На самом деле тотальная слежка - благо для пользователей
Дейв Голдберг - интернет-предприниматель с до-доткомовской биографией. В 1990-е он основал компанию Launch Media и стал одним из пионеров в индустрии музыкального интернет-контента.
После продажи компании интернет-гиганту Yahoo! Голдберг стал руководителем музыкального подразделения Yahoo! - Yahoo! Music. Сегодня он возглавляет компанию Survey Monkey - поставщика программных решений для маркетинговых исследований, потребительских опросов и анкет. Одновременно Голдберг является членом совета директоров Ancestry.com - многомиллиардного бизнеса в сфере генеалогии. Ну а больше всего Дейв известен в американской интернет-тусовке как муж Шерил Голдберг - "железной женщины" Кремниевой долины, операционного директора Facebook. Компанию, бизнесом которой управляет Шерил, основатель GNU-Linux Ричард Столлман как-то назвал "гигантской машиной для слежки за пользователями". Но, как выяснил СФ, Дейв считает, что слежка принесет благо пользователям и даже создаст новый рынок - рынок приватности.
Специалистов по анализу больших объемов данных считают своего рода волшебниками. Математик Натан Игл, отслеживая перемещение людей по их мобильникам, смог предсказать следующий шаг человека с вероятностью 70%. Вы тоже владеете подобными магическими способностями?
Наш основной сервис - это маркетинговые опросы по заказу компаний. Здесь все прямо и просто: человек сам отвечает на вопрос, какой сорт пива он пьет или как добирается до работы. Поэтому в каком-то смысле у нас нет необходимости строить такие сложные предсказательные модели, как у Игла. К тому же все наши опросы проводятся по заказу конкретного клиента, и они не всегда готовы делиться с кем-то результатами. Поэтому, если даже человек ответил на вопрос, какой сорт кофе он пьет, мы не можем автоматически передать эту информацию, например, производителю мобильных телефонов. Правда, сейчас мы работаем над сервисами, когда наши клиенты смогут (в обмен на готовность делиться с другими результатами своих исследований) и сами получать дополнительную информацию. Но пока до построения "моделей человека" нам далеко.
В чем заключается "революция больших данных", о которой сейчас говорят, если, по сути, реально работающих предсказательных моделей для, например, поведения человека не так много?
Для меня главное - не остроумные предсказания и корреляции, а новый подход к данным. Посмотрите, как раньше обрабатывали любые сведения, например, результаты тех же опросов. Чаще всего использовали простой инструментарий, вплоть до обычных экселевских таблиц. Конечному потребителю - заказчику опросов это казалось вполне достаточным. Но так вы не можете свободно обращаться с ними, делая собственные выборки и устанавливая собственные корреляции. Сегодня основное преимущество новых программных продуктов в том, что вы, даже не будучи профессиональным аналитиком, можете "играть" с ними, как вам удобно. Может быть, вам и не нужен какой-то волшебный специалист по большим данным. Именно эта отрасль решений для бизнес-аналитики, позволяющих визуализировать накопленные компаниями сведения, и переживает сегодня настоящий бум.
Survey Monkey собирает данные о привычках людей, Facebook - об их интернет-поведении, Ancestry.com - крупнейшая база генеалогических историй. Нас не должно смущать, что гигантское количество персональных данных сосредоточено в руках одной семьи?
Все эти данные, разумеется, не собраны в одном месте и не выстроены в единую систему, поэтому говорить о каком-то страшном сговоре интернет-компаний не стоит. Но кроме того, я не согласен с тем, что многие изображают сбор данных о людях как тотальную слежку, якобы угрожающую их свободе и безопасности. На самом деле, эта так называемая тотальная слежка - благо для пользователей. Сегодня вы идете по улице - и видите какой-то абсолютно ненужный и неинтересный вам рекламный билборд. Или смотрите по телевидению рекламу товара для подростков, хотя на самом деле вы - отец двух детей, и все ваши мысли заняты ими. В будущем все эти информационные каналы могут быть заточены под вас. Телевизионная реклама и даже рекламные сообщения на улице могут "узнавать" вас и предлагать именно те сообщения, которые вам интересны и важны. Как они будут это делать - при помощи каких устройств - не так существенно. Важно, что уже сегодня это в принципе возможно. Весь контент рекламных и нерекламных каналов информации, даже уличных вывесок, размещенных на цифровых экранах, может быть адаптирован под конкретного человека. Причем гораздо эффективнее, чем это делается сейчас в интернете. Реклама не будет восприниматься как досадная помеха, но станет полезной подсказкой или "добавкой" к интересной для пользователя информации.
Проблема, как мне кажется, в том, что всю эту информацию о людях собирают, не спрашивая у них.
Это действительно проблема. В будущем люди смогут гораздо в большей степени контролировать, какую информацию о себе они предоставляют миру, а какую - нет. Чем больше вы даете, тем больше получаете. Это будет своего рода рынок приватности. Кто-то наверняка выберет полную замкнутость и не получит никаких дополнительных сервисов. Но большинство людей, я уверен, решат "поделиться" личными данными. Ведь то, что они получат взамен, уменьшит информационный шум, наполняющий нашу жизнь. Чем больше о вас известно, тем более умело организуется ваша жизнь. Уже сегодня мы воспринимаем подсказки на сайте amazon.com не как вмешательство в частную жизнь, а как полезный совет. И в будущем все больше людей станут рассуждать именно таким образом.
05.02.2013
Комментарии
Написать комментарий