Школа рекламиста

Выбор CRM-системы. Практические советы

Выбор CRM-системы. Практические советы

В этой статье не будет развернутого описания, что такое CRM и для чего он нужен. Не будет сравнения конкретных программ с обязательным ненавязчивым выделением «правильного» продукта. Далее будут приведены практические советы. Только практика!

Как и где искать?

Чаще всего встречаются три варианта:

Первый - по совету друзей и знакомых. Не самый плохой путь, если у этих знакомых примерно такой же бизнес, как у вас. Но если у знакомого типография, а у вас «оптовка» по продаже продуктов питания, то не факт, что вам подойдет та же CRM. Хотя тут бывают исключения. Современные топовые продукты, как правило, достаточно гибки и имеют разные отраслевые решения. Если ваш знакомый действительно «всем доволен», имеет смысл присмотреться к его системе, используя рекомендации, приведенные ниже.

Второй - целенаправленное посещение CRM-мероприятий. Семинары, конгрессы, «круглые столы» и прочие «бизнес-завтраки». На мой взгляд, этот путь не имеет смысла уже примерно с середины 2000-х. Когда-то организаторы таких мероприятий были независимы и продавали входные билеты посетителям. Но потом вход стал бесплатным (или минимально платным) за счет привлечения спонсоров из числа производителей CRM. Соответственно, теперь вы приходите туда не выбирать, а внимать мантрам спонсоров. Кроме того, учтите, что эти люди потратили свои деньги на ваш кофе-брейк не просто так. И аренда аудитории, и каждый кусочек сахара будут потом заложены в ваш проект! =)

Третий - самый распространенный, самый объективный, но и самый трудный! Если ваши намерения относительно CRM серьезны, то лично я советую пользоваться именно им.

К слову сказать, даже если вы выбираете продукт по логике первых двух вариантов, обязательно воспользуйтесь рекомендациями по этому, третьему.

Набираете в любом поисковике нужное слово, например «crm», и начинаете анализировать. На первых страницах вы, скорее всего, увидите три типа ссылок (исключая Википедию) - сайты поставщиков, посвященные CRM-тематике порталы и рекламные объявления.

Рекламу оставим без комментариев, этот кусочек сахара тоже включен в проект =) На порталы стоит зайти, чтобы почитать аналитику по рынку, отзывы в форумах, сравнение продуктов и пр. Если, конечно, это действительно независимые порталы. Как определить независимый портал? Если в обзорах регулярно описываются одна-две-три системы, то, скорее всего, это просто сайт дилера, который таким образом продвигает свои продукты. Верным признаком такой компании является наличие на портале разделов «Продукты», «Цены» и т. п. В этом случае, относим их к сайтам поставщиков.

А вот про сайты поставщиков стоит рассказать подробнее. Они делятся на сайты непосредственных разработчиков и сайты их партнеров (дилеров). Как правило, это сразу можно определить, зайдя в разделы «О компании», «Контакты» и т. п. Разработчик всегда пишет, что он разработчик, а дилер - что он дилер. Некоторые решают для себя: «Мы будем работать только с разработчиком!». Это не всегда оправдано. Разработчик может быть далеко, а дилер - в вашем городе. Но тут желательно уточнить квалификацию дилера, его партнерский статус, количество проектов, реализованных с этим продуктом и пр. Для этого лучше позвонить разработчику и выяснить компетентность конкретного дилера. Если на сайте дилера вы не нашли ссылки на сайт разработчика, сразу вычеркивайте дилера из списка. Это либо «серый» дилер, либо у него не очень хорошие отношения с разработчиком. В обоих случаях вы будете иметь проблемы с технической поддержкой.

Стоит ли учитывать, какое место занимает сайт в выдаче поисковой системы? Это не самый главный фактор, но учитывать его стоит. Релевантность современных поисковиков достаточно высокая, и значительное влияние на «место в списке» оказывает наличие ссылок на этот сайт (сообщения о внедрениях продукта, новости и пр.). В том же Яндексе почти невозможно оптимизировать «левый» сайт для выдачи на первых двух-трех страницах по слову «crm». Поэтому можно смело смотреть ссылки на этих страницах и работать с ними дальше.

А дальше стоит обратить внимание на следующее: если на сайте расписано, какая это замечательная программа, но нет никакой возможности самостоятельно скачать демо-версию - это повод насторожиться. Возможно, что продукт либо очень сложный, и разработчик боится, что вы самостоятельно не разберетесь (как же вы тогда с ним работать будете?), либо слишком «глючный», и вам боятся эти «глюки» показать. Как-то раз, беседуя со знакомым сотрудником одного из известных CRM-разработчиков, я спросил, почему с их сайта нельзя скачать демо-версию. Ведь она же есть, и они ее показывают на выезде к клиентам. Он ответил: «Ты знаешь, этот показ как поход по минному полю. Вылететь может где угодно! Но мы-то знаем все опасные места...»

То же самое, если на сайте нет понятного прайс-листа, по которому вы сможете самостоятельно посчитать стоимость продукта.ом и пр Надписи типа: «Звоните», «Отправьте запрос для получения цен» и т. п. говорят о том, что ценовая политика поставщика не регламентирована, и с вас будут стараться взять столько денег, сколько получится.

В принципе, с учетом этих рекомендаций вы уже будете иметь список из 5-7 программ (в зависимости от региона), которые можно посмотреть. Именно посмотреть! Если вам говорят: «Мы вышлем материалы», «Покажем презентацию» - сразу сокращайте список. Вы же никогда не купите автомобиль, телевизор и пр. только по описанию и рекламным материалам. А тут речь идет о технологии, от которой ваш бизнес будет зависеть в ближайшие годы. Требуйте показа программы живьем!

На каждую встречу у вас уйдет около часа. Чтобы не было мучительно больно за потраченное время, можно воспользоваться рекомендациями, изложенными ниже и существенно сократить выбор.

Общие замечания по выбору CRM-системы

1. Выбор по бренду. Если вы не специалист по CRM-рынку, а просто выбираете программу для своего бизнеса, то названия большинства систем вам вряд ли будут известны. Тут некоторые делают ошибку, выбирая из списка CRM-системы известных IT-компаний - Microsoft, 1С и т. п. - по принципу: «я про них давно знаю». Но далеко не всегда многопрофильные компании выпускают качественные продукты по всем направлениям. CRM - это как раз тот самый случай. Направление «модное», поэтому многие включили в продуктовую линейку CRM-системы «чтобы было». Я не хочу сказать, что это плохие системы. Нет! Все-таки их разрабатывали профессионалы, и посмотреть на них можно. Но основное внимание стоит обратить на поставщиков, для которых CRM является основным направлением, причем в течение достаточно длительного времени.

2. Стоит задуматься о реальной ценности «встроенного языка разработки». Фактически это означает следующее: на презентации вам ничего не покажут, а будут каждый раз говорить «это могут реализовать на нашем встроенном языке ваши программисты». В конце концов, вы в это поверите. Наверняка вы пригласите на эту презентацию вашего сисадмина, который администрирует 1С и пр. И он будет согласно кивать.

3. В итоге, во-первых, за эту возможность вы заплатите дополнительные деньги. Даже если вас будут уверять, что это не так - просто включите логику! Во-вторых, кто вам сказал, что ваш админ, которого вы называете «программистом», сможет это сделать? Реально только то, что вы заплатите деньги за его обучение. В-третьих, и это самое главное - даже если ваш специалист этому обучится и допишет систему под вас, то это уже будет под его и вашу ответственность! Т. е. разработчик не несет никакой ответственности за то, что написал ваш программист. А ваш программист через неделю уволился...

4. Не стоит экономить на услугах по внедрению и поддержке системы. Есть статистика по всему миру. Средняя стоимость услуг по внедрению (настройка, интеграция, обучение) не может быть меньше стоимости лицензий. Вы можете купить автомобиль за 20-30 тысяч долларов, но вы же понимаете - чтобы ездить, надо получить права, заплатить всякие пошлины, а дальше будет бензин, страховка, техобслуживание и пр. Тот, кто предлагает вам просто купить лицензии на CRM без внедрения, вас просто обманывает! Вам предлагают купить и «поставить в гараж», либо просто не говорят полную цену... заманивают!

5. Если вы не находите себя на первых страницах списка Форбс, то вопрос цены вас наверняка заинтересует. Есть вполне разумная рекомендация, которая работает при покупке любого товара - отбросьте варианты с самой высокой и самой низкой ценой, среди остального выбирайте!

При сравнении стоимости CRM-систем стоит учесть ряд «подводных камней»

Первое. Для работы некоторых CRM требуется дополнительное программное обеспечение (серверы, платформы и пр.), которое поставщик может «забыть» включить в коммерческое предложение и поставить вас перед фактом, когда вы уже заплатите за основные лицензии.

Второе. Лицензирование бывает разное. Самым распространенным является лицензирование на компьютер или на пользователя. В этом случае программа привязывается ключом к компьютеру, либо ключ генерируется для каждого пользователя. Однако в последнее время все чаще встречается т. н. «конкурентное» лицензирование, при котором ограничивается только одновременная работа определенного количества сотрудников. Для CRM такая схема очень удобна и позволяет сэкономить на лицензиях. В чем ее смысл. Допустим, у вас 10 сотрудников, которым необходимо работать в CRM. Но, как правило, большинство из них - менеджеры по продажам, которые не всегда сидят в офисе, а периодически выезжают к клиентам. Если это так, то вы вполне можете купить не 10, а скажем, 7 конкурентных лицензий, и этого хватит для работы всех десятерых.

Третье. Не всегда стоимость считается простым суммированием. Как правило, цена лицензии падает при увеличении количества. Причем, падает ступенчато, например, от 5 до 10 лицензий -одна цена, от 11 до 20 - другая и т. д. Поэтому иногда 11 лицензий могут стоить дешевле, чем 10! =) Стоит еще обратить внимание на т. н. «пакеты» - это когда поставщик в маркетинговых целях продает «пакет» на определенное количество лицензий дешевле, чем они стоили бы по отдельности.

Ну и в заключение, выбирая CRM-систему, помните...

Вы выбираете ее не потому, что «у всех есть и у меня пусть будет», не для того, чтобы напрячь и построить сотрудников, и не для «модернизации и инноваций»! Вы же профессионал в своем бизнесе, вы выбираете для себя инструмент, который должен помочь вам в этом бизнесе работать более эффективно и заработать больше денег  =) ...с этой позиции и выбирайте!

Кадыков Михаил, эксперт по CRM-технологиям
Advertology.Ru

06.02.2012

на печать


Комментарии

Alex_Filin
09.01.2014 14:48 | сообщение #1
 

Полностью согласен с автором статьи. Выбор CRM-системы всё равно, что поход по минному полю. Если купить программу автоматизации, которая не подходит вашей компании, то и деньги потратишь, и взамен приобретешь только навороченный электронный органайзер. Мне и моей компании повезло, когда я купил EasyWork24, то разработчик настроил её под мой бизнес. И через полгода работы я могу с уверенностью сказать о значительном увеличении продаж и прибыли.

mocllew
05.02.2014 12:59 | сообщение #2
 

Мы выбрали CRM решение от компании АпекСофт и очень довольны. у них простой и понятный интерфейс и самые доступные цены на сегодняшний день

иван
07.04.2014 20:43 | сообщение #3
 

вот реальная программа!!!
Полгода работаем на "Сирене" бизнес-процессы ускорились в 2 раза, избавились от бумажной рутины. Работники не говорят, что забыли про какое-то задание - вся информация по каждому проекту сохраняется и ее можно быстро найти. Понравилось, что интерфейс очень удобный.

Евгений
01.07.2016 9:32 | сообщение #4
 

Я для своей компании тоже установил EasyWork24. Уже через пару месяцев заметил как поднялся уровень работы сотрудников. Теперь уж точно никто не филонит, и каждый занят своим делом. Вся отчетность прослеживается. Можно собирать планерку онлайн. Интерфейс удобный, просматривается структура сотрудников. Видно, кто у кого в подчинении. В системе можно написать сообщение любому сотруднику, и продублировать по смс, не в каждой системе есть такая функция. Хорошо просматривается вся финансовая информация по любому сотруднику (для руководителей). Вообщем, все удобно. До EasyWork24 пробовали несколько других CRM систем, но они мне не подошли. Некоторые были очень "заморочные" в плане интерфейса и сложные. Поэтому рад, что компаньон посоветовал именно эту CRM.

Дарья
01.11.2020 20:30 | сообщение #5
 

Система CRM - Receptioner:
1. Гибкая система - оплата исключительно за пользование и за определенные услуги (Которые вы сами добавите в пакет, т.к. у них минимальный пакет - базовый);
2. бюджетная - разработчики посчитали, что оплата зависит от бронирований (чем меньше их- тем меньше сумма);
3. Оплата не наперед, а после использования.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

30.12.2024 - 20:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация