Интервью

TYPOMANIA.Тагир Сафаев: в шрифте, также как в языке, ничто случайно не происходит

 TYPOMANIA.Тагир Сафаев: в шрифте, также как в языке, ничто случайно не происходит

О новом фестивале Typomania и нынешнем восприятии шрифта - наша беседа с членом жюри, художником и дизайнером шрифта Тагиром Сафаевым.

В конкурсе 5 номинаций, но когда смотришь ролики, кажется, что все вписываются во все или ничего никуда не вписывается. Как чувствовало себя жюри?

Следование этим номинациям не было сильной стороной процесса. Фестиваль такого рода как Typomania у нас впервые. Название для русского уха интригующее, очень емкое, там многое, что можно заподозрить и вообразить. Ведь шрифт для России все еще остается явлением новым, и какой-либо иерархии и порядка еще не сложилось. Последующие конкурсы, наверное, будут организационно уточняться, в том числе и с точки зрения номинаций. Процедура, видимо, будет более целесообразной и профессиональной. Но опять-таки насколько жесткими должны быть критерии, ведь если в номинациях будут часто встречаться слова: «наборный шрифт», «акциденция», «юникодная таблица» - это явно сузит количество участников и охладит пыл желающих. Об этом много говорилось в момент оценки работ.

Две номинации, помнится, звучали Sans vs serif  и «Привет, Бодони!» (к 214-летию шрифта)

Так, всё же, сформулировано для широкой публики. Российская публика в этом смысле сильно отличается от не российской. За рубежом конкурсы шрифта нескончаемо шли весь ХХ век, а с появлением компьютера, начался просто бум! В советское время и у нас, конечно, были конкурсы, но это было о другом. Конкурсы в России «нового времени» начались, также с появлением компьютера, правда, спустя несколько лет -  1991-93 гг.

Может быть, организаторы, изучив зарубежные фестивали, выбрали наиболее популярный вариант? Или сухой формат узкоспециализированных конкурсов уже не отвечает нынешнему времени?

Это стоит спросить у организаторов. Я думаю, все складывалось не как конкурс, а именно как фестиваль, что правильно. Да и недаром говорят, что механическое перетаскивание зарубежного опыта - до добра не доводит. И формулировать цели и задачи в нашем пространстве, учитывая, что здесь происходит с людьми - вещь непростая. Главное, чтобы не было упрощения - шрифт - не шрифт; с засечками - без засечек, надо смотреть шире. Творчество - вещь бездонная и очень емкая, и где все это будет начинаться, и чем заканчиваться, сказать трудно...

Интересно, что большинство саундтреков - электроника. Это буква диктует такую техногенную реакцию, как вы думаете? 

Ну, перед нами всего лишь часть шрифтового дизайна... Фестиваль первый, а первый блин не всегда получается заявленной формы. И еще: сам по себе шрифт - это ведь не просто форма знаков. Это часть языка, а язык - богатейший инструмент культуры! В одном из роликов буквы выражены пластикой человеческого тела. А ведь вспомните, алфавит начинался с пиктограмм, с изображений людей и животных! И вот все как бы возвращается и продолжается!

У вас есть любимый ролик?

Нет, я ведь работаю в профессии, в ремесле, и каждая  работа представляет для меня интерес и в информационном смысле, и в творческом. Любишь - не любишь! Ведь сила любви у каждого своя, только всякий раз, на разный лад это случается.

Фестиваль Typomania 2012

Фестиваль шрифтового видео - послание сразу во множество пространств: кино, анимации, инсталляции, скульптуры, архитектуры, книжного и плакатного дизайна... Как, на ваш взгляд, будет меняться лицо шрифтового дизайна в России? Какие надежды можно возложить на «Типоманию»?

Помните Павла Чистякова, который преподавал в Академии Художеств?  Вся Россия знала, что где-то в Питере есть передвижники - Репин, Серов, Саврасов... Есть Третьяков, который покупает великие картины. И есть Чистяков, который учит делать такие картины. Передвижничество заняло полвека, стало легендой и о нем знали все, безо всякого интернета.

То же самое происходит сейчас с дизайном: я думаю, такие конкурсы заметно активизируют регионы, и программа фестиваля, я надеюсь, будет более насыщенной. Для этого нужно сейчас определиться с периодичностью - ежегодной или двухгодичной, можно и раз в полгода - это жизнеутверждающая вещь, «Типомания»!

Профессиональные шрифтовые конкурсы, делать ежегодными - не целесообразно - просто участники не будут успевать делать качественные работы. На «Типомании» - анимация, титры, леттеринг, это более широкое, народное творчество. И дорога у фестиваля будет, мне кажется, тоже внушительная.

И по ней можно будет «вырулить» из нынешнего шрифтового леса? Повысить уровень типографического дизайна в стране? Вписать шрифт в культуру так, как полагается?

«Уровень» - емкое понятие. Чтобы его изменить, повысить - нужен серьезный государственный ресурс. Ведь заметьте, тот алфавит, трехсотлетие которого мы сегодня   празднуем,  создан и всячески поддержан реформой Петра Великого. Одно народное творчество само собой ничего не изменит. Если будет поддержка государства, народ это сразу почувствует, и движение будет более сильным и результативным.

Помнится, у Петра был хоть и не дизайнерский, но все же, закон «о регистрации дураков»...

Петровская реформа до сих пор работает! Такую вещь ни один правитель, ни за какие века сделать не смог! Все это медленно намывалось-формировалось, а Петр «развернул». В России, заметьте, не в Швейцарии, где все прописано и все выполняется... У нас вообще мало, что сохраняется, все, как в песок, уходит, а вот реформа кириллицы выжила.

Мне кажется, Петр лишь организовал и подписал реформу, а работало над ней множество людей - ученые, филологи, писари; русские и иностранные, все вместе, жаль, что имена их остались неизвестными. Очевидно, реформа начиналась с Симеона Полоцкого, учредившего Славяно-Греко-Латинскую академию, куда привезли сотни книг и приехали учителя из разных стран. Это было высшее образование по европейским меркам! Студенты, первая же сотня,  видели и могли сравнить в одном учебном заведении книги на кириллице, латинице, греческом. Такое сравнение, видимо, и подготовило «новое видение» кириллицы.

Вы думаете, стоит ввести что-то подобное в художественных вузах?

Если это все поставить на серьезный, государственный уровень, то можно было бы шире сделать языковые курсы, шире курсы письменности, шрифта. Образование - это прежде всего язык, а визуальная сторона языка - это шрифт. Вот нам в детстве не преподавали риторику, это считалось краснобайством. Первые учебники риторики появились после перестройки, оказалось, что там не только одно «краснобайство», но и логика! Поэтому чем больше я занимаюсь буквами, тем больше я занимаюсь языком.

Мастерская Тагира Сафаева. Фрагменты инсталляции на фестивальной площадке.
Мастерская Тагира Сафаева. Фрагмент инсталляции
Мастерская Тагира Сафаева. Фрагмент инсталляции
Мастерская Тагира Сафаева. Фрагмент инсталляции

То есть, благородство шрифта - не главное. Это как раз и показывает мультимедийный формат «Типомании»...

Здесь «благородство» кажется чем-то эфемерным, важна не красота буквы, а то, как она выполняет функцию языка. Дело в том, что древнерусский язык был немного другим по структуре. Поэтому хорошо было бы знать старославянский - это одновременно история кириллицы. А у нас только на филологических факультетах старославянский преподают и то факультативно, что крайне мало!

А были среди трехминутных роликов попытки какого-то глубокого, содержательного высказывания?

Случайно, конечно, можно напасть на что-то значимое, но будет ли это осознанным. В шрифте, также как в языке, ничто случайно не происходит.

Однако, у «Типомании» и задачи такой нет. Это на более высоких уровнях происходит. И как оно отзовется у людей, не всегда понятно. Если мы пишем слово - «typomania» - все ясно, раз, два - готово! А вот если ставить более сложные задачи, сразу количество работ сократится.

«Шинель» Норштейна...

Да... Вы помните, был конкурс дизайна рубля? 600 участников - тут вам и серп с молотом, и портреты президента, и кресты - сгусток не мудрости, а ... «креатива». Это нельзя вместить ни в какие критерии, разбить по номинациям и так далее. И нельзя назвать культурой.

Значит главная цель фестиваля - промо: привлечь внимание к шрифту и типографике?

Да, да, да, и чем больше внимания будет уделено кириллической письменности, тем лучше! Ведь русский язык - один из самых мощных и сложных мировых языков!

Тагир Сафаев: «В языке, тем более, в шрифте ничего случайно не происходит»

На котором то и дело ругают кириллицу ...

Это другой вопрос. Я сейчас готовлю курс лекций, чтобы прояснить как раз этот момент: как так случилось, что язык мощный, а шрифт - кириллица - не очень..., скажем, парадоксален. Это серьезная вещь. Я хочу привлечь филологов, потому что филологи не знают дизайнеров, а дизайнеры не знают филологов. Хотя филологи самодостаточны, они очень могли бы помочь дизайнерам разобраться в кириллице со стороны языка, если бы сами вникли в проблемы кириллицы.

И как же тут быть?

Надо понимать, что такое русский язык и как кириллица отражает этот язык. Как она возникла. Вот финны относительно недавно приняли латиницу и сейчас тексты на финском выглядят довольно странно, но с этим они ничего поделать не могут, потому что нет глубокой традиции письма. Кириллица родилась значительно позже латиницы, в связи с христианизацией Руси, которая пошла из Византии, а не из Рима. Поэтому кириллица как шрифт, как визуальная составляющая языка стала как бы противопоставлением латинице.

То есть, мы имеем дело не с национальным шрифтом, а с антилатиницей?

Вроде того. Латиница создавалась тысячелетиями, и не как национальный шрифт, не как шрифт одного языка, а как общеевропейский инструмент. Вся Европа трудилась над этим алфавитом, и в основном, это были каллиграфы, писцы - художники, одним словом!

У кириллицы совершенна другая история, и то, что в составе кириллицы много латинских букв, вводит в ступор наших дизайнеров - вроде, почти те же буквы, а типографики «изящной как у них» не получается.

Если это все понять, то проблема кириллического шрифта станет еще более актуальной, а стало быть, появится возможность, приблизить естественное решение! Ведь это живописцу никто не нужен, у него рефлексия на мир, а шрифт - продукт коллективной культуры.

Тагир Сафаев: «В языке, тем более, в шрифте ничего случайно не происходит»

Спрашивала Юлия Квасок
Advertology.Ru

20.06.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.01.2025 - 19:29
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация