Закон Республики Армения "О массовой информации"
(Принят Национальным Собранием Республики Армения 13 декабря 2003 года)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в области средств массовой информации, и устанавливает гарантии обеспечения права на свободу слова, аккредитации журналиста, реализации права опровержения и ответа на распространенную информацию, а также те основания, при наличии которых осуществители информационной деятельности не будут подлежать ответственности.
Статья 2. Законодательство о массовой информации
Отношения, возникающие в области массовой информации, регулируются Конституцией Республики Армения, международными соглашениями Республики Армения, Гражданским Кодексом Республики Армения, настоящим законом, другими законами, а также другими правовыми актами, на основании и в установленных рамках которых регулируются данные отношения.
Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего закона:
1. Массовая информация (далее – информация) – распространение информации, доступной для неограниченного круга лиц, основная цель которой – обеспечение конституционного права человека свободно, независимо от государственных границ, искать, получать и распространять информацию и идеи.
Информация распространяется посредством средств массовой информации.
2. Средство массовой информации (далее - средство информации) – средство распространения информации, по подписке или без таковой, на платной или бесплатной основе:
1) на материальном носителе – выпускается периодически, имеет постоянное название, порядковый номер и дату выпуска, причем количество экземпляров выпуска, имеющих одинаковое содержание, должно быть не менее 100;
2) посредством телерадиовещания;
3) посредством общедоступной телекоммуникационной сети (сетевое средство массовой информации) – как объем информации, доступный для неограниченного количества людей, независимо от регулярности его обновления, срока хранения и других параметров.
Средством информации являются также регулярные выпуски информационных агентств, других организаций подобного рода, направленные на осуществление информационной деятельности, независимо от формы распространения, количества выпускаемых экземпляров или каких-либо других критериев.
3. Осуществитель информационной деятельности – юридическое или физическое лицо, в том числе частный предприниматель, который от своего имени распространяет средство информации.
Если осуществитель информационной деятельности в Республики Армения осуществляет отдельные этапы этой деятельности совместно с другими субъектами (распространитель, издатель и т.д.) на договорной основе, то данные субъекты в смысле настоящего закона не являются осуществителями информационной деятельности.
4. Журналист – физическое лицо, осуществляющее информационную деятельность, либо представитель осуществителя информационной деятельности, который занимается поиском, сбором, получением, подготовкой информации и редактирует ее на основании заключенного с осуществителем информационной деятельности трудового или гражданско-правового договора.
Статья 4. Гарантии обеспечения права на свободу слова в области информации
1. Осуществители информационной деятельности и журналисты равноправны и действуют свободно на основе принципов законности, свободы слова (высказывания) и плюрализма мнений.
Журналист в ходе своей профессиональной законной деятельности, как лицо, выполняющее общественный долг, находится под защитой законодательства Республики Армения.
2. Средства информации распространяются без предварительной или текущей государственной регистрации, декларирования в каком-либо государственном органе или извещения какого-либо органа.
Лицензирование телерадиовещания осуществляется в соответствии с законодательством Республики Армения о телевидении и радио.
3. Запрещаются:
1) цензура;
2) принуждение осуществителя информационной деятельности и журналиста к распространению какой-либо информации либо к отказу в ее распространении;
3) воспрепятствование профессиональной законной деятельности журналиста;
4) ограничения в гражданском обороте оборудования и материалов, необходимых для распространения информации;
5) ограничение права личности на пользование любыми источниками информации, в том числе изданными и распространенными в других странах.
Статья 5. Защита источников информации
1. Осуществители информационной деятельности и журналисты не обязаны раскрывать источник информации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Осуществитель информационной деятельности, а также журналист, может быть обязан раскрыть источник информации по решению суда в случаях расследования уголовного дела о тяжком или особо тяжком преступлении, – если необходимость защиты общественных интересов важнее, чем общественная заинтересованность в сокрытии источника информации и исчерпаны все альтернативные средства защиты общественных интересов. В этом случае, по ходатайству журналиста судебное расследование осуществляется при закрытых дверях.
Статья 6. Аккредитация журналиста
1. Осуществитель информационной деятельности для аккредитации своего журналиста имеет право обращаться в государственные органы.
Государственный орган обязан в соответствии с настоящим законом и порядком аккредитации журналистов в данном органе в пятидневный срок произвести аккредитацию журналиста.
Отсутствие порядка аккредитации не является основанием отказа журналисту в аккредитации.
2. В государственных органах, организациях порядок аккредитации журналистов является внутренним актом данных органов и организаций, в котором устанавливаются:
1) предъявляемые средству информации требования, при соблюдении которых аккредитуется его журналист (вид средства информации, территория распространения, тираж и т.д.);
2) правила организации работы аккредитованного журналиста, в том числе условия, направленные на обеспечение эффективности его работы;
3) требования, вытекающие из особенностей деятельности данного органа.
3. Порядок аккредитации не должен устанавливать (а в случае установления давать юридическую силу) такие положения, которые:
1) ограничивают право аккредитованного журналиста присутствовать на заседаниях данного органа, его подразделений, на других мероприятиях, за исключением тех случаев, когда данные заседания проводятся при закрытых дверях;
2) исключают возможность информировать журналистов о проводимых в данном органе мероприятиях в разумный срок;
3) создают неравные условия для аккредитованных журналистов;
4) ограничивают закрепленные законом права журналиста на получение информации.
4. Официальный порядок аккредитации журналистов в органах государственного управления устанавливается Правительством Республики Армения.
5. Аккредитация журналиста может быть прекращена на основании заявления, представленного государственному органу осуществителем информационной деятельности.
6. Аккредитованный журналист организует свою работу в соответствии с порядком аккредитации в данном органе и регламентом работы данных органов.
7. Условия работы для всех журналистов, аккредитованных в каком-либо органе, должны способствовать их работе и не должны быть дискриминационными (в разумных пределах).
Информация, предназначенная для средств информации, должна предоставляться всем аккредитованным журналистам одновременно, и эти журналисты должны быть предупреждены о точном времени и месте проводимых мероприятий заблаговременно до начала мероприятий.
8. Порядок аккредитации в Республике Армения представителя осуществителя информационной деятельности, а также журналиста, действующих на основании законодательства зарубежного государства, устанавливает Министерство иностранных дел Республики Армения.
9. Установление порядка аккредитации не может служить основанием отказа в предоставлении журналисту информации в порядке, предусмотренном законом.
Статья 7. Ограничения права на свободу слова в области информации
1. Запрещается распространение информации, признающейся в соответствии с установленным законом порядке, секретной или призывающей к совершению уголовно наказуемых деяний, а также информации, нарушающей неприкосновенность личной и семейной жизни человека.
2. Запрещается распространение информации, полученной о лице, которое находится вне поля зрения лица, осуществляющего аудиовидеозапись, и вне слухового восприятия последнего и которое предприняло для этого достаточные меры.
3. Распространение информации, полученной посредством скрытой видеозаписи, а также относящейся к личной и семейной жизни человека, разрешается, если это необходимо для защиты общественных интересов.
Распространение информации, полученной посредством скрытой видеозаписи, разрешается также в том случае, когда меры, предпринятые лицом, являющимся источником информации, для того, чтобы быть вне поля зрения лица, осуществляющего аудиовидеозапись или вне его слухового восприятия, не были очевидным образом достаточными.
Статья 8. Право на опровержение и ответ
1. Каждый имеет право требовать опровержения нарушающих его права фактических неточностей, которые были обнаружены в информации, распространенной осуществителем информационной деятельности, если последним не доказано, что данные факты соответствуют действительности.
Требование об опровержении может быть предъявлено в месячный срок со дня распространения той информации, к которой относится само опровержение.
2. После получения требования об опровержении, осуществитель информационной деятельности обязан в недельный срок сообщить предъявителю требования время распространения опровержения или письменно сообщить об отказе распространить такое опровержение.
3. Опровержение осуществляется в том же средстве информации, а если это невозможно - другим приемлемым для требующего опровержение способом.
Опровержение распространяется в недельный срок со дня получения требования об опровержении. Если выпуск средства информации запланирован на более поздний срок или единственный в это срок выпуск уже осуществлен, то опровержение должно быть опубликовано в ближайшем выпуске.
Опровержение распространяется под заголовком "Опровержение", имеет то же расположение, оформление, размер шрифта, что и опровергаемый сюжет, его объем не должен быть менее опровергаемого сюжета.
4. В период выборов в государственные органы, органы местного самоуправления опровержение распространенной о кандидате информации осуществляется в течение 24 часов с момента предъявления требования. Если до начала голосования осталось не более 24 часов, то опровержение производится сразу же по получении требования об опровержении. В случае если в указанный срок распространение опровержения невозможно, оно должно быть распространено в срок, установленный данной статьей.
5. Наряду с требованием об опровержении заявитель имеет право требовать опубликования своего ответа.
Осуществитель информационной деятельности вправе сочетать или не сочетать опубликование ответа с опровержением. С опубликованием ответа требование об опровержении считается удовлетворенным.
6. Требование опубликования ответа удовлетворяется в соответствии с установленными данной статьей правилами для опровержения.
Ответ должен относиться только к фактическим неточностям, имевшим место в распространенной информации и не противоречить требованиям настоящего закона. Он не должен содержать критику личности, подготовившей или распространившей опровергаемую информацию, любой другой личности или их деятельности, если это непосредственно не связано с опровержением.
Объем ответа не должен превышать объем опровергаемой в нем информации. Если опровергаемая информация представляет собой четко ограниченный самостоятельный отдельный фрагмент материала из нескольких сюжетов, то объем ответа не должен превышать объем указанного фрагмента.
Ответ публикуется бесплатно.
7. Требование об опровержении и (или) ответе должно быть отклонено, если данное требование:
1) анонимно;
2) противоречит вступившему в силу судебному акту.
Требование об опубликовании ответа, предъявленное вместе с требованием об опровержении, должно быть отклонено, если содержание этого ответа не соответствует требованиям статьи 7 настоящего закона.
8. Требование об опровержении или ответе может быть отклонено, если:
1) не соблюден срок, предусмотренный частью 1 настоящей статьи;
2) требование относится к такой информации, которая была распространена со ссылкой на публичное выступление, официальные документы государственных органов или другое средство информации, или ссылкой на какое-либо авторское произведение, и первоисточник не распространил опровержение.
В требовании о публикации ответа, предъявленного вместе с требованием об опровержении, может быть отказано, если данный ответ не соответствует требованиям настоящего закона.
9. Если осуществитель информационной деятельности отказывается распространить опровержение или ответ, или нарушает предусмотренный законом порядок и сроки их распространения, то лицо, права которого нарушены, имеет право в установленном законе порядке обратиться в суд с требованием обязать распространить опровержение и опубликовать ответ.
Статья 9. Ответственность осуществителя информационной деятельности
1. Осуществитель информационной деятельности, выполняющий ее с нарушением требований закона, несет предусмотренную законом ответственность.
2. Осуществитель информационной деятельности освобождается от ответственности за распространение информации, если она:
1) получена из информационного агентства;
2) вытекает из публичного выступления оспаривающей стороны (или её представителя) или из исходящего от них документа, или из ответа;
3) является дословным или добросовестным воспроизведением публичного выступления, официальных документов государственных органов, сообщений другого средства информации или какого-либо авторского произведения, и при ее распространении была сделана ссылка на этот источник;
3. Осуществитель информационной деятельности не несет ответственность за распространение информации, считающейся в установленном законом порядке тайной, если эту информацию он приобрел не запрещенным законом способом или не было очевидным то обстоятельство, что она считалась в установленном законом порядке секретной.
Если осуществитель информационной деятельности распространил информацию, секретность которой в установленном законе порядке была очевидна, но распространение этой информации вытекало из необходимости защиты общественных интересов, то он не несет ответственности.
Статья 10. Наименование средства информации
1. Наименование средства информации должно быть приемлемым с точки зрения общественной морали, отличаться от наименования другого средства информации (и не быть на него похожим до степени смешения), в том числе прекратившего выход в свет в течение последних двух лет, кроме случаев, когда у них один распространитель.
2. В наименовании средства информации имя или часть имени общеизвестного лица, если оно явно связывается с этим общеизвестным лицом, может быть использовано только с письменного согласия этого лица, а в случае смерти общеизвестного физического лица – при наличии письменного согласия его наследника.
Если указанное лицо (а в случае его смерти – его наследник), считает, что деятельность средства информации подрывает авторитет этого лица, то оно может обратиться в суд с требованием лишить средство информации права использование своего имени в наименовании средства информации.
3. В названии средства информации слово "Айастан" (Армения) и его формы, а также их переводы могут быть использованы только в установленном Правительством Республики Армения порядке.
4. С целью правовой защиты наименования средства информации оно может быть зарегистрировано как товарный знак.
5. Требования данной статьи о названии средства информации распространяются на заголовок средства информации, а также на адрес средства сетевой информации.
Статья 11. Представление данных выпуска
1. Каждый выпуск средства информации на материальном носителе содержит:
1) название средства информации;
2) полное наименование юридического лица, осуществляющего информационную деятельность, его организационно-правовую форму, местонахождение, номер удостоверения государственной регистрации юридического лица (или учета действующего от имени юридического лица его обособленного подразделения), дату выдачи удостоверения, а если осуществитель информационной деятельности является физическим лицом – его имя, фамилию, адрес; если же осуществитель информационной деятельности – частный предприниматель, то также номер удостоверения государственной регистрации и дату его выдачи;
3) имя, фамилию лица, ответственного за данный выпуск средства информации (по паспорту);
4) год выпуска, месяц и число;
5) порядковый номер данного выпуска;
6) общее количество экземпляров данного выпуска (тираж).
3. Данные выпуска могут включать в себя другие не указанные в данной статье сведения.
4. Данные выпуска средства информации, распространяющегося в форме телерадиопередачи, представляются в соответствии с законодательством Республики Армения о телевидении и радио.
Статья 12. Прозрачность источников финансирования
Осуществитель информационной деятельности до тридцать первого марта текущего года включительно обязан в очередном выпуске средства информации (если оно выпускается) опубликовать под заголовком "Годовой отчет" финансовый отчет о своей деятельности, имеющей отношение к данному средству массовой информации, указав величину валового дохода и размеры пожертвований за прошлый год.
Статья 13. Обязательные экземпляры и административный регистр средств информации
1. По два экземпляра каждого выпуска средства информации, выпущенного в Республике Армения на материальном носителе и распространяющегося в Республике Армения, бесплатно направляются в Министерство юстиции Республики Армения, Национальную библиотеку Армении и Национальную книжную палату Армении.
2. Средства информации по полученным обязательным экземплярам и данным выпуска учитываются в административном регистре средств информации Республики Армения, который ведется аппаратом Министерства юстиции Республики Армения и порядок ведения которого устанавливается Министерством юстиции Республики Армения.
Статья 14. Заключительные положения
С момента вступления в силу настоящего закона признать недействующим закон Республики Армения № Н-0420- I от 8 октября 1991 года "О прессе и других средствах массовой информации".
Президент Республики Армения
Роберт Кочарян
Ереван, 14 января 2004 года.
Перевод с армянского (Перевод Института проблем информационного права)