Есть мнение ...

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Социальная ответственность - существенная часть бренда, особенно у нас в стране. Если же компания так или иначе ассоциирует себя с государственной или национальной идеей, социальная ответственность удваивается

И если уж тут случается споткнуться, то это уже не казус, а удар по репутации, настолько серьезный, что в истории бренд-строительства появляется лиминальная фаза.

Один из недавних примеров - история с Банком Москвы, в логотипе которого - кусочек кремлевской стены. Положение обязывает любить «дорогую столицу» и всемерно способствовать сохранению ее культурного наследия. Однако банк оказал в рядах разрушителей исторической застройки Москвы и даже стал причастным к гибели человека. Когда это случилось, два прекрасно отреставрированных памятника архитектуры в районе Кузнецкого моста, где расположены офисы банка, тут же были сброшены со счетов. Пострадала и активно продвигаемая в это время программа лояльности. Людям стало очевидно, что Банк Москвы ради расширения площадей не пощадит ни Москвы, ни москвичей. (http://www.advertology.ru/article72850.htm).

В конце прошлого года большая часть акций Банка Москвы оказалась под контролем группы ВТБ. Возможно, тут не обошлось без мистики, но вместе с материальными активами, новый владелец (к слову, активно позиционирующий себя как представитель деловой России, водружающий национальный флаг над центральным офисом и привлекающий к рекламе уважаемых представителей культурной элиты страны) «унаследовал» и грехи: ВТБ  сегодня выступает как разрушитель двух памятников архитектурного наследия. Причем, если жертвой Банка Москвы стала дореволюционная средовая застройка, то ВТБ замахнулся на два великолепных монумента советской поры - послевоенный «Детский мир» и довоенный стадион «Динамо».

«Детский мир» - памятник регионального значения. По закону он может подвергаться лишь реставрации, ремонту, консервации и, безусловно, приспособлению, но никак не реконструкции или пресловутому «воссозданию» посредством сноса.

В 2009 г при мэре Лужкове, в «Детском мире» начали ломать интерьеры (http://www.advertology.ru/article76653.htm), не имевшие статуса предмета охраны, как, впрочем, не имеет его и уникальный внутренний атриум архитектора Алексея Душкина. Атриум ждет «хайтековская» надстройка. Предмет охраны памятника сегодня- лишь стены.

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

В декабре, уже при Собянине, дело дошло до демонтажа конструкций, о прочности которых мнения экспертов сильно расходятся, но финальной проверки, видимо, не случится: здание уже окружено подъемными кранами. Строители пришли, а реставраторов нет.  Зато есть заключения прокуратуры о незаконности начатых работ.   Известно, что более 50 процентов акций  ответственной за это компании «Глас-Девелопмент» принадлежат ОАО «Банк ВТБ», у которого в настоящий момент находится в залоге «Детский мир».

«Детский мир» - безусловно, бренд, который собираются сохранить и использовать. Но делать это надо бережно, ведь ни «Военторг», ни гостиница «Москва» после известных вложений и телодвижений - уже не памятники советской эпохи, а мертвые симулякры с пошлым евроремонтом вместо интерьеров, неспособные привлечь ни одного туриста.

Мы привыкли рассуждать о необходимости качества товара как условия успешного брендинга. Для культурного наследия такое качество - подлинность. Она может быть и не видна иностранцу. Она не всегда очевидна для молодого поколения, в том числе, и для новорусского бизнеса. Остаются эксперты - архитекторы, москвоведы, москвичи и гости с хорошей памятью и вкусом. Они и должны задавать тон, иначе бренд обернется пустышкой.

Со стадионом «Динамо», построенным  в 1927 - 1936 гг. по проекту Леонида Чериковера и Александра Лангмана, все начиналось более-менее прилично, если не считать смены названия «Динамо» на «ВТБ Арена» (сомнительный «ребрендинг» при сохранении одноименной станции метро) Ну, народ бы все равно «Динамо» говорил.

Победивший на международном конкурсе в 2010 году совместный проект голландского архитектора Эрика ван Эгераата  и ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина вывал возражения экспертов: крыша - очередной стеклянный пузырь -  в очередной раз нарушит высотную панораму места, а внутри спортивного сооружения втиснется околь 20 тыс кв м офисов и торгово-развлекательных заведений, призванных работать в спортивное «межсезонье» - в обход запрета властей на «деловое» строительство на исторических территориях города.  Однако этот проект сохранял фасады стадиона, составлявшие с 2007 года предмет охраны вместе с прилегающей парковой территорией.

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Но 10 февраля фасады начали ломать. Произошло это вследствие манипуляции с определением предмета охраны: в ключевом постановлении мэра от 12 июля 1012 г. стадион назван не памятником, а «достопримечательным местом». Теперь многие знают: это «отмазка». На «достопримечательном месте» можно сносить и строить, стоит лишь заручиться мнением о «неудовлетворительном техническом состоянии». И теперь «ВТБ-Арена» открыто заявляет, что сломает и «воссоздаст» 3 из 4 стен сооружения. Эрик ван Эгераат в интервью газете  «Moscow Times заявляет, что шокирован таким поворотом дела, но повлиять на ситуацию он не может.

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Вот, собственно, и все.

Интересно, что оба памятника - «Детский мир» и «Динамо»  - помимо брендирования эпохи, страны и столицы СССР,  сами по себе обладают характерными «логотипами», своего рода брендами. Это уникальные фризы с лепными игрушками, украшавшие внутренние интерьеры детского универмага и любопытнейшие динамичные рельефы Сергея Меркурова на стенах стадиона, выполненные в период увлечения приемами психологического воздействия живописи и скульптуры на визуальное восприятие зрителя. Эксперименты были заимствованы у немцев и затем теоретически развиты советскими учеными. Подробнее об этом  читайте в материалах Марии Силиной и Анастасии Аладжаловой на сайте «Архнадзора» http://www.archnadzor.ru/2012/02/14/avangardnaya-skazka/#more-9333. А прочитав, убедитесь: рельефы - уникальные свидетели и выразители периода истории, когда в футбол играли ежедневно и поголовно, успев лишь переодеться после рабочей смены. Времен, когда работа, война и игра были пронизаны единым энтузиазмом и подобием греческой «каллокагатии». И сегодня, во время рекламного бума 3D-технологий, эти рельефы могли ожить в грандиозных инсталляциях и видеопроекциях. А воссоздать эти рельефы, их энергетику и дух после ломки уже вряд ли удастся.

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Зачем Банку ВТБ - генеральному спонсору команды «Динамо. Москва»  столь абсурдная, разрушительная практика в период, когда футбол в стране вновь возрождается - остается только гадать.

28 февраля, в день памяти о главном защитнике Москвы, замечательном искусствоведе и общественном деятеле Алексее Ильиче Комече, архнадзоровцы призвали Банк ВТБ пересмотреть отношение к культурному наследию России и остановить разрушение вверенных ему памятников. «Неприятие вандализма в любой форме должно стать частью корпоративной культуры банка, претендующего на доверие со стороны граждан России. Нам, гражданам России, стыдно за государственный банк» - заявили они, и разместили на Ленинградском проспекте в районе стадиона «Динамо» 10-метровую растяжку с текстом «ВТБ ЛОМАЕТ МОСКВУ».

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Вот такое добавление к принятому недавно слогану «СИЛЬНЫЙ ПАРТНЕР-СИЛЬНАЯ КОМАНДА». Как говорится, сила есть. И деньги есть. Двух других необходимых качеств, видимо, пока нет, и поэтому недавнаяя, казалось бы, остроумная и веселая реклама смотрится как насмешка:

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Юлия Квасок. По материалам общественной организации «Архнадзор».
Advertology.Ru

29.02.2012

на печать


Комментарии

gay
29.02.2012 23:14 | сообщение #1
 

однако тенденция...

Лукас
04.03.2012 22:06 | сообщение #2
 

Юля, как же мне нравятся Ваши статьи!
Одна только не совсем важная деталь: Бренда ни у ВТБ, ни у ВТБ24 нет, посему репутации бренда ничего угрожать не может ))

kvasok
05.03.2012 19:06 | сообщение #3
 

Очень странное заявление. Осталось вам донести его до руководства банка http://www.advertology.ru/article85455.htm (+ масса публикаций в сети). Репутация - одна из составляющая не маркетинга, но брендинга. Особенно если речь идет о спонсорстве и сопуствующих ему акциях. А не о качестве услуг, как бы близко они не соприкасались с брендингом. Кроме того, ВТБ позиционирует себя как "ведущая международная финансовая группа российского происхождения" (цитата). Это еще один кирпичик бренда. Может быть, дело идет о некоем официальном статусе? Что ж, не все беременные замужем. К тому же и платьишко - узнаваемый фирменный стиль - у банка имеется. Хотя, как говаривал старина Фрейд, есть и просто банки, и просто спонсоры...

Лукас
05.03.2012 20:45 | сообщение #4
 

Юля )
Мне понятна Ваша позиция.
Но давайте честно. Социальная значимость "брендинга" группы ВТБ=0. Предположим, вдруг случиться нечто и нейм ВТБ останется в истории, сожаления у какого количества людей в России и в мире превратяться в нравственные страдания? Полагаю, что даже топ-менеджмент не будет особо плакать по ночам. Один из подобных брендов a la Rus АвтоВаз. История, надеюсь, скоро закончится http://www.vedomosti.ru/auto/news/1524566/nissan_pomyanula_staroe
Другой вопрос-почему ТАК? - не обсуждается.
Еще раз спасибо за Ваши статьи.

kvasok
05.03.2012 23:51 | сообщение #5
 

Рада вашим комментариям, Лукас! Только ведь ни один бренд, кроме заведомо социальных , вроде WWF никого плакать не заставит в случае какого скандала. Бренды были и будут симулякрами. Ну, ходят в майках с надписью "за родину". Зачем, спрашивается, это делать ростовщику? Вот в пределах этого "зачем" мои вопросы по брендингу. А уж за пределами - вопрос помимо всякого брендинга: зачем русскому капиталисту ломать Москву? Так что, вы правы, ради заголовка чего не припишешь бизнесу. Даже пресловутый брендинг:)
Бренд за решетку не посадишь, это сделает суд. А пока можно баннер поменять. Что и сделал "Архнадзор" - по совместительству социальный рекламист:) Еще раз спасибо за внимание и поддержку!

Сергей
17.03.2012 11:26 | сообщение #6
 

Простите господа, вспомните Фанатов Бренда Майкл Джексон, Стив Джобс!

куча людей плакали и собирались! это сильный бренд и сильная социальная значимость! Хотя Apple ни копейки не потратил на социально-значимые проекты!

так что если ВТБ породит реально фанатов, тогда может кто-то и будет переживать о них, пока они оставляют впечатление, как и все банки, по своей природе Хапуг и Воров!:)

Лукас
17.03.2012 12:07 | сообщение #7
 

Сергей писал(а):
Простите господа, вспомните Фанатов Бренда Майкл Джексон, Стив Джобс!

куча людей плакали и собирались! это сильный бренд и сильная социальная значимость! Хотя Apple ни копейки не потратил на социально-значимые проекты!

так что если ВТБ породит реально фанатов, тогда может кто-то и будет переживать о них, пока они оставляют впечатление, как и все банки, по своей природе Хапуг и Воров!:)


Да, Сергей, соглашусь. Я намеренно не стал акцентировать внимание на том, что указали Вы. Не суть статьи. Но добавлю в Ваш список: Гарри Поттер,Кока-Кола (с красным цветом костюма СантыД.мороза, хотя бы это!),Голова и плечи (сиречь "Head & Sholders"). Если говорить о финансовом бизнесе, то первое, что приходит в голову: Grameen Bank Моххамада Юнуса. Уверен, примеров в любой нише можно найти массу. Примеров Брендов.
Проблема, на мой взгляд, в том, что брендинг превратили в отхожее место. Собственно, одна из главных причин - высокая степень социального расслоения и убожеское состояние культуры бизнеса вообще,а не только в России. В этом же ключе находиться и недавний демарш Грега Смита из Goldman Sachs.
Всё же следует признать - Юля весьма профессионально выполняет свою работу журналиста: мы имеем актуальную и интересную информацию. А уж разбираться в ситуации с точки зрения тех или иных принципов - это наша прерогатива, как читателей.
Лукас.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.04.2024 - 12:27
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация