Профессия – рекламный фотограф
Мы ежедневно сталкиваемся с вопросами развития брендов, узнаем последние изменения на рынке наружной рекламы, видим на витринах постеры, иногда берем со стендов бесплатные открытки… Мы так много говорим о рекламе, и так мало о тех, кто делает значительную ее часть – рекламных фотографах.
Иногда это замыкающие звенья цепи клиент-агенство-дизайнер-фотограф, иногда самостоятельные разработчики идеи.
Рекламные фотографы в России – пришедшие из разных отраслей деятельности, такие разные люди.
Из истории фотографии
Фотография появилась около 150 лет назад. Первые пятьдесят лет это была очень трудоемкая, дорогая, сложная и не очень распространенная операция, распространенная среди богатых чудаков и фанатиков. И только в начале 20-го века это стало более-менее распространенным, но все еще дорогим явлением,.
Кто были первые фотографы? Художники. И любой из фотографов скажет Вам, что законы света, композиции, всю художественную составляющую уже до них изобрели художники. До сих пор человек, понимающий законы композиции, знающий историю искусств, архитектуры значительно лучше строит изображение, при условии знания технической части фотографии. Человек же, который имеет техническое образование, уступает гуманитарию. Для первых же фотографов-художников фотография была неким дополнительным инструментом. Как происходил процесс создания фото? На обычную художественную бумагу художник-фотограф наносил светочувствительный слой и на ней печатал фотографию. Это был совершенно фантастический процесс, результатом которого были изумительные вещи, получить которые другим способом просто невозможно.
Во всем мире фотография бурно развивалась. России же все время что-то мешало. Сначала помешала одна война, потом революция, неразбериха в стране, стройки коммунизма, другая война, а после войны опять было не до того.
Я в фотографы хочу – пусть меня научат!
В России целый век не было школы фотографии. Ни института, ни другого учебного заведения. Навыки фотографии передавались от мастера к ученикам, без учебных учреждений.
В конце 60-х при Министерстве бытового обслуживания был образован техникум, который учил фотолаборантов. Т.е. людей, которые снимают на пропуск, паспорт, различные документы и справки.
В России тех лет не было даже такой специальности - фотограф! Были журналист, фотокорреспондент, фотолаборант. Московский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии готовил фотографов-топографов. Но не художественных фотографов. А ведь на Западе даже разграничили профессии: Photographer (фотограф) и Photo Artist (фотохудожник).
Большинство книг по фотографии в библиотеках датируются 70-80-ми годами. Очевидно, что от прогресса они несколько отстали.
Когда-то в нашей стране было множество фотолюбителей. Подавляющее большинство фотографов начинали именно с этого: в кружках, пионерских лагерях многие мальчишки учились фотографии. Они умели делать художественную фотографию, приобретали теоретические и практические знания по оптике, фотоаппаратуре, лабораторной технике, работе с фактурой и светом, фотокомпозиции, экспонометрии, цветоведению и цветовоспроизведению, методам получения и обработки информации и т.д. Именно из них, в основном, и вышли нынешние фотографы – профессионалы.
Коммерческое фото
История рекламной фотографии в России очень коротка. В широком понимании, она насчитывает лет десять-пятнадцать.
Что мы называем коммерческой фотографией? Это реклама, исполнение некого заказа, создание четко заданного образа.
Коммерческая фотография это целая система, а не один фотограф. Здесь и ассистент, и визажист, и техники - целая команда. Для того, чтобы сделать дорогую постановочную съемку, привлекается очень большое количество людей. И получается, что эта раскрученная машина набирает ход и остановиться и сделать что-то некоммерческое уже просто нереально… Хотя нередки случаи, когда коммерческий фотограф творит для души. Но когда заходит речь о выставке, показать нечего, потому что большинство из того, что снимал фотограф, ему не принадлежит.
Есть, к счастью, исключения. Ги Бурдэн, который был крупнейшим рекламным фотографом, является также одним из лучших фотомастеров ХХ века, и его произведения оказали очень сильное влияние на художников этой эпохи.
Ги Бурден, "Красная шляпа"
Для календаря "Кодак"
Реклама обуви
Рекламные фотографии Кертеша вошли в историю фотографии и даже искусства ХХ века. То же самое для некоторых фотографий Блюменфельда или Ирвинга Пенна, которые изначально были журнальными заказами, а затем вошли в каноны истории фотографии.
Ирвинг Пенн, "Женщина во дворце" | "Ангел ада" |
"Послеобеденные игры"
Во многих странах фотография поддерживается на государственном уровне. Национальный центр фотографии Франции финансируется из национального бюджета, Европейский Дом фотографии финансируется мэрией Парижа. Значительные государственные фотоколлекции существуют в Национальных музеях современного искусства, Национальных фондах современного искусства.
О том, как обстоят дела с рекламной фотографией в России, о фотографах и их работах читайте в рубрике "рекламные фотографы".
Advertology.Ru
18.02.2005
Комментарии