Закон "О телерадиовещании"
Настоящий закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы деятельности телевидения и радио, направленной на обеспечение свободы информации, мысли и слова каждого человека, его права на проведение открытых и свободных обсуждений.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
1.0. Понятия, используемые в целях данного закона, имеют следующие значения:
1.0.1. "абонент" - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами телевизионного и радиовещания (далее - "телерадиовещание");
1.0.2. "аудиовизуальная информация" - видимая (с изображением) информация, сопровождаемая звуком;
1.0.3. "канал вещания" - совокупность технических средств, необходимых для телерадиовещания, а также частотная полоса, используемая телерадиопередатчиком;
1.0.4. "телерадиовещание" - первоначальная передача на определенное расстояние звуковых или визуальных телерадиопрограмм, открыто или в закодированной форме массово распространяемых по электромагнитным волнам с помощью спутниковых, кабельных или других наземных технических установок и принимаемых телерадиоприемниками в любом количестве. В это понятие также включаются программы, ретранслируемые другими вещателями. Понятие "телерадиовещание" не охватывает информацию или иные материалы, передаваемые по телекоммуникационной системе и принимаемые по индивидуальному вызову (связанные с факсом, электронные банки данных и иные услуги подобного типа);
1.0.5. "ретрансляция" - частичный или же полный и без изменения прием и одновременно повторное распространение телерадиопрограмм (передач), передаваемых телерадиовещателем лицу в неограниченном количестве, независимо от технических средств;
1.0.6. "телекоммуникация" - передача и прием того или иного сигнала, звука или изображения с помощью электрических и электромагнитных средств связи (кабельной, оптической и радиосвязи);
1.0.7. "сеть коллективного распределения" - прием телерадиопрограмм со спутника, эфира и кабельной сети и распределение их между абонентами;
1.0.8. "зона вещания" - территориальные пределы индивидуальных условий приема, отвечающие требованиям государственных технических стандартов и норм;
1.0.9. "сеть телерадиовещания" - определяемые по специальному разрешению (лицензии) радиочастоты, телевизионные и радиопередающие установки, спутниковые передающие и принимающие станции, кабельная и эфирно-кабельная сети, используемые телерадиовещателем для распределения телерадиопродукции;
1.0.10. "перечень частот телерадиовещания" - документ, отражающий используемые в целях эфира свободные радиочастоты, подлежащие использованию;
1.0.11. "живой эфир" - прямая передача телерадиопередач без предварительной записи;
1.0.12. "социальное телерадиовещание" - передачи или программы образовательного, учебного и информационного характера для глухих или людей со слабым слухом;
1.0.13. "телерадиовещатель" - физическое или юридическое лицо, прошедшее реестр в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики, уполномоченное производить и распространять телерадиопрограммы (передачи) или обеспечивающее осуществление вещания через третье лицо;
1.0.14. "общегосударственный вещатель" - телерадиовещатель, программы которого распространяются на всей территории страны (под словами "вся территория страны" понимается не менее 98 процентов населения страны для телепередач и территории страны для радиопередач);
1.0.15. "телерадиопрограмма" - совокупность предусмотренных для широких слоев населения, подготовленных на основе требований, установленных настоящим законом, распространяемых в живом эфире или предварительно записанных аудио- и аудиовизуальных материалов (передач);
1.0.16. "телерадиопередачи" - совокупность информации и иных материалов, подготовленных для телерадиовещания, считающихся организационно и тематически отдельной и завершенной частью телерадиопрограмм;
1.0.17. "производитель телерадиопрограмм (передач)" - физическое или юридическое лицо, готовящее телерадиопрограммы (передачи), предусмотренные для вещания;
1.0.18. "технические средства вещания" - совокупность радиоэлектронных средств и технических приборов, используемых для доведения программ до потребителя;
1.0.19. "закрытая телерадиосеть" - не предусмотренное для массового вещания кабельное телевидение, используемое в пределах одного или связанных друг с другом нескольких зданий в интересах образования, обучения, обороны, безопасности и др. отраслевых интересах;
1.0.20. "вещание кабельной сети" - телевизионное вещание, обеспечивающее передачу и прием радиосигналов посредством кабельной системы;
1.0.21. "дополнительная информация" - буквенная, цифровая, графическая и иная информация, передаваемая в составе сигнала телерадиовещания и не имеющая никакой связи с основной программой;
1.0.22. "сигнал вещания" - электромагнитные волны, передающие телерадиопрограммы и дополнительную информацию;
1.0.23. "график вещания" - документ, отражающий приоритетные направления эфирной политики вещателя, показывающий перечень, название, последовательность телерадиопрограмм и время выхода их в эфир;
1.0.24. "телевидение без границ" - распространение телевизионных программ на территории другой страны на основании международных договоров;
1.0.25. "телеторговля" - предложение с помощью эфира недвижимого имущества, товаров и услуг для покупки, продажи, отправки;
1.0.26. "спонсор" - физическое или юридическое лицо, не занимающееся деятельностью, связанной с телерадиовещанием, финансирующее отдельную передачу или программу в целях популяризации своего имени, прославления торговой марки или повышения имиджа;
1.0.27. "контрольная фонограмма" - запись всех вышедших в эфир телерадиопрограмм (передач) в целях контроля.
Статья 2. Свобода телерадиовещания
2.1. Телерадиовещание в Азербайджанской Республике свободно. Свобода телерадиовещания основывается на предоставлении государством гарантии на право граждан, связанное с поиском, получением, подготовкой, передачей и распространением информации законным путем.
2.2. Цензура в области телерадиовещания недопустима.
2.3. Творческая и редакционная деятельность вещателей осуществляется на основе профессиональной самостоятельности и может быть ограничена лишь в установленных законом случаях.
2.4. Вмешательство государственных органов и органов местного самоуправления, политических партий, общественных объединений, организаций профсоюзов, физических и юридических лиц в творческую и редакционную деятельность вещателей запрещается.
Статья 3. Основные принципы деятельности телевидения и радио
Вещатель опирается в своей деятельности на принципы всеобъемлемости, объективности, полноты и достоверности информации, свободного изложения гражданами своих мыслей и взглядов, идеологического и политического плюрализма, нейтральности и непредвзятости, недопустимости вмешательства в личную жизнь людей, защиты национально-духовных ценностей, соблюдения профессиональной этики и нравственных норм, качества программ.
Статья 4. Законодательство Азербайджанской Республики о телерадиовещании
4.1. Законодательство о телерадиовещании состоит из Конституции Азербайджанской Республики, Закона Азербайджанской Республики "О средствах массовой информации", настоящего закона, иных нормативных правовых актов и международных договоров, участником которых является Азербайджанская Республика.
4.2. В случае возникновения противоречия между настоящим законом и международными договорами, участником которых является Азербайджанская Республика, применяются международные договоры.
Статья 5. Ограничения на монополизацию в телерадиовещании
5.1. Один телерадиовещатель, а также его структурные подразделения не могут заниматься распространением более двух телевизионных и трех радиопрограмм, за исключением вещания по кабельной сети и вещания на зарубежные страны.
5.2. Физическое и юридическое лицо может быть учредителем (соучредителем) лишь одного телерадиовещания.
Статья 6. Система телевидения и радио в Азербайджанской Республике
6.1. Телерадиовещание в Азербайджанской Республике осуществляется государственными, муниципальными, частными и общественными вещателями, составляющими основу системы национального телевидения и радио.
6.2. Все вещатели в Азербайджанской Республике, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, обладают равными правами и несут одинаковую ответственность перед законом.
Статья 7. Государственный вещатель
7.0. Государственный вещатель:
7.0.1. учреждается в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики;
7.0.2. финансируется за счет государственного бюджета, поступлений от рекламы и не запрещенных законом иных источников;
7.0.3. распространяет информационные, просветительские и развлекательные программы, отвечающие интересам государства и общества;
7.0.4. осуществляет деятельность на основании положения, утвержденного соответствующим органом исполнительной власти.
Статья 8. Муниципальный вещатель
8.1. Муниципальный вещатель:
8.1.1. учреждается органом местного самоуправления и проходит реестр в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики;
8.1.2. финансируется за счет местного бюджета, поступлений от рекламы и не запрещенных законом иных источников, а также абонентной платы, установленной решением, принятым путем местного опроса мнения;
8.1.3. распространяет информационные, просветительские и развлекательные программы, отвечающие интересам представленной им территории в отдельности и общества в целом;
8.1.4. самостоятельно устанавливает правовой режим телевизионной и радиодеятельности с учетом положений настоящего закона.
8.2. Муниципальный вещатель может быть учрежден одним или несколькими органами местного самоуправления или же совместно с физическими и юридическими лицами.
Статья 9. Общественный вещатель
9.1. Общественный вещатель:
9.1.1. создается в соответствии с пунктом 32 статьи 109 Конституции Азербайджанской Республики, кандидаты в Совет вещания выдвигаются не занимающимися политической деятельностью некоммерческими организациями, число членов которых превышает тысячу человек, общественными, творческими, религиозными и гражданскими объединениями, а также Национальной академией наук и избираются в порядке конкурса;
9.1.2. финансируется за счет абонентной платы, если законом не предусмотрен иной случай.
9.2. Телевизионная и радиодеятельность общественного вещателя регулируются соответствующим законом и уставом, утвержденным в порядке, установленном данным законом.
Статья 10. Частный вещатель
10.1. Частный вещатель может учреждаться гражданами Азербайджанской Республики, постоянно проживающими на территории Азербайджанской Республики, и (или) юридическими лицами, уставной капитал которых принадлежит гражданам Азербайджанской Республики, постоянно проживающим в Азербайджанской Республике.
10.2. Государственная регистрация частных вещателей осуществляется в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.
10.3. Учредителями частного телерадиовещания не могут являться:
10.3.1. лица, ранее судимые за тяжкие или особо тяжкие преступления, а также за преступления против общественной нравственности, и лица с непогашенной судимостью;
10.3.2. лица, недееспособность или ограниченность дееспособности которых подтверждена судом;
10.3.3. политические партии;
10.3.4. религиозные структуры.
10.4. Частный телерадиовещатель может финансироваться за счет всех не запрещенных законом источников.
РАЗДЕЛ III ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ
Статья 11. Основные функции и задачи государства в области телерадиовещания
11.1. В соответствии с единой концепцией развития информационного пространства, государство:
11.1.1. создает законодательную базу для регулирования деятельности телевидения и радио;
11.1.2. готовит и осуществляет целевые государственные программы;
11.1.3. в ходе телерадиовещания осуществляет контроль за соблюдением настоящего закона, иных законодательных актов Азербайджанской Республики и правил и условий специального разрешения (лицензии);
11.1.4. передает в пользование каналы (частоты) телерадиовещания.
11.2. Государственный орган, регулирующий телерадиовещание в Азербайджанской Республике, создается в соответствии с пунктом 32 статьи 109 Конституции Азербайджанской Республики.
11.3. Соответствующий государственный орган в области телерадиовещания финансируется из государственного бюджета и является самостоятельным в своей деятельности.
11.4. В целях осуществления установленных настоящим законом функций соответствующий государственный орган:
11.4.1. создает свой аппарат и структурные подразделения;
11.4.2. ведет реестр телерадиовещателей;
11.4.3. устанавливает технические и качественные стандарты и нормы телерадиовещания;
11.4.4. возбуждает в суде иск в случае нарушения требований настоящего закона, правил и условий специального разрешения (лицензии);
11.4.5. в целях выдачи специального разрешения (лицензии) на телерадиовещание объявляет конкурс, готовит правила и условия конкурса и проводит его.
11.5. Соответствующий государственный орган в области телерадиовещания осуществляет контроль за:
11.5.1. эксплуатацией технических средств вещания, используемых для передачи телерадиопередач в соответствии с правилами и условиями, установленными в законодательстве и специальном разрешении (лицензии);
11.5.2. рациональным использованием ресурсов каналов (частот) вещания;
11.5.3. показом программ, могущих причинить вред физическому, умственному и духовному развитию детей и подростков, в часы, когда они могут их смотреть;
11.5.4. недопущением пропаганды терроризма, насилия, жестокости, национальной, расовой и религиозной дискриминации;
11.5.5. распространением рекламы в порядке, установленном настоящим законом;
11.5.6. соблюдением иных требований законодательства Азербайджанской Республики.
11.6. Для изучения и решения конкретных вопросов, связанных с общественным вещанием, на основании официального обращения общественного вещателя к соответствующему государственному органу в области телерадиовещания могут быть предоставлены полномочия с тем условием, что творческая и редакционная самостоятельность общественного вещания не будут ограничены.
Статья 12. Распространение информации государственных органов
Все вещатели, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, обязаны безотлагательно и бесплатно доводить до населения информацию государственных органов о чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни, здоровья людей и нормальной деятельности населенных пунктов, о стихийных бедствиях и катастрофах.
Статья 13. Продукция вещания для нужд государства
13.1. Любой вещатель и производитель телерадиопродукции, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, вправе выполнять государственный заказ по производству, и распространению телерадиопродукции. Государственным заказчиком является соответствующий государственный орган в области телерадиовещания.
13.2. Государственный заказ по производству и распространению телерадиопродукции осуществляется на конкурсной основе.
13.3. Правила формирования, размещения и исполнения государственных заказов по производству и распространению телерадиопродукции на конкурсной основе устанавливаются соответствующим государственным органом.
13.4. Оплата телерадиопродукции для государственных нужд обеспечивается за счет государственного бюджета и привлеченных с этой целью внебюджетных источников.
13.5. Соответствующий государственный орган, подготовив в соответствии с целевыми государственными программами перечень программ для детей и молодежи, глухих и лиц со слабым слухом, информационных, учебных, просветительских и др. программ, представляет заказы в порядке, установленном настоящим законом.
РАЗДЕЛ IV ПРАВИЛА ВЫДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ (ЛИЦЕНЗИИ) ДЛЯ ВЕЩАНИЯ
Статья 14. Специальное разрешение (лицензия) для телерадиовещания
14.1. Телерадиовещание на территории Азербайджанской Республики осуществляется на основании специального разрешения (лицензии), выдаваемого в соответствии с настоящим законом.
14.2. Телевизионное вещание без границ в Азербайджанской Республике регулируется международными договорами, участницей которых является Азербайджанская Республика.
14.3. Иностранный телерадиовещатель, желающий распространять свои программы на территории Азербайджанской Республики, в установленном настоящим законом порядке принимает участие в конкурсе для получения специального разрешения (лицензии).
14.4. Иностранный телерадиовещатель, победивший по результатам конкурса, в установленном статьей 16.6. настоящего закона порядке заключает договор с соответствующим органом исполнительной власти.
Статья 15. Конкурс для получения специального разрешения (лицензии)
15.1. Специальное разрешение (лицензия) для вещания выдается на конкурсной основе, за исключением государственного и общественного телерадиовещания.
15.2. Правила и условия конкурса публикуются в официальном органе печати не позднее чем за месяц до завершения срока приема заявлений об участии в конкурсе.
15.3. При определении условий конкурса для специального разрешения (лицензии) должны учитываться интересы зрителей, слушателей и государства.
15.4. Заявители (далее - "претенденты"), выразившие желание принять участие в конкурсе, должны внести разовую выплату в сумме, установленной проводящим конкурс органом.
15.5. При проведении конкурса для специального разрешения (лицензии) учитывается следующее:
15.5.1. соответствие показателей претендента условиям конкурса;
15.5.2. творческие и технические возможности претендента для осуществления телерадиовещания;
15.5.3. результаты открытых слушаний и иных конкурсных процедур.
Статья 16. Частотный перечень телерадиовещаний
16.1. Частотный перечень телерадиовещаний составляет соответствующий орган исполнительной власти. При этом в числе радиоуслуг за основу берется перечень используемых на территории Азербайджанской Республики в целях эфира и подлежащих использованию радиочастот с учетом графика деления частотных полос.
16.2. В частотный перечень также включаются сведения о вещателях, осуществляющих деятельность на используемых частотах, их специальных разрешениях (лицензиях) и зоне вещания.
16.3. Соответствующий орган исполнительной власти один раз в год представляет органу, проводящему конкурс, перечень пригодных для использования свободных эфирных радиочастот.
16.4. Соответствующий орган исполнительной власти представляет сведения о пригодных для использования свободных эфирных радиочастотах также на основании запроса органа, проводящего конкурс.
16.5. Соответствующий орган исполнительной власти и орган, проводящий конкурс, один раз в год публикуют в средствах массовой информации частотный перечень.
16.6. Вещатель, объявленный победителем по результатам конкурса, заключает с соответствующим органом исполнительной власти договор для вещания на указанном в специальном разрешении (лицензии) канале (частоте) с использованием технических средств связи и вносит в установленных порядке и сумме плату за пользование.
16.7. Вещатель может заключить с соответствующим органом исполнительной власти договор, связанный с техническим обеспечением вещания (передачей). Тарифы, применяемые в данном договоре, а также договоре, указанном в статье 16.6. настоящего закона, регулируются соответствующим органом исполнительной власти.
16.8. При наличии законных оснований соответствующий орган исполнительной власти не вправе отказаться от заключения договора.
16.9. Вещатель пользуется правом обжалования в суде необоснованного отказа от заключения договора.
16.10. Один и тот же субъект может осуществлять деятельность как в области вещания, так и технического обеспечения вещания.
16.11. В случае, если телерадиовещатель не внесет плату за пользование в установленный срок, соответствующий орган исполнительной власти может возбудить в суде иск о приостановлении действия специального разрешения (лицензии) до внесения платы за пользование.
Статья 17. Документы, требуемые для получения специального разрешения (лицензии)
17.0. Для получения специального разрешения (лицензии) должны быть представлены - следующие документы:
17.0.1. заявление по форме, установленной органом, проводящим конкурс;
17.0.2. если претендентом является юридическое лицо, - программная концепция, копии документа о прохождении государственной регистрации и устава;
17.0.3. если претендентом является физическое лицо, - программная концепция;
17.0.4. сведения в форме, установленной органом, проводящим конкурс, о творческих и технических возможностях, необходимых для осуществления вещания;
17.0.5. документ о внесении разовой выплаты для участия в конкурсе.
Статья 18. Отказ в приеме документов и выдаче специального разрешения (лицензии)
18.1. Документы претендента не принимаются и возвращаются в следующих случаях:
18.1.1. при подаче заявления лицом, не имеющим на это права;
18.1.2. при осуществлении другим телерадиовещателем деятельности под тем же названием;
18.1.3. в случае, если документы не подготовлены в соответствии с требованиями настоящего закона и условиями конкурса;
18.1.4. при наличии в уставном капитале учредителя доли иностранного физического или юридического лица;
18.1.5. при несоответствии технических и творческих возможностей условиям конкурса;
18.1.6. если после прекращения действия специального разрешения (лицензии), ранее полученного претендентом для телерадиовещания, прошло менее года.
18.2. Претендент в течение трех дней уведомляется в устраивающей его форме (письменной или устной) о возвращении документов.
18.3. При устранении недостатков, повлекших за собой возвращение документов, претендент может вновь представить документы на конкурс, в этом случае повторный взнос от претендента не требуется.
18.4. Претенденты, документы которых приняты для участия в конкурсе, получают отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) лишь в следующих случаях:
18.4.1. если они не избраны победителями по итогам конкурса;
18.4.2. при наличии в заявлении и документах, представленных для получения специального разрешения (лицензии), не соответствующих действительности или искаженных сведений;
18.4.3. при наличии заключения соответствующего органа исполнительной власти о несоблюдении вытекающих из настоящего закона и иных законодательных актов требований, связанных с предотвращением монополизации в области телерадиовещания.
18.5. Решение об отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) представляется в течение 15 дней со дня объявления результатов конкурса. Решение об отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) направляется претенденту в письменной форме с указанием причин отказа. Данное решение может быть обжаловано в суде в течение месяца со дня его представления.
Статья 19. Выдача специального разрешения (лицензии)
19.1. Решение о выдаче специального разрешения (лицензии) принимается органом, проводящим конкурс, не позднее чем по истечении 60 дней со дня объявления конкурса и представляется в течение 15 дней со дня объявления результатов конкурса.
19.2. Форма специального разрешения (лицензии) устанавливается соответствующим государственным органом.
19.3. Действие специального разрешения (лицензии) не распространяется на правопреемников вещателя или на учрежденные им юридические лица.
19.4. Специальное разрешение (лицензия), выданное до вступления настоящего закона в силу, действительно в течение срока, указанного в данном документе.
19.5. Для получения специального разрешения (лицензии) вещатель выплачивает государственную пошлину в размере, установленном соответствующим органом исполнительной власти.
Статья 20. Обеспечение права вещания
20.1. Специальное разрешение (лицензия) является единственным юридическим документом в области телерадиовещания.
20.2. Государственные органы и органы местного самоуправления, политические партии, общественные объединения, организации профсоюзов, физические и юридические лица не могут ограничивать установленных специальным разрешением (лицензией) прав вещателей.
20.3. Специальное разрешение (лицензия) является основанием для заключения с соответствующим органом исполнительной власти, а также иными физическими и юридическими лицами договоров в области телерадиовещания.
Статья 21. Содержание специального разрешения (лицензии)
21.1. В специальном разрешении (лицензии) указываются следующие сведения:
21.1.1. название, организационно-правовая форма и место нахождения телерадиовещателя;
21.1.2. вид вещания (телевизионное вещание, радиовещание, дополнительное вещание и пр.);
21.1.3. способ вещания (кабельное, через спутник, Интернет, эфирное, эфирно-кабельное и пр.);
21.1.4. зона вещания;
21.1.5. время выхода в эфир телерадиовещания;
21.1.6. срок действия специального разрешения (лицензии);
21.1.7. регистрационный номер и дата выдачи специального разрешения (лицензии);
21.1.8. частота телерадиовещания и мощность передатчика, распространяющего телерадиопрограммы на данной частоте;
21.1.9. место размещения передатчика;
21.1.10. предполагаемая аудитория;
21.1.11. язык (языки) телерадиовещания;
21.1.12. периодичность, объем телерадиовещания;
21.1.13. дата начала вещания;
21.1.14. ответственность вещателя в случаях нарушения правил и условий специального разрешения (лицензии).
21.2. Соответствующий государственный орган должен быть уведомлен об изменениях сведений, указанных в заявлении телерадиовещателя и включенных в специальное разрешение (лицензию), не позднее чем по истечении 30 дней со дня их изменения.
21.3. Телерадиовещатель не может изменить иные сведения, указанные в специальном разрешении (лицензии), без согласования с соответствующим государственным органом.
Статья 22. Срок действия специального разрешения (лицензии)
22.1. Специальное разрешение (лицензия) выдается на 6 лет, если в заявлении не указан меньший срок. В случае, если использование выделенной частоты в эти сроки технически не представляется возможным, специальное разрешение (лицензия) может быть выдано на меньший срок.
22.2. Орган, проводящий конкурс, не позднее чем за три месяца до окончания срока, выделенного для специального разрешения (лицензии), публикует сообщение об освобождающемся частотном ресурсе.
22.3. В случае подачи телерадиовещателем, пользующимся освобождающимся частотным ресурсом и желающим продлить срок специального разрешения (лицензии), заявления о продлении срока специального разрешения (лицензии), срок специального разрешения (лицензии) продлевается еще на 6 лет без проведения конкурса для данной частоты с условием выплаты государственной пошлины.
22.4. В случае, если вещатель во время действия специального разрешения (лицензии) неоднократно нарушал требования законодательства и, несмотря на предупреждение соответствующего государственного органа, данные нарушения не были устранены в кратчайшие сроки или в отношении вещателя неоднократно применялись штрафы и иные санкции, то для получения специального разрешения (лицензии) с использованием освобождающегося частотного ресурса объявляется конкурс в порядке, установленном настоящим законом.
Статья 23. Временное приостановление действия специального разрешения (лицензии) и прекращение действия специального разрешения (лицензии)
23.1. В случае нарушения телерадиовещателями правил и условий специального разрешения (лицензии) и требований настоящего закона, действие специального разрешения (лицензии) может быть временно приостановлено решением суда от одного до семи дней.
23.2. Действие специального разрешения (лицензии) может быть прекращено решением суда лишь в следующих случаях:
23.2.1. при получении специального разрешения (лицензии) на основании заведомо представленных вещателем сведений, не соответствующих действительности;
23.2.2. если специальное разрешение (лицензия) не осуществляется в течение шести месяцев после его получения;
23.2.3. при подтверждении банкротства владельца специального разрешения (лицензии) вступившей в законную силу резолюцией суда;
23.2.4. при отсутствии возможности телерадиовещания по техническим причинам;
23.2.5. при защите телерадиовещателем открытых призывов к насильственному свержению государственного строя, посягательству на целостность государства и безопасность страны, разжиганию национальной, расовой и религиозной розни, к организации массовых беспорядков и терроризму или при заведомом создании условий для передачи таких призывов;
23.2.6. в иных случаях, предусмотренных законодательством Азербайджанской Республики.
23.3. Заявление, поступившее в суд в связи с нарушением во время телерадиовещания требований настоящего закона и специального разрешения (лицензии), должно быть рассмотрено с принятием соответствующего решения не позднее, чем по истечении 15 дней.
Статья 24. Право распространения дополнительной информации
Вещатель вправе оказывать услуги, связанные с дополнительной информацией. Услуги, связанные с дополнительной информацией, передаваемой в составе сигнала телерадиовещания и не имеющей никакой связи с основными программами, оказываются на основании специального разрешения (лицензии).
Статья 25. Сертификация технических средств и оборудования телерадиовещания
Технические средства и оборудование, составляющие материально-техническую базу телерадиовещания, обеспечивающие подготовку, производство, формирование и распространение телерадиопрограмм, сертифицируются в порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики (в целях их соответствия государственным и международным стандартам).
РАЗДЕЛ V ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ
Статья 26. Условия вещания телерадиопрограмм
26.1. Вещатель вправе приступать к вещанию после:
26.1.1. получения специального разрешения (лицензии) для вещания;
26.1.2. прохождения реестра в качестве телерадиовещателя;
26.1.3. заключения с соответствующим органом исполнительной власти договора для вещания на канале и частоте, указанных в специальном разрешении (лицензии), с использованием технических средств связи.
26.2. Владелец технических средств вещания или организация, осуществляющая их эксплуатацию, не могут передавать данные средства в пользование третьего лица, не имеющего специального разрешения (лицензии) для вещания.
26.3. Вещание может осуществляться только на частоте и в зоне вещания, установленных в специальном разрешении (лицензии).
26.4. Ретрансляция телерадиопрограмм (передач) осуществляется на основании договора, заключенного между вещателем и структурой, ведущей ретрансляцию.
26.5. Разрешение на вещание программы (передачи) дается руководителем телерадиовещания или назначенным им лицом (ответственным редактором), данное лицо несет ответственность за качество и содержание программы (передачи).
Статья 27. Производство телерадиопродукции
27.1. Телерадиопродукция, в том числе дополнительная информация, готовится созданным с этой целью производителем телерадиопродукции или самим вещателем.
27.2. Отношения между вещателем и производителем телерадиопродукции регулируются договором, заключенным в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики.
Статья 28. Выходные данные
28.1. Если вещатель ведет вещание в течение дня, он должен по меньшей мере четырежды, а в остальных случаях - в начале и по окончании вещания объявить свое название и иные данные (код вызова, эмблему и пр.).
28.2. При выпуске в эфир каждой телерадиопередачи или ее повтора прилагаются следующие сведения:
28.2.1. название передачи;
28.2.2. эфирное время передачи;
28.2.3. имя и фамилия автора и главного редактора (редактора), давшего разрешение для выпуска в эфир;
28.2.4. название и адрес вещателя;
28.2.5. иные сведения, установленные вещателем.
Статья 29. Телерадиовещание через спутник
29.1. Телерадиовещание через спутник осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
29.1.1. вещание программ общегосударственных вещателей для приема индивидуальными абонентами и коллективными распределительными сетями;
29.1.2. обмен программами (передачами) с вещателями страны и иностранных государств.
29.2. Правила телерадиовещания через спутник устанавливаются соответствующим государственным органом.
Статья 30. Вещание кабельной сети
30.1. Вещание кабельной сети регулируется законом Азербайджанской Республики.
30.2. Вещание кабельной сети регулируется соответствующим государственным органом.
30.3. Создание, развитие, совершенствование кабельной сети, эксплуатация системы сигналов кабельного вещания, передача в пользование частот и каналов осуществляются соответствующим государственным органом совместно с соответствующим органом исполнительной власти.
Статья 31. Использование телевидения и радио во время избирательной кампании
Правила использования кандидатами и политическими партиями эфира во время выборов Президента Азербайджанской Республики, депутатов Национального собрания Азербайджанской Республики и членов муниципалитетов, а также во время референдумов регулируются соответствующими законами Азербайджанской Республики.
Статья 32. Предъявляемые к программам требования
32.0. При подготовке программ для вещания должны соблюдаться следующие требования:
32.0.1. необходимо отдавать предпочтение вопросам просвещения и культуры, пресекать загрузку эфира коммерческими, информационными или иными однотипными передачами путем балансирования программ;
32.0.2. создать условия для обеспечения права каждого на свободное изложение своих мыслей и взглядов с тем условием, что:
32.0.2.1. соблюдаются принципы нейтральности, непредвзятости, всеобъемлемости, полноты и достоверности информации;
32.0.2.2. лица, готовящие программу, несут прямую ответственность перед законом;
32.0.3. не допускать унижения чести и достоинства людей, подрыва их делового авторитета, с уважением подходить к закрепленным Конституцией Азербайджанской Республики правам и свободам лиц;
32.0.4. справедливо комментировать факты и события, не допускать односторонности;
32.0.5. не пропагандировать терроризм, насилие, жестокость, национальную, религиозную и расовую дискриминацию;
32.0.6. обеспечивать применение в программах (передачах) государственного языка;
32.0.7. соблюдать государственные технические стандарты в области телерадиовещания;
32.0.8. организовывать социальное вещание учебного и информационного характера для глухих и лиц со слабым слухом;
32.0.9. последовательно осуществлять защиту национально-духовных ценностей.
Статья 33. Защита детей и несовершеннолетних
33.1. Соответствующий государственный орган устанавливает специальные правила для распространяемых без кода программ, могущих причинить вред физическому, умственному и духовному развитию детей и несовершеннолетних, в том числе отражающих эротику и жестокость.
33.2. В анонсе программ с ограниченным временем показа, а также перед их вещанием об этом непременно должно быть объявлено.
33.3. Вещание программ с ограниченным временем показа должно сопровождаться специальными символами, надписями или иными предупредительными знаками о характере программы, свидетельствующими о запрещении просмотра детьми и несовершеннолетними.
Статья 34. Общественные объединения в области телерадиовещания
34.1. Вещатели, потребители и производители телерадиопродукции в целях защиты своих интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики.
34.2. Данные общественные объединения осуществляют деятельность на основании устава, зарегистрированного в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики.
34.3. При осуществлении контроля за соблюдением правил и условий специального разрешения (лицензии) соответствующий государственный орган учитывает мнение данных общественных объединений.
Статья 35. Распространение рекламы
35.1. Реклама и телеторговля, распространяемые в телерадиопрограммах (передачах), должны быть легкодоступными и отличаться от элементов данных программ (передач) визуально и (или) акустически (по видимости и (или) звуку).
35.2. Распространение скрытой рекламы, изготовленной с использованием технических и иных средств, оказывающей воздействие на сознание потребителя в неосознанной им форме, запрещается.
35.3. Реклама и телеторговля должны вставляться между отдельными передачами в виде блока. Реклама может быть показана и в ходе вещания одной передачи с условием соблюдения правил, установленных статьями 35.4. и 35.5. настоящего закона.
35.4. В телепередачах, спортивных программах, состоящих из самостоятельных частей, при передаче мероприятий и спектаклей, идущих с перерывами, реклама может передаваться только между самостоятельными частями или в перерывах. В отдельных передачах отрезок времени между концом одного рекламного блока и началом другого рекламного блока должен быть не менее 20 минут.
35.5. Если художественные и телевизионные фильмы продолжаются более 45 минут, они могут прерываться лишь по истечении 45 минут. Если после одних или нескольких 45 минут фильмы продолжаются еще не менее 20 минут, разрешается еще одна рекламная пауза.
35.6. Программы новостей, религиозные и детские передачи, а также сериалы, развлекательные программы, актуальные политические передачи, документальные фильмы, продолжающиеся менее 30 минут, не могут прерываться рекламой. Если данные программы и передачи продолжаются свыше 30 минут, на них распространяются требования статьи 35.4., если после одних или нескольких 45 минут еще не менее 20 минут, - требования статьи 35.5. настоящего закона.
35.7. Общий объем рекламы и телеторговли не может превышать 20 процентов общего объема распространяемых в течение дня передач, а общий объем рекламы в отдельности - 15 процентов общего объема распространяемых в течение дня передач.
35.8. Непрерывный объем блока, отведенного во время вещания для телеторговли, не может превышать 10 минут, а количество таких блоков в течение дня не должно быть больше 6.
35.9. В день проведения выборов и референдумов передача в эфир рекламных материалов, носящих характер политической пропаганды, запрещается.
35.10. Реклама по телевидению и радио наркотических средств, оружия, порнографии, табачных изделий, спиртных напитков, а также иной продукции, реклама которых запрещена законодательством Азербайджанской Республики, не допускается.
35.11. Реклама лекарств, продукции и техники медицинского назначения, производство и продажа которых не разрешается в установленном законодательством порядке, запрещается. Реклама методов лечения, профилактики, диагностики и реабилитации (даже если они получили патент), применение которых не разрешается соответствующим органом исполнительной власти, не допускается.
35.12. Реклама лекарств, выдаваемых по рецепту врача, не допускается.
35.13. В телевизионных рекламах запрещается поощрение действии, причиняющих ущерб:
35.13.1. достоинству, религиозным и политическим убеждениям людей;
35.13.2. их здоровью и безопасности;
35.13.3. охране окружающей среды.
35.14. Телевизионные рекламы не должны оказывать вредного воздействия на физическое, умственное и духовное развитие детей и несовершеннолетних. Для этого в данных рекламах должны соблюдаться следующие требования:
35.14.1 в рекламах, адресованных детям и несовершеннолетним или распространяемых с их участием, не должны использоваться элементы, причиняющие серьезный ущерб интересам детей;
35.14.2. дети и подростки не должны быть показаны в страшных ситуациях без веских на то причин.
35.15. Рекламой не считаются:
35.15.1. анонс продукции самих вещателей;
35.15.2. объявления, распространяемые организациями коммунального обслуживания и благотворителями.
35.16. Сессии Национального собрания Азербайджанской Республики, официальные государственные мероприятия, выступления Президента Азербайджанской Республики, председателей Национального собрания и Конституционного суда не могут прерываться в целях передачи рекламных материалов, а также рекламные материалы не могут распространяться посредством титров.
Статья 36. Спонсорство при подготовке телерадиопередач (программ)
36.1. Телерадиопродукция может финансироваться государственными органами и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
36.2. Спонсорство производителей продукции, реклама которой запрещена, и лиц, осуществляющих ее продажу, не допускается.
36.3. Иностранные юридические и физические лица могут частично спонсировать телерадиопродукцию (отдельные передачи или программы).
36.4. В начале и по окончании передач (программ), подготовленных с финансовой помощью спонсора, должна быть предоставлена открытая информация об этом с указанием фирменного знака или посредством титров либо дикторского текста. В договорах, заключенных между сторонами, могут быть определены и иные способы объявления спонсора.
36.5. Выпуск новостей и политические информационные программы не могут готовиться при финансовой помощи спонсоров.
36.6. Вмешательство спонсоров в самостоятельность, творческую и редакционную деятельность телерадиовещателей недопустимо.
Статья 37. Создание корреспондентских пунктов, филиалов и представительств
37.1. Вещатели вправе создавать на территории Азербайджанской Республики и за ее пределами корреспондентские пункты, филиалы и представительства.
37.2. Корреспондентские пункты, филиалы и представительства являются структурными подразделениями телерадиовещателей и представляют их интересы.
Статья 38. Хранение материалов телерадиопрограмм (передач)
38.1. После выхода в эфир материалы (сопроводительные документы, рукописи, письма, записи и пр.) телерадиопрограмм (передач) хранятся не менее месяца, а регистрационный журнал - не менее года со дня последней регистрации.
38.2. В случае, если в течение одного месяца поступила жалоба на программу (передачу), или возбужден иск в суде, материалы программы (передачи) должны храниться до завершения спора.
38.3. Правила хранения материалов программы (передачи) устанавливаются вещателем.
38.4. В регистрационном журнале должны быть указаны дата, время, тема, автор, ведущий и участники вышедших в эфир программ (передач).
РАЗДЕЛ VI ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВЕЩАТЕЛЕЙ
Статья 39. Авторское право вещателей
39.1. Вещатели обладают авторским правом на распространяемые ими передачи (фильмы) и программы в рамках полномочий, предоставляемых подписанными ими договорами.
39.2. Вещатель вправе использовать программы (передачи) других телерадиовещателей только с их официального согласия.
39.3. Вещание, переписывание (увеличение тиража), продажа и массовая демонстрация программ (передач) другими организациями без согласия собственника запрещается.
39.4. В случае, когда из программ (передач) других вещателей берутся короткие фрагменты, - не более 20 секунд из каждой программы (передачи) и не более 5 минут из каждого фильма, - а также для использований в учебных заведениях, согласия не требуется.
39.5. В случае использования программ (передач) без соответствующего согласия с нарушением требований настоящего закона вещатель вправе возбудить в суде иск о возмещении причиненного ущерба.
Статья 40. Права и обязанности вещателей
40.1. Телерадиовещатели, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, имеют право:
40.1.1. готовить, распространять программы (передачи), множить, продавать или передавать в аренду их аудио- и видеозаписи;
40.1.2. устанавливать плату;
40.1.3. заниматься рекламной деятельностью;
40.1.4. публиковать программу своих передач или передавать это право третьему лицу;
40.1.5. заниматься иной, не запрещенной законом деятельностью, необходимой для выполнения уставных обязанностей.
40.2. Телерадиовещатели обязаны:
40.2.1. обеспечивать тематическое разнообразие программ (передач);
40.2.2. не распространять порнографические материалы;
40.2.3. не препятствовать вещанию и приему передач других телерадиовещателей;
40.2.4. с уважением относиться к частной жизни, деловому авторитету, чести и достоинству людей;
40.2.5. соблюдать во время вещания профессиональную этику;
40.2.6. с уважением относиться к праву абонентов на ответ;
40.2.7. предоставлять в установленном соответствующим государственным органом порядке и в установленные сроки копию контрольных фонограмм;
40.2.8. создавать условия для свободного изложения каждым своих мыслей и взглядов;
40.2.9. обеспечивать непредвзятость и нейтральность информации;
40.2.10. выполнять иные обязанности, установленные настоящим законом.
РАЗДЕЛ VII ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИИ
Статья 41. Ответственность за нарушение закона
Физические и юридические лица, нарушившие требования настоящего закона, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики.
Статья 42. Возмещение материального и морального ущерба
Материальный и моральный ущерб, причиненный физическому или юридическому лицу в результате нарушения законодательства о телерадиовещании, устанавливается судом в соответствии с гражданским законодательством Азербайджанской Республики. Верхний предел морального ущерба, причиненного телерадиовещателями юридическим и физическим лицам, не может быть установлен в размере, превышающем фонд трехмесячной заработной платы телерадиовещателя.
Статья 43. Случаи освобождения от ответственности
Телерадиовещатель освобождается от ответственности за распространение не соответствующей действительности информации лишь в случаях, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации.
Статья 44. Вступление закона в силу
Настоящий закон вступает в силу со дня опубликования.
Президент Азербайджанской Республики
ГЕЙДАР АЛИЕВ
г. Баку, 25 июня 2002 г.
№ 345-IIQ
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О применении Закона Азербайджанской Республики "О телерадиовещании"
В целях обеспечения применения Закона Азербайджанской Республики "О телерадиовещании", в связи со вступлением в силу данного закона, постановляю:
1. Создать Национальный совет телевидения и радио.
2. Установить, что основная задача Национального совета телевидения и радио заключается в регулировании деятельности телерадиовещания, защите интересов общественности в ходе вещания, осуществлении контроля за соблюдением законодательства о телерадиовещании.
3. Исполнительному аппарату Президента Азербайджанской Республики в месячный срок подготовить и представить Президенту Азербайджанской Республики проект Положения "О Национальном совете телевидения и радио".
4. Указ Президента Азербайджанской Республики № 543 от 20 июля 2001 года "О создании Национального совета печати, телевидения, радио и Интернета" считать утратившим силу.
5. Поручить Кабинету министров Азербайджанской Республики в месячный срок:
- представить Президенту Азербайджанской Республики предложения о приведении действующих законодательных актов в соответствие с Законом Азербайджанской Республики "О телерадиовещании";
- обеспечить приведение нормативных правовых актов Кабинета министров и соответствующих центральных органов исполнительной власти в соответствие с данным законом и информировать об этом Президента Азербайджанской Республики;
- подготовить и представить Президенту Азербайджанской Республики проект законодательного акта, устанавливающего виды ответственности за нарушение Закона Азербайджанской Республики "О телерадиовещании";
- в пределах своих полномочий решить иные вопросы, вытекающие из закона Азербайджанской Республики "О телерадиовещании".
6. Установить, что:
- предусмотренные статьей 7.0.4. Закона Азербайджанской Республики "О телерадиовещании" полномочия "соответствующего органа исполнительной власти" осуществляет Президент Азербайджанской Республики;
- предусмотренные вторым предложением статьи 16.7. и статьей 19.5. данного закона полномочия "соответствующего органа исполнительной власти" осуществляет Кабинет министров Азербайджанской Республики;
- предусмотренные статьями 11.2., 11.3., 11.4., 11.5., 11.6., 13.1., 13.3., 13.5., 19.2., 21.2., 21.3., 22.4., 29.2., 30.2., 30.3., 33.1., 34.3., 40.2.7. данного закона полномочия "государственного органа" осуществляет Национальный совет телевидения и радио;
- предусмотренные статьями 16.1., 16.3., 16.4. и 16.5. данного закона полномочия "соответствующего органа исполнительной власти" осуществляет Государственная комиссия Азербайджанской Республики по радиочастотам;
- предусмотренные статьями 14.4., 16.6., 16.7. (первым предложением), 16.8., 16.11., 20.3., 26.1.3., 30.3. данного закона полномочия "соответствующего органа исполнительной власти" осуществляет Министерство связи Азербайджанской Республики;
- предусмотренные статьей 18.4.3. данного закона полномочия "соответствующего органа исполнительной власти" осуществляет Министерство экономического развития Азербайджанской Республики;
- предусмотренные статьей 35.11. данного закона полномочия "соответствующего органа исполнительной власти" осуществляет Министерство здравоохранения Азербайджанской Республики.
Президент Азербайджанской Республики
ГЕЙДАР АЛИЕВ
г. Баку, 5 октября 2002 г.
№ 794
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об утверждении Положения "О Национальном совете телевидения и радио"
В целях обеспечения деятельности Национального совета телевидения и радио постановляю:
1. Утвердить Положение "О Национальном совете телевидения и радио" (прилагается).
2. Кабинету министров Азербайджанской Республики:
- в десятидневный срок утвердить смету расходов Национального совета телевидения и радио;
- решить иные вопросы, вытекающие из настоящего указа.
3. Настоящий указ вступает в силу со дня опубликования.
Президент Азербайджанской Республики
ГЕЙДАР АЛИЕВ
г. Баку, 5 октября 2002 г.
№ 795