Школа рекламиста

Для чего вам не нужен PR и какие цели вы можете достигнуть с помощью СМИ

Для чего вам не нужен PR и какие цели вы можете достигнуть с помощью СМИ

Многие российские бизнесмены и менеджеры ограничены ложным представлением о том, работу какого рода осуществляют журналисты. Я был свидетелем различных требований и пожеланий к журналистам.

Так, один акционер консалтинговой компании хотел, чтобы его комментарии выходили в определенной газете каждые три дня и обязательно рядом с комментариями ближайшего конкурента, но чтобы его комментарий был в два раза объемнее. В другом случае, адвокат, сославшись на то, что не находит в журналистской среде понимания, попросил, чтобы все статьи, где будет упоминаться его фирма, за журналистов писал он сам.

Порой людям, которые каждый день нанимают и увольняют сотрудников, ставят задачи и требуют результатов, сложно понять, что взаимодействие с журналистами не может строиться по принципу «я сказал - выполняй». Истории про толпы продажных журналистов, которые хоть про домашних животных заказчика будут писать за деньги, давно в прошлом. Таких людей, по большей части, вымывает из журналистики.

Для чего вам не нужен PR и какие цели вы можете достигнуть с помощью СМИ

В фильме 2007-го года «Майкл Клейтон» (MichaelClayton) есть момент, когда героиня Эми Харгривз, обозреватель Wall Street Journal в полночь звонит герою Сидни Поллака (его в этом фильме зовут Марти Батч), главе крупной юридической фирмы. Она задает вопрос, правда ли, что они в авральном режиме пытаются вырулить кризисную ситуацию клиента:«я знаю, что вы закрываете дело и сейчас 600 ваших юристов готовят мировое соглашение». На что Марти Батч, находясь в зале совещаний, полном усердно работающих кризисных менеджеров и юристов, ей бодро отвечает: «А я знаю, что 20 минут назад вы должны были сдать статью, а сейчас страхуетесь, чтобы потом не писать опровержение. Желаю удачи». Результат, который можно получить от взаимодействия со СМИ, получается в итоге интеллектуальной схватки или сотрудничества ньюсмейкера и журналиста. Такие взаимоотношения строятся только на взаимном интересе и уважении. Неправильно воспринимать журналистов как рычаг исполнения собственных желаний.

Влияют ли взаимоотношения со СМИ на рост бизнеса

Этот вопрос острее всего волнует акционеров и менеджеров. Можно ответить однозначно: безусловно, влияют. Но достижение ощутимых результатов возможно только через специально проводимую PR-стратегию в этой области.

Конечно же, существуют компании, чей успех в бизнесе никак не зависит от СМИ. В России таких компаний особенно много. Некоторые из них даже специально нанимают PR-консультантов, чтобы те позаботились об отсутствии публичной информации об их бизнесе. Также уповать, что цитируемость в СМИ, неподкрепленная другими действиями, будет обеспечивать клиентский поток, просто неразумно.

Средства массовой информации могут быть хорошим инструментом для стимулирования роста бизнеса. PR-стратегия, направленная на достижение такой цели, должна предполагать следующие вещи:

1. Сотрудничество по ограниченному кругу тем. Наиболее частая форма взаимодействия со СМИ - запрос экспертных комментариев. В выборе темы журналисты не часто подстраиваются под конкретных спикеров. Так,  если они знают, что спикер, допустим, - хороший юрист в области налогообложения, они могут обращаться к нему по темам про налоги, но не имеющие прямого отношения к работе этого юриста. Например, специфика налогов на фрахт. Чтобы избежать некомпетентных комментариев, PR-отдел каждой компании должен предусмотреть две вещи.

Во-первых, составить и четко прописать список тем для взаимодействия со СМИ. Этот список должен включать темы, в которых эксперты компании разбираются превосходно. Работают над ними каждый день. Естественно, такой список должен оказаться в распоряжении каждого журналиста, с которым компания сотрудничает. Не делайте очень длинный список тем - длинные списки, порой, оказываются непрочитанными.

Во-вторых, журналистам отказывать неприятно, поэтому нужно определить компромисс, на который готова пойти компания в отступлении от своего списка основных тем. Для этого полезно составить второй - «серый» - список. Не обязательно показывать его журналистам, но с ним должны быть ознакомлены все сотрудники компании, которые выступают в СМИ.

Для чего вам не нужен PR и какие цели вы можете достигнуть с помощью СМИ

Цитируемость компании по «серому» списку тем не должна превышать 25% от общего числа публикаций. Если такое происходит, то либо журналисты не разбираются, что это за компания, либо вы работаете с журналистами, которые занимаются не профильной для вас тематикой. Если же журналист обращается по темам, в которых эксперты фирмы вообще не разбираются и они не имеет отношение к профилю компании, стоит порекомендовать журналисту хорошего спикера из другой фирмы.

Цитируемость по определенному кругу тем создает устойчивое понимание компетенции компании для ее потенциальных клиентов и партнеров.

2. Подача информационных поводов. Наличие собственных поводов для новостей всегда перемещает компанию из ряда заурядных в ряды компаний, на которые обращают внимание. Вашу компанию должны узнавать, с ней должны быть связаны определенные ассоциации. Создание собственных информационных поводов - лучший путь для этого.

Поставьте задачу генерировать не менее определенного количества информационных поводов для СМИ. Определите круг тем этих информационных поводов и список журналистов из пула компании, которым это будет интересно.

Темы ваших пресс-релизов должны соответствовать освещению тех компетенций компаний, о которых вы хотели бы рассказать клиентам и партнерам. Здесь важно сделать предостережение - не увлекайтесь созданием пресс-релизов ради самого процесса или отчета. Крайне важно, чтобы (!) всегда под вашими словами было основание - интересная для целевых групп компании информация.

Для чего вам не нужен PR и какие цели вы можете достигнуть с помощью СМИ

Есть компании, которые слишком увлеклись созданием пресс-релизов из серии «наш босс кушает арбуз», «мы не согласны с США по вопросам ПРО» и «наши сотрудники поехали на корпоратив в клуб». Пресс-релизы от таких компаний большинство журналистов уже не и не получают - она автоматически перенаправляются в СПАМ. Знайте ваши темы. Придерживайтесь их.

3. Работа с отраслевыми, специализированными, СМИ. Есть определенное количество журналов и специализированных сайтов, публикации в которых подтверждают компетенцию автора в определенной области. Там публикуются преимущественно экспертные, а не редакционные статьи. Такие журналы читаются участниками рынка, потенциальными клиентами и партнерами. Для построения работы с такими изданиями нужно сделать следующие вещи:

Во-первых, составить перечень интересующих вас изданий. Есть много способов понять, какие издания для вас могут быть приоритетны: прочитать их, посмотреть тиражи и распространение, обратить внимание на круг компаний, которые там публикуются. На мой взгляд, наилучший путь выбрать отраслевые издания для сотрудничества - спросить у клиентов, что они читают.

Во-вторых, вникнуть в их редакционные планы. Как правило, редакционные планы готовятся на год с выделением небольшого пустого пространства для маневра, которое потом заполняется очень быстро. При построении хороших отношений, редакторы поделятся с вами информацией. Про возникновении доверия - могут попросить ваше экспертное мнение относительно выбранных ими тем. Стройте отношения.

В-третьих, предложить темы, распределить обязанности по написанию между экспертами и проконтролировать соблюдение дедлайнов. Поймите, какие темы будут интересны для редакторов, что они не предусмотрели и предложите им это. Самое сложное в вопросах создания таких материалов - соблюдение графиков создания материалов. На написание экспертной статьи в 20 тыс. символов требуется значительно больше времени и подготовки, чем на  подготовку комментария в завтрашний «КоммерсантЪ». Контролируйте процесс и не доводите его до крайней точки, когда до дедлайна остается два дня и материал еще даже не собран. Интересуйтесь у спикеров на каком этапе находится их работа, стимулируйте их соблюдать сроки. Профессиональных изданий совсем немного - портить отношения с их редакторами более чем недальновидно.

4. Архивирование всех публикаций на открытых источниках о компании. Все публикации, в которых участвуют спикеры компании должны быть отображены на  корпоративном сайте. Для этого целесообразно создать специальный раздел. Это может быть ставший уже классическим формат «Пресс-центр» с подразделом «СМИ о компании» или можно поступить нестандартно и создать, например, раздел «Экспертная работа со СМИ».

Ссылки на статьи в отраслевых изданиях (или их название с указанием номера журнала) полезно добавлять в профайлы сотрудникам, размещенным на сайте в разделе о команде.

Таким образом, наполнение СМИ информацией, подтверждающей компетенцию компании, способствует росту бизнеса. Это действует в двух случаях. Первый, когда при последовательной работе PR-специалистов та или иная компетенция ассоциируется у участников рынка с конкретной фамилией или компанией. Как, например, фамилия Пепеляев ассоциируется с налогообложением. В итоге, когда перед клиентом встает вопрос достижения той или иной задачи, к нему в голову приходят несколько названий компаний. Одно из них должно быть названием вашей фирмы.Второй случай, когда начав переговоры с компанией, клиент поручает службе безопасности или референтам собрать о нейинформацию из материалов СМИ. При таком раскладе, публикации с упоминанием компании могут стать хорошим подтверждением глубины ее компетенции.

Повышение доверия целевых групп

Не всегда можно поставить знак равенства между репутацией и финансовой успешностью компаний. Так, например, всем известно, что еда из McDonalds наносит вред здоровью, но в каждом ресторане их сети выстраиваются очереди перед кассами. Повышение доверия целевых групп - это отдельная работа, в которой СМИ также могут быть более чем полезными. По большей части, средства массовой информации - это один из немногих каналов поддержания контакта с широким кругом стейкхолдеров: клиенты, сотрудники, акционеры, профессиональные сообщества, государственные органы, конкуренты и другие. У каждой группы есть определенные ожидания от компании, которые в меньшей степени связаны с ее финансовым положением. На основании удовлетворения этих ожиданий строится доверие.

Для чего вам не нужен PR и какие цели вы можете достигнуть с помощью СМИ

В книжках про основы маркетинга в связи с такими вещами обычно пишут про миссию и социальную активность перед обществом. На практике, большинство компаний такие вещи даже не касаются. Все значительно прозаичнее и приближено к практике. Есть определенный круг совершенно конкретных людей, которые полезны компании с точки зрения ее развития (стейкхолдеры). Они могут знать компанию или не представлять себе ее существование. Так или иначе, у компании есть определенное предложение для каждого из этих людей, совершенно конкретный посыл. Эти люди, в свою очередь, также могут быть заинтересованы в компании. Когда в отношении каждой целевой группы наметились соответствующие точки соприкосновения, сформированы посылы к каждой из них, остаются организационные вопросы донесения до целевых групп этой информации.

Вне зависимости от видимой эфемерности, доверие - это параметр, поддающийся математическому измерению (это делается через исследования и фокус-группы). Соответственно, высокого уровня доверия можно технологически достичь, нарастить его. И ключевым инструментом для этого являются СМИ. Можно выделить несколько шагов по реализации PR-стратегии по формированию доверия.

1. Выделение круга стейкхолдеров. У каждой компании есть определенный круг стейкхолдеров, который должен быть определен и выделен в специальную таблицу или mind-jet карту. Таким образом, можно наглядно видеть каждую группу и ее потребности в отношении компании. На основании имеющихся ожиданий должны быть определены: во-первых, сообщения (риторика) для каждой группы; во-вторых, перечень предпочитаемых данной группой СМИ.

2. Формирование образа. Этот шаг предполагает коммуникации с журналистами, которые строятся на определенных внутри компании принципах работы с кругом стейкхолдеров. Это достаточно большой этап работы, который предполагает постоянные и последовательные действия, направленные на донесение до каждой целевой группы соответствующих сообщений через целевые в данном случае СМИ.

3. Управление репутационными рисками. На протяжении долгого времени управление репутационными рисками считалось младшим братом антикризисных коммуникаций и вообще вещью не сильно важной. Тем не менее, управление рисками во многом помогает минимизировать последствия кризиса, а в определенных случаях - вообще его избежать. Управление репутационными рисками складывается из действий, направленных на долговременную перспективу. Репутационные риски всегда можно зафиксировать заранее. Выделив области риска, важно проводить последовательную работу по каждой из них: демонстрировать ясность и открытость, помогать людям преодолевать предубеждения.

Для чего вам не нужен PR и какие цели вы можете достигнуть с помощью СМИ

4. Действия в кризисных ситуациях. Под кризисом в данном случае подразумевается стечение обстоятельств вокруг компании, в результате которого ее репутация оказывается под ударом. Потенциально кризис может случиться с любой компанией. В большей степени - с компаниями, обладающими физическими активами. В любом случае, предварительная подготовка помогает действовать слаженно и четко, совершать меньше ошибок, при наступлении кризиса. Он может быть смягчен через управление репутационными рисками, но все равно требовать особенного отношения для урегулирования с минимальными потерями.

Вне зависимости от масштаба кризиса, существует ряд правил, которых стоит в любом случае придерживаться:

Во-первых, «не отходите от телефона». С момента начала кризиса и до возникновения позитивных тенденций не прекращайте бороться с кризисом, день и ночь. Создайте группу (заранее), которая будет ответственная за управление выходом из кризиса. Проследите, чтобы они были на связи 24 часа в сутки и без выходных.

Во-вторых, правило трех «не»: не отговаривайтесь, не лгите и не скрывайтесь. В первые минуты или часы возникновения кризиса его очень легко сделать еще опаснее. Отговариваясь, а не отвечая по существу вы даете журналистам повод получить информацию из других источников или представить факты в неблагоприятном для вас свете. Если вас уличат во лжи, вы возведете последствия кризиса в троичную степень для вашей компании. Журналисты не любят лгунов и тех, кто держит их за дураков. Когда возникнет кризисная ситуация, журналисты начнут искать вас, если вы не выйдете на связь как можно быстрее, создастся ощущение бесконтрольности и беспорядка.

В-третьих, назначьте своего «Капитана Америка». Иначе говоря, представьте журналистам человека, который будет ответственен за курирование выхода из кризиса от компании. Лучший вариант, когда такой человек - глава компании.

В-четвертых, выразите сожаления и искреннюю печаль  по поводу случившегося вместо оправданий и перекладывания ответственности на других. Таким образом, вы сможете уменьшить волну скептических и осуждающих сообщений в СМИ.

В-пятых, вы не одиноки в беде. Когда кто-то попадает в сложное положение, ему сочувствуют. Кроме того, есть определенная доля компаний, которые оказывались в подобных ситуациях. Объединяйте усилия. Появляющиеся в СМИ комментарии ваших союзников, уважаемых людей, могут переломить возникающие предубеждения по поводу вашей компании.

В-шестых, планируйте выход из кризиса. Любой кризис цикличен, несложно предугадать его ход, сложнее просчитать глубину и длительность.    Постарайтесь не просто хаотично реагировать на появляющуюся информацию, а действовать в соответствии с планом, в котором будут расписаны роли всех участников кризисной группы и предполагаемые действия, исходя из прогнозируемых сценариев развития кризиса.

Главная цель этих действий - выстроить работу со СМИ таким образом, чтобы до стейкхолдеров доносилась информация в правильном ключе. Большинство людей никогда напрямую не соприкасаются с явлениями, о которых готовы часами рассуждать. Они слышат и читают о них в СМИ. Поэтому именно от журналистов больше всего зависит, насколько кризис компании нанесет ей репутационный и финансовый вред. И наоборот, последовательная работа с журналистами может способствовать финансовому успеху компании и укреплению ее репутации.

Можно по-разному относиться к журналистам. Обижаться на них, сердиться, считать некомпетентными или просто игнорировать. Такой позиции придерживаются многие бизнесмены и менеджеры. И их поведение напоминает Дон Кихота, отважно сражающегося с безразличными мельницами. Если вас сильно не устраивает работа журналистов, значит вы неправильно с ними взаимодействуете.

Эта вторая из четырех статей в цикле материалов о взаимодействии со СМИ. Первая статья, о формировании пула журналистов, ранее была опубликована на Advertology.ru. В данной статье написано про цели, которых возможно достичь через взаимодействие со СМИ. Две последующие статьи цикла будут об ошибках в отношениях со СМИ и организации процесса сотрудничества со журналистами.

Иван Апатов, консультант по маркетингу фирм, оказывающих профессиональные услуги
Специально для Advertology.Ru

12.04.2012

на печать


Комментарии

Наталья
17.04.2012 12:15 | сообщение #1
 

Отличная подборка

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


CD+DVD Упаковка

CD+DVD Упаковка
CD+DVD Упаковка. Книга "Упаковка CD+DVD. Печать и постпечатная обработка" интересна, не только дизайнерам, специализирующимся на разработке упаковки, но и бизнесменам, для которых она – своеобразный учебник по вопросам торговли, дизайна и рекламы. В издании подробно прослеживается все стадии создания упаковки – от выбора материала и способа печати до технологичности и постпечатной обработки. Помимо традиционных вариантов дизайна упаковки в книге представлены новые решения и интересные подходы к таким понятиям, как: формат, структура, материал, текстура, фурнитура. Для формирования уникального образа продукта, важными элементами является, в том числе упаковка самого CD и DVD-диска. Технологичность упаковки – существенный фактор при разработке. Ведь дизайнер, помимо решения креативных задач, изыскивает способы сократить издержки на изготовление упаковки и привнести нетривиальные решения в производственные вопросы и в выбор высокотехнологичных материалов. Необычная цветовая гамма, оригинальный материал или нестандартная форма обложки CD или DVD сразу привлечет внимание и не позволит покупателю пройти мимо. Диск в яркой, необычной упаковке может стать прекрасным подарком для ценителя музыки, кино или дополнить коллекцию неординарных вещей.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

12.04.2025 - 21:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация