними. 

"Маша и Медведь" появился и на легальных площадках вроде YouTube и Ivi.ru, и на нелегальных торрент-трекерах. "Мы дружили со всеми, чтобы раскачать рынок",- говорит Ловейко. "Анимаккорд" присылал интернет-площадкам анонсы новых серий и выкладывал их в свободный доступ для скачивания. 

Концепция "Маши и Медведя" оказалась близка интернет-аудитории. В отличие от традиционных мультфильмов в сериале "Анимаккорда" нет дидактики. Маша постоянно шалит и все разрушает, а медведь, который олицетворяет взрослого, разрешает ребенку быть самим собой. "В сериал или влюбляются, или критикуют: мол, мы не тому учим детей",- говорит Ловейко. Критикует в основном старшее поколение, а влюбляются молодые родители, в первую очередь папы. По словам Ловейко, чаще всего сериал скачивают мужчины 33-44 лет для детей, да и для самих себя. А это самая денежная аудитория. 

Медведь в яйце

Картонная упаковка в форме ретротелевизора, внутри детский шампунь, бальзам и пена для ванны. Дмитрий Ловейко увлеченно крутит ручки "телевизора", на "экране"-этикетке прокручивается комикс "Маша и Медведь". "Брэнд формируется не только самим мультфильмом, но и теми товарами, где он используется",- говорит Дмитрий. 

Шампунь в необычной упаковке придумали в компании "Альфа-студио". Три года назад этот крупный дистрибутор бытовой химии и косметики решил заняться аутсорсинговым производством. Создавать собственный брэнд с нуля было рискованно, так что компания выбрала "Машу и Медведя". "Мы относимся к этому брэнду как к своему собственному",- говорит директор по развитию продуктов "Альфа-студио" Юлия Беседина. По ее словам, в прошлом году удалось продать 2,5 млн штук из косметической линии "Маша и Медведь". Средняя розничная цена одного флакона - 89 руб. Для нишевого продукта, предназначенного для девочек двух-пяти лет, такие продажи - очень хороший результат. 

"Анимаккорд" работает с производителями через профессионального посредника - датское лицензионное агентство Kidz Entertainment. Оно настояло на том, чтобы "Анимаккорд" сделал ставку на эксклюзивные контракты и крупных производителей. 

У правообладателя популярного мультфильма два пути работы с лицензиями - продавать право на использование брэнда всем производителям либо выделить пул лучших и отдать им эксклюзивные права в рамках какой-нибудь товарной категории. Ведь крупные производители не будут работать с чужим брэндом, если его выпускает небольшой и локальный конкурент. 

В 2010-2011 годах Ловейко начал сотрудничать с такими клиентами, как Ferrero, Metro, Chupa Chups, Orkla и другими корпорациями. "Герои мультсериала "Маша и Медведь" стали первыми и пока единственными российскими персонажами в коллекции игрушек "Kinder Сюрприз"",- говорит PR-директор Ferrero Russia Марина Татарская. 

Раньше Ferrero работала только с Disney-Pixar, DreamWorks, Warner Bros. Всего у "Анимаккорда" более 70 лицензиатов, которые выпускают свыше 2,5 тыс. наименований товаров. У "Смешариков" 60 партнеров. Выйти на операционную прибыль Ловейко удалось за два с половиной года, а вернуть инвестиции - за пять лет. 

Расти еще есть куда. В России продукция, выпущенная по лицензиям, занимает около 20% детского рынка. По данным ассоциации LIMA, в Европе популярные мультипликационные герои используются для продвижения 40% детских товаров, в США - более 60%. 

Но вот проблема: в России пираты встречаются не только в интернете, но и среди производителей. 

Все-таки война

Начиная с 2011 года "Анимаккорд" столкнулся с валом контрафактной продукции. Небольшие производители из Китая, России и Белоруссии выпускают игрушки, магниты, продукты питания и другие товары под брэндом "Маша и Медведь", не выплачивая "Анимаккорду" роялти. Если китайская продукция еще отслеживается на таможне, то российскую и белорусскую можно найти уже только на полках магазинов. 

В Рунете Ловейко проводит либеральную политику в отношениях с пиратами, а в офлайне объявил им войну. Сейчас в судах находятся более 300 исков к контрафактным производителям товаров, использующим образы "Маша и Медведь". Еще около 2 тыс. исков "Анимаккорд" собирается подать в течение 2013 года. Для этого Ловейко нанял юридическую компанию "Эдельвейс", свыше 50 сотрудников которой отслеживают розницу в более чем 20 российских регионах. Эта борьба напоминает войну с ветряными мельницами: стоит оштрафовать одного производителя, как на его место приходят несколько новых. Штрафы для небольшого магазина достигают 50 тыс. руб., для сетевой розницы - в разы выше. 

Понимая, что популярный брэнд все равно будут подделывать, Ловейко пытается больше зарабатывать на контенте, расширять аудиторию брэнда и привлекать новых производителей. 

До сих пор новые серии "Маши и Медведя" часто появляются сначала в интернете, а лишь затем на телевидении и DVD. "У нас выходит два DVD по шесть серий в год, но мы не можем ждать полгода и не показывать новые серии: надо постоянно поддерживать интерес к проекту",- говорит Ловейко. Однако в прошлом году политика "Анимаккорда" стала менее дружелюбной по отношению к интернет-пиратам. Студия создала собственный b2c-сайт (раньше был только b2b), куда старается уводить аудиторию с нелегальных каналов. Например, на пиратских сайтах остается только ссылка, а пользователь, начав просмотр, попадает на канал "Анимаккорда" на YouTube. 

Одновременно в прошлом году "Анимаккорд" запустил spin-off - "Машины сказки", более "детскую" версию мультфильма, где Маша не балуется, а читает сказки куклам и делает нравоучительные выводы. "Мы хотим показать нелояльной аудитории: ребята, вы не правы! Маша на самом деле не плохая девочка, она лидер по характеру",- рассуждает Ловейко. 

Отдельные серии "Машиных сказок" уже набрали 15 млн просмотров на YouTube. Причем в производстве эти мультфильмы в два-три раза дешевле основного сериала, поскольку совмещают 3D- и двухмерную графику. 

Другая перспективная аудитория - иностранцы. Затраты на перевод невелики: если персонажи "Смешариков" и "Лунтика" много общаются, то в сериале Кузовкова действие построено на клоунаде. К 2013 году "Анимаккорд", наконец-то, набрал 30 серий, а этот пакет уже способен заинтересовать западных телевизионщиков. 

Недавно "Машу и Медведя" начали показывать телеканалы в 22 странах мира, включая США, Южную Корею и Италию. Западные каналы, как и российские, мало платят за права на показ. Однако следующий шаг - контракты с производителями в развитых странах, где пиратство не приобрело такой масштаб, как в России.

09.04.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Новости

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Дом Мельникова. Шедевр авангарда, дом-мастерская, архитектурный музей

Дом Мельникова. Шедевр авангарда, дом-мастерская, архитектурный музей
Дом Мельникова. Шедевр авангарда, дом-мастерская, архитектурный музей. Дом, спроектированный архитектором Константином Мельниковым для своей семьи в Москве в 1927 – 29 годах, стал иконой архитектурного авангарда. Он был построен как экспериментальный цилиндрический дом по системе, которую архитектор предлагал применять в массовом строительстве. Оригинальная планировка, элегантное пространственное решение и инженерные находки сделали его всемирно известным. По словам самого автора, суть дома в «равномерности напряжений, света, воздуха и тепла».

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.03.2025 - 03:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация