Анализ рынков

Банки уклонились от новогодних акций

Банки уклонились от новогодних акций

Непростая ситуация на финансовом рынке отразилась и на новогодних банковских предложениях. Благодаря дефициту ликвидности, российские банки встречают Новый год большим количеством спецпредложений по вкладам и скромным - по кредитам. Активно привлекая средства граждан и не рискуя раздавать кредиты, банки запасаются средствами в преддверии январского затишья и возможного ухудшения экономической ситуации в новом году.

Сберегай и празднуй

Среднестатистическое новогоднее предложение по вкладам у тех банков, у которых оно есть, выглядит следующим образом. Разместить новогодний вклад предлагается на три, шесть и 12 месяцев. Минимальная сумма вклада колеблется от 5 тыс. до 100 тыс. руб. Новогодняя ставка по вкладам составляет 7,5-12% годовых, что отличается от условий по стандартным продуктам на 1-3 процентных пункта (п. п.). "С учетом замедления инфляции, которая по итогам года не должна превысить 7%, нынешние ставки обеспечивают реальную положительную доходность вкладчикам, поэтому их можно считать приемлемыми",- отмечает аналитик ИК "Совлинк" Ольга Беленькая. Доходность по большинству обычных вкладов с учетом инфляции в этом году стала отрицательной. Похожую надбавку по ставке банки давали своим клиентам и в конце кризисного 2008 года: тогда максимальная ставка по вкладам взлетела до 14% и достигла максимума 15,75% в 2009 году при инфляции 9%. 

Впрочем, с учетом кризисного опыта в этом году, предлагая клиентам в канун Нового года повышенные ставки по депозитам, банки подстраховались от чрезмерных расходов по ним в будущем. Так, из 19 банков, которые проводят акции по депозитам, лишь десять игроков позволяют клиентам пополнять такие вклады. "В нынешней ситуации банки, полагаю, исходили из своей способности хеджировать риски, возникающие по долгосрочным вкладам с возможностью пополнения",- говорит соруководитель аналитического департамента "ВТБ Капитала" Дмитрий Дмитриев. "Введение в действие той или иной акции - это реакция банка на ситуацию, складывающуюся на рынке, и сопоставление этой ситуации с формированием соответствующего портфеля",- полагает начальник управления маркетинга, рекламы и PR Московского кредитного банка Сергей Михайлов. Напомним, привлекая клиентов высокими ставками и возможностью пополнения открытых по ним вкладов в кризисное время, банки впоследствии столкнулись с резким ростом расходов по ним и, как следствие, снижением общей доходности бизнеса. 

В новый год без долгов

Что касается новогодних спецпредложений по кредитам, ставки ним в сравнении со среднерыночными ниже на 6-8 п. п., как и в предыдущие несколько лет. По некоторым продуктам есть отсрочка платежа. Так, ряд банков продвигают свои кредитные карты с длинным льготным периодом до 120 дней в первый год, во время которого кредит можно погасить без уплаты процентов. Таким образом, заемщик может погасить кредит за счет бонусов и тринадцатых зарплат, которые многие получают уже после Нового года, в первом квартале. 

Впрочем, неценовые условия таких кредитов зачастую таковы, что воспользоваться преимуществами этих продуктов сможет не всякий клиент, согласившийся их приобрести. Так, например, Московский кредитный банк дает новогодние "Сказочные" кредиты до 3 млн руб. под 10% годовых (при стандартных 16-24%), но только своим зарплатным клиентам, которые одновременно должны быть его добросовестными заемщиками. Трехмесячную отсрочку платежа по кредиту наличными предлагают Азиатско-Тихоокеанский банк (правда, всем, кроме москвичей) и банк "Восточный экспресс" (но с платным выпуском карты и ставкой от 20,5% годовых). Ханты-Мансийский банк в канун Нового года снизил ставку по ипотеке до 10,9% годовых при обычных для него 12,5%, однако такая ставка действует, лишь если кредит берется на жилье в Санкт-Петербурге, а первоначальный взнос по нему - 50%. 

Отдельную категорию новогодних кредитных спецпредложений составляют всевозможные лотереи и розыгрыши для тех клиентов, которые активно расплачиваются кредитками. Тем самым банки не увеличивают для себя финансовые риски, поскольку выигрыши в таких лотереях нечасты, и одновременно поддерживают необходимый темп прироста кредитного портфеля. Так, банк "Русский стандарт" разыгрывает автомобили Audi A4 и планшетники между пользователями своих кредитных карт, Райффайзенбанк - билеты на шоу Cirque du Soleil и денежные призы. 

При этом стандартные продукты с гарантированными подарками в канун Нового года - китайский чай, красная икра, шампанское, шарфы, подписка на журналы и фильмы с Брюсом Уиллисом, которые многие банки выдают за новогодние спецпредложения,- вряд ли способны заинтересовать потенциальных новых клиентов, но могут укрепить лояльность уже существующих. "Шанс укрепить отношения с заемщиком упускать нельзя",- говорит гендиректор "Интерфакс-ЦЭА" Михаил Матовников. "Сейчас, когда ставки не слишком различаются, банки задумываются, как донести свою услугу так, чтобы на нее обратили внимание,- поясняет директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов.- Благодаря подаркам, у клиентов формируется привязанность к банку, особенно у тех, которые не могут или не хотят детально просчитывать выгоду от спецпредложений". 

Вкладывать нельзя кредитовать

Всего, как показал проведенный "Ъ" опрос, из топ-50 банков, лидирующих по объему розничного бизнеса, только 19 игроков проводят полноценные новогодние акции по депозитам и лишь девять - по кредитам. При сборе и анализе этих данных в качестве новогодних предложений учитывались новые банковские продукты со специальными условиями, которые предлагаются банками клиентам в период с 1 октября до 29 февраля. 

Прочие продукты, которые опрошенные банки, отвечая на запрос "Ъ", позиционировали как новогодние, по сути, таковыми не являются. Они представляют собой либо стандартные продукты с незначительными подарками для клиентов, либо стандартные продукты с несколько измененными ценовыми условиями (например, с чуть увеличенными ставками по депозитам). "На фоне волатильной ситуации с ликвидностью банки используют праздничный период для привлечения вкладов. Они могли бы это сделать и в другое время, но таким образом им удастся избежать репутационных рисков",- говорит Ольга Беленькая. Попытки выдать повышение ставок по вкладам за новогоднюю акцию в этом году на фоне непростой ситуации с ликвидностью достаточно распространены. Так, например, в колл-центре одного из банков признались, что акция по вкладу, заявленная в рекламе как новогодняя, на самом деле таковой не является: "банк просто повысил процент по существующим стандартным вкладам на неограниченный срок". 

Особенным канун этого Нового года стал и на кредитном рынке. Кредитных спецпредложений практически нет, что логично в условиях напряженности на финансовом рынке. Однако этот факт банки предпочитают тщательно скрывать, выдавая за новогодние продукты акции, которые многие игроки проводят в течение всего года. Например, Ситибанк с 1 декабря предлагает возвращать на вновь оформленную кредитную карту 5% от суммы покупок в супермаркетах и выиграть призы. Такие акции банки проводят в течение всего года. "Траст" и Промсвязьбанк делают скидки на комиссию за зачисление кредитных средств на счет, притом что Промсвязьбанк собирается их отменить уже со следующего года. А Банк Москвы позволил своим зарплатным клиентам брать кредиты до 65 лет. 

Отличительной особенностью нынешнего предновогоднего банковского сезона является и то, что многие банки и вовсе проигнорировали сезон новогодних акций для клиентов. При этом те, кто не предлагал новогодних депозитов демонстративно, объясняли это тем, что "не испытывают затруднений с ликвидностью и в допсредствах не нуждаются". Отсутствие новогодних кредитных предложений большинство игроков объяснили тем, что "конец года и так высокий сезон для кредитования, благодаря стараниям ритейлеров". "Они делают скидки на товары, дарят клиентам подарки или запускают специальные акции",- говорит директор департамента по развитию продуктов и услуг ХКФ-банка Павел Беляев. 

Уклон банков в сторону розыгрышей и лотерей вместо реальных скидок по кредитам свидетельствует о том, что и в следующем году банки не перейдут к активному кредитованию, считают эксперты. "Сейчас активно кредитуют только те, кто боится резкого снижения темпов прироста кредитного портфеля в начале следующего года и стремится выдать кредиты "наперед", чтобы оптимизировать структуру баланса",- считает Михаил Матовников. При этом попытка банков заменить новогодние реальные акции малозначительными подарками может сыграть против них: некоторые клиенты не только не прельщаются приятными мелочами, но даже более настороженно относятся к таким праздничным акциям.

У них

В Европе, особенно в западной ее части, где рынок розничных банковских услуг находится в состоянии зрелости, а потребители уже давно привыкли к всевозможным специальным акциям, банки не особенно рассчитывают на то, что эти кампании могут привести к значительному притоку вкладов или новых кредитных клиентов. Поэтому в последнее время в крупнейших странах Западной Европы подобных акций на порядок меньше. Гораздо больше внимания европейские потребители в преддверии Рождества обращают на спецпредложения от ритейлеров и производителей товаров широкого потребления. 

Впрочем, это не означает, что в Западной Европе специальных рождественских и новогодних акций от банков нет вовсе. Особенно активно банки пытаются заполучить деньги в Германии, где экономическая ситуация заметно лучше, чем в большинстве других европейских стран. Так, например, Frankfurter Sparkasse предлагает 5% годовых для всех, кто с 24 октября по 31 декабря 2011 года откроет вклад на сумму до €15 тыс. на срок не менее шести месяцев. Обычные ставки по срочным вкладам в этом банке составляют 0,5-1,5%. 

Испанский Santander, который в последнее время ведет в Германии агрессивную маркетинговую политику, предлагает всем, кто оформит до конца года кредитную карту, льготные условия по ее обслуживанию - 0% штрафных санкций за превышение допустимого кредитного лимита, тогда как обычная штрафная санкция составляет 14%. Специальную новогоднюю акцию по распространению кредитных карт на льготных условиях в Германии проводит и британский Barclays - он предлагает всем, кто оформит кредитку до 31 декабря, €20 на счет в подарок и 0% комиссии за обслуживание в первый год. Кроме того, в Германии банки устраивают рождественские лотереи, в которых можно выиграть смартфоны iPhone или HTC Sensation, планшет iPad, заправочную карту Shell и другие ценные призы. 

Британский HSBC не теряет надежды привлечь к себе новых клиентов и в своей родной Великобритании. Всем, кто ранее не обслуживался в этом банке, он предлагает открыть депозит на 12 месяцев на сумму от £2,5 тыс. под 6% годовых. Стандартный доход по срочным вкладам для британских клиентов HSBC составляет 1,5-3%. 

Во Франции банки сейчас особенно активно пытаются распространять услуги интернет- и мобильного банкинга. Так, например, BNP Paribas предлагает до 1 января через интернет открыть депозит "Каникулы" с невысокой годовой ставкой - 1,5% годовых,- но с 12-процентной скидкой при оплате проживания в отелях или апартаментах через сайт турагентства, принадлежащего оператору железных дорог SNCF, а также €50 в подарок при покупке на том же сайте спецпредложения "авиаперелет + проживание в отеле" или "авиаперелет + отель + аренда автомобиля" на сумму не менее €700. Кроме того, всем, кто откроет данный онлайн-вклад, банк до 1 января дарит скидку €70 при оплате проживания на горнолыжном курорте. ING Direct - интернет-банк, входящий в голландскую финансовую группу ING,- дарит своим клиентам во Франции €30 на счет при открытии ими до 31 декабря "золотой" карты Master Card. Кроме того, онлайн-банк не будет взимать комиссию за ряд операций по этой кредитке. 

КоммерсантЪ
Advertology.Ru

26.12.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Игорь Зуев: "Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от...Игорь Зуев: "Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.12.2024 - 06:00
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация