Анализ рынков

Самое искреннее человеческое чувство

Самое искреннее человеческое чувство

Великий английский классик Бернар Шоу считал самым искренним человеческим чувством любовь к еде. Не слишком ошибёмся, если уточним, что многие из наших соотечественников испытывают именно это чувство к такой популярной в России еде, как макароны.

Одни историки считают, что макароны в России стали популярны благодаря светлейшему князю Григорию Потёмкину-Таврическому, другие - самому царю Петру I. Как бы там ни было, макароны в России прижились, да ещё как - у нас по популярности это второй гарнир после картофеля, а в последние годы, пожалуй, они вправе оспаривать у него пальму первенства. Почему гарнир? А потому что в нашей традиции макароны, или паста - называйте как угодно - так и не заняли место основного блюда, несмотря на массу открывшихся итальянских ресторанов, интернет-рецепты и зарубежные  вояжи наших граждан. Так что Потёмкин ли, царь ли - макароны всё равно относятся к гарниру, который невероятно популярен в нашей стране! 

Люблю я макароны...

«...любовью к ним пылаю неземною»,- пел Андрей Макаревич. И действительно, макароны вполне заслуживают не только песни, но и гимна. Исконно русские (или мы так привыкли считать, что русские) лапша, вермишель, ракушки и звёздочки (так называемая суповая засыпка), изрядно «обрусевшие» спагетти, абсолютно итальянские фетучини, реджинетти, букатини, затейливые гнёзда и незатейливые перья и спирали, практически инновационные бабочки и колёсики, трубочки со специальными бороздками, предназначенными для того, чтобы лучше удерживать соус в готовом блюде, восточная лапша для лагмана, азиатская полупрозрачная лапша из соевого крахмала, рисовой муки, гречи... А ещё разнообразные макаронные изделия с добавками в виде морской капусты или, чего доброго, летних трюфелей. Даже лазанья - и та в кулинарии относится к макаронным изделиям! Так что несколько однообразный и пресноватый вкус изделий из бездрожжевого теста с лихвой восполняет многообразие их размеров, форм и цветов. Впрочем, как и цен. На прилавках Екатеринбурга можно найти упаковки с ценником в 15 рублей, а можно и в 400. Те самые, с летними трюфелями, колеблются в пределах от 800 до 1 000 рублей. 

Анна Лукьянова, начальник отдела маркетинга и рекламы ЗАО «КХП «Злак», отмечает, что у массового потребителя требования к макаронным изделиям не слишком изощрённы. Всё‑таки наиболее важным фактором для этой категории покупателей является качество предлагаемой продукции по доступной цене.

Дарья Плотникова,бренд-менеджер компании «Макстори», соглашаясь с коллегой, конкретизирует: «Выбор потребителя во многом зависит от того, к какому сегменту относятся макаронные изделия. В сегменте «масс-маркет» потребители больше внимания обращают на ценовой фактор, на качество продукции, которое все определяют по‑разному (по цвету, упаковке, составу макарон,  степени развариваемости и т. д.). Основную роль, естественно, играет ценовая политика продукта, на бренд и его имиджевые характеристики обращают внимание только единицы. В то время как в сегменте «премиум» большее внимание уделяется бренду, тому, какие выгоды обещает торговая марка, «необычности» макаронных изделий».

«И нет на свете блюда вкусней, чем это чудо»

По части вкусовых ощущений можно соглашаться с Макаревичем, а можно и поспорить. Но неоспоримым остаётся тот факт, что потребление макаронных изделий в России с каждым годом растёт, и это не объяснить лишь ростом населения страны. Начиная с 1996 года, замедление темпов роста рынка было отмечено лишь в 2007 году. По данным аналитической группы Intesco Research Group, объём российского рынка макаронных изделий в 2010 году составил 1,1 млн  тонн, а в первом квартале 2011 года продажи были выше, чем в предыдущие годы, что может указывать на дальнейшее увеличение объёма продаж, отмечают эксперты исследовательской компании. В среднем по России на душу населения приходится порядка семи килограммов в год - для сравнения, в Советском Союзе это было восемь килограммов. Но это не много - мы отстаём в потреблении макаронных изделий не только от Италии (32 кг на человека в год), что само собой разумеется, но и от таких стран, как Тунис или Чили, что уж и вовсе необъяснимо, если учитывать, что Чили, например,- родина картошки.

Кроме того, Intesco Research Group отмечает повторяющиеся сезонные колебания объёма розничных продаж макаронных изделий: некоторое повышение во втором квартале, за которым следует снижение в третьем, в четвёртом квартале вновь наблюдается пик продаж.

Что касается потребления в Свердловской области, Минпромторг сообщает, что в первом квартале текущего года «в сопоставимой оценке увеличилась реализация на 14  % макаронных изделий и мороженого». Видимо, свердловчане стали есть макарон и мороженого одинаково больше, чем в 2010-м. Связь между двумя столь непохожими продуктами неочевидна, но, полагаясь на мнение уважаемого ведомства, можно считать, что какая‑то закономерность всё же наблюдается. Как ни странно, никаких более подробных отчётов о популярном продукте в общедоступных источниках найти не удалось. С другой стороны, тоже верно - что тут исследовать: макароны покупали и покупать будут. Да и продукт не только не вредный, но при правильном подходе даже полезный.

Исследовательские компании утверждают, что макаронных изделий группы «А» (из твёрдых сортов пшеницы) на российском рынке стало намного больше. Кроме того, доля привозных макаронных изделий, по данным Intesco Research Group, на рынке с каждым годом сокращается. Так, в 2009 году они занимали менее пяти процентов рынка. А по данным Госстата РФ, например, в августе 2010 года было импортировано только 4 тыс. тонн, в то время как наши производители экспортировали в этом же месяце 7, 7 тыс. тонн макаронных изделий. Так что российские макароны едят не только в стране, но и за пределами нашей родины. Топ российских производителей в последние годы практически не изменён: лидирует «Макфа», на втором месте - «ИнфоЛинк», затем «Союзпищепром» и замыкает четвёрку ГК «Экоофис».

Лапша как бренд

Популярность популярностью, но у производителей востребованного продукта сложностей всё же немало. 

«На наш взгляд, наиболее сложные задачи приходится решать в сфере логистики и продвижения,- отмечает Дарья Плотникова.- Эффективность логистики во многом зависит и от наличия собственного автопарка, от умения подстроиться в определённые «временные коридоры» сетей».

Анна Лукьянова поддерживает: «В настоящее время предприятия сталкиваются с такими проблемами на рынке, как продвижение и сбыт продукта. Это обусловлено присутствием многочисленных конкурентов на российском рынке, что наглядно просматривается на прилавках любого магазина».

Так чего же ждёт от производителя покупатель? Безусловно, ключевым критерием было и остаётся соотношение цена/качество. К чести отечественных производителей следует сказать, что качество продукции растёт. Причём учитываются не только вкусовые пристрастия, но и разнообразные потребительские тренды - например, ассортимент и фасовка. Так, по словам Анны Лукьяновой, в планах на 2012 год КХП «Злак» стоит задача по увеличению ассортиментной линейки макаронных изделий, а также расфасовки продукции в трёх- и пятикилограммовые упаковки. Дарья Плотникова называет среди преимуществ «Макстори» позиционирование продукции как «мировой коллекции оригинальных макарон».

Российские производители «берут» не только количеством. В последнее время они смело осваивают премиальную нишу, где работа с брендом очень важна. Этот путь непрост: «В сегменте «премиум» очень много иностранных производителей. К сожалению для российских игроков, среди наших потребителей силён стереотип, что «настоящими» макаронами могут быть названы только импортные макаронные изделия»,- говорит Дарья Плотникова.

Коллегу поддерживает Анна Лукьянова: «Известность и проверенность бренда играет немаловажную роль при выборе макаронных изделий. Соревноваться с зарубежными производителями непросто, но и нашему бренду уже более 80 лет, его репутация не вызывает сомнений у потребителя». Пока небольшую по объёму, но реальную поддержку российские производители премиальных макарон получили со стороны общепита - пристрастие российских потребителей к итальянской кухне всё растёт, а это дополнительный стимул для производства макарон из пшеницы твёрдых сортов.

Согласно российскому законодательству, в потребительскую корзину гражданина нашей страны входит 133,7 кг в год хлебных продуктов на взрослого, 103,7 кг - на пенсионера и 84 кг - на ребёнка. Исходя из структуры стоимости минимального набора продуктов питания, на эту категорию продуктов в среднем расходуется около 22 % бюджета. Так что, скорее всего, потребление продукции хлебомакаронных комбинатов не только не снизится, но и будет расти. Чему способствует стабилизация цен на сырьё - благодаря урожайным годам, что позволяет обеспечивать не только свои хлебокомбинаты качественной мукой, но и экспортировать её за рубеж.

И не столь важно, будем ли мы по‑прежнему разваривать макароны до мягкости или всё же  привыкнем их недоваривать, что называется «аль денте». Звёздочки, колечки, ракушки и прочая паста из пресного теста будут занимать на нашем столе заслуженное, почётное место. И, возможно, будут и дальше способствовать вдохновению своих поклонников, которые посвятят им новые песни.

Татьяна МОИСЕЕВА, idpr.ru
Advertology.Ru

26.12.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

01.07.2024 - 00:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация