Новости

Минздрав отказал супермаркетам в свободной продаже лекарств

Минздрав отказал супермаркетам в свободной продаже лекарств

В ноябре министр Вероника Скворцова публично поддерживала идею свободной продажи безрецептурных препаратов силами ритейлеров.

Минздрав России выступил против свободной продажи безрецептурных препаратов в торговых сетях. По мнению замминистра Игоря Каграманяна, магазины не смогут обеспечить качество медикаментов, а конкуренция с обычными ритейлерами подорвет бизнес аптечных сетей. Такие выводы содержатся в письме Каграманяна сенатору Сергею Лисовскому, которое оказалось в распоряжении «Известий».

В октябре прошлого года на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова Минздраву вместе с другими ведомствами поручили подготовить доклад о возможности продажи в торговых сетях лекарств, которые распространяются без рецепта. В ноябре глава министерства Вероника Скворцова заявила, что ее ведомство не видит противопоказаний для реализации этой идеи.

В декабре первый зампредседателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский попросил социального вице-премьера Ольгу Голодец взять этот вопрос под свой контроль. Извечный оппонент торговых сетей Лисовский написал вице-премьеру, что продажа лекарств в магазинах не решит проблему их доступности в сельской местности. Ведь по российским законам для торговли фармпрепаратами требуется соблюдать квалификационные требования к персоналу (наличие профессионального фармацевтического образования, стажа работы по этой специальности и т.п.).

Минздрав поддержал позицию Лисовского решить проблему в рамках действующего законодательства. Сегодня практически в каждом супермаркете есть аптечный киоск, отмечает замминистра Игорь Каграманян. По его мнению, торговля без лицензий увеличит долю брака и фальсификата на рынке лекарств. Качество препаратов в аптеке, с позиции Минздрава, гарантируют уполномоченные по качеству из числа руководства, а в торговых сетях таких сотрудников нет. 

На безрецептурные препараты приходится около 70% оборота фармрозницы. Поэтому, считает замминистра, в случае реализации идеи многие аптеки закроются, не выдержав конкуренции с магазинами. В итоге снизится доступность лекарств в целом. 

Первыми, по расчетам Минздрава, пострадают несетевые социально ориентированные аптеки: сегодня их рентабельность - не более 1-2% (всех аптек в среднем - не более 5-6%). 

Нынешнюю позицию Минздрава поддерживают и аптечники. По словам исполнительного директора Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьевой, многие из них не вынесут конкуренции с магазинами.

- Я категорически против этой инициативы. Такая система может работать в Европе и США: в их безрецептурный перечень входит не больше десятка препаратов, наш - гораздо шире. Это основной доход аптек, за счет этих средств обеспечивается возможность льготного отпуска лекарств. Если такое решение будет принято, в стране некому будет обеспечивать население льготными лекарствами, - считает она.

Игнатьева уверена: в России опасно экспериментировать с иностранным опытом в части свободной продажи лекарств. 

- Американские пациенты заинтересованы покупать только выписанные врачом препараты - лечение рекомендованными средствами обеспечивается за счет медицинской страховки. Других лекарств американцы не приобретают, так как в случае чего это не будет страховым случаем. У российских пациентов другая тактика: они лечатся хаотично. Задача государства сейчас - заставить населения обращаться к врачу, а не делать лекарства доступнее, они и так доступны, - утверждает эксперт.

В РААС считают, что что инициативу по безлицензионной продаже безрецептурных лекарств продвигает лобби торговых сетей. После ограничений на продажу табака и алкоголя в ритейле компании ищут новые товары для восстановления утраченных доходов.

По мнению управляющего партнера сетей «ГастрономчикЪ», «Продэко» и «Марка» Дмитрия Потапенко, ритейл может свободно обойтись без лекарств.

- О ком заботится государство: об аптеках или о потребителях? Потребителю нет разницы, покупать лекарство в аптеке или в розничной сети. Во всех странах мира лекарства могут продаваться на заправках, а у нас нельзя. О какой свободной конкуренции здесь может идти речь? - возмущается он.

Потапенко считает опасения Минздрава в отношении контроля качества необоснованными. 

- В аптечных сетях есть контролеры, которые следят за качеством, а в торговых их нет? Это не аргумент. Можно поставить уполномоченного по качеству в сетях ритейла, - говорит он.

Если в обычных торговых сетях начнут без лицензии продавать безрецептурные лекарства, аптек в традиционном понимании в России не останется, считает руководитель отдела аналитического агентства «Фармэксперт» Николай Беспалов. 

- Аптеки, конечно же, не погибнут. Чтобы выжить, они пойдут по британскому пути. Там в их ассортимент входит огромное количество нелекарственных средств, - рассказывает Беспалов. - Никто не мешает аптекам в России получить лицензию на розничную торговлю, снять большую площадь и на ней продавать бытовую химию или продукты питания. 

Коллапса ожидать не стоит еще и потому, что в розничных сетях будет отпускаться ограниченный ассортимент препаратов. Кроме того, под лекарственный отдел должна быть выделена отдельная площадь и поставлен консультант.

- Соответствовать таким условиям в России могут только несколько сотен супермаркетов. Аптечных точек в России порядка 65 тыс. Никакой конкуренции в этой ситуации супермаркеты им составить не могут, - говорит Беспалов. 

Однако с ростом конкуренции аптеки будут вынуждены компенсировать отнятый объем продукции и поднимут цены, считает эксперт. Что касается опасности наводнения рынка фальсификатом, мнение Беспалова однозначно: крупным магазинам невыгодно продавать брак и фальсификат, поэтому контроль за качеством всё равно будет. 

Сейчас, по оценке Росздравнадзора, на подделки в России приходится 0,1-0,2% рынка лекарств.

26.03.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.11.2024 - 18:53
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация