Анализ рынков

На алкогольном рынке идет крупный передел

На алкогольном рынке идет крупный передел

В компании «МБ группа Импэкс», поставляющей в Россию импортные вина, в пятницу, 7 октября, был настоящий праздник: фирма наконец-то получила лицензию на оптовую торговлю алкогольной продукцией. Решения регулятора в «Импэксе» ждали с замиранием сердца с июля 2011 года, когда закончилась прежняя лицензия. Без нее осуществлять торговлю алкоголем нельзя (как и производить алкогольную продукцию). И с подобной проблемой столкнулись все участники рынка.

Дело в том, что еще в 2006 году в связи с принятием нового законодательства всем фирмам, связанным с производством и оборотом алкоголя, было предписано пройти лицензирование. Тогда этой процедурой ведала Федеральная налоговая служба (ФНС). Лицензии выдавались на пять лет, поэтому с весны 2011 года предприниматели начали в массовом порядке обращаться за их продлением. Однако уже не в ФНС - с весны 2009 года функции лицензирования были переданы в новое ведомство, Росалкогольрегулирование (РАР), которое возглавил бывший директор ФГУП «Росспиртпром» Игорь Чуян.

В РАР подошли к делу со всей строгостью. Отказ в продлении лицензии гарантирован, если, например, не соблюдается температура на складе (даже если разница всего в 0,90С), не в каждом помещении есть деревянные поддоны, недостаточно подробно указан адрес предприятия (нужна не только улица, дом и корпус, но и номера комнат), на справке из налоговой нет гербовой печати и т. п. Только в Московском арбитражном суде находится более сотни дел с участием РАР. Некоторые из его решений суд признал обоснованными, некоторые - нет, но в любом случае судебный иск - это месяцы разбирательств, а бизнес все это время стоит.

Всего в РАР обратилось около 800 организаций, по состоянию на 1 сентября лицензировалось около половины. «К нам не обратилось за продлением лицензии более 40% оптовых организаций и чуть более 30% производственных», - говорит пресс-секретарь РАР Александр Куликов. По словам участников рынка, раньше было много фирм-однодневок, которым в новых условиях не выжить.

В основном пострадали мелкие компании. Представители одной из них, ООО «Викон», даже приходили в сентябре с митингом к офису РАР, но так ничего и не добились. Впрочем, некоторых новый порядок устраивает. «У нас обороты только выросли за счет тех, кто не прошел регистрацию», - говорит представитель оптовой компании «Вестор». «В кои-то веки я солидарен с госорганами! - радуется владелец «ДП Трейд» Дмитрий Пинский. - Ну да, нам пришлось поползать, подбивая свои стандартные 14-сантиметровые европоддоны фанерками, чтобы они стали высотой 15 см, как того требует РАР. Но это, пожалуй, единственное глупое требование было, все остальное по делу».

Кто сорвал самый крупный куш от зачистки на рынке? «РАР, ставший акционерным обществом «Росспиртпром», и находящаяся под его управлением «Восточно-Европейская дистрибуторская компания» (ВЕДК) с самого начала взяли курс на укрупнение рынка, - говорит независимый аналитик алкогольного рынка Вадим Дробиз. - Это «частно-государственное алкогольное партнерство».

«Росспиртпром» на 100% принадлежит государству, а ВЕДК - предпринимателю Василию Анисимову. Он же вместе с СМП-банком братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов, знакомых Владимира Путина, владеет Московским заводом «Кристалл». «С водочным направлением все очевидно - приходят и предлагают 40% отдать «Росспиртпрому», второй раз приходят уже с департаментом экономической безопасности МВД и парнями в бронежилетах, - говорит торговец алкоголем, пожелавший остаться неназванным. - По-моему, это банальный рейдерский захват». Директор департамента информации и внешних связей ОАО «Росспиртпром» Александр Коровка возражает: на конкурентном алкогольном рынке потребителям или партнерам по бизнесу невозможно административным путем навязать желание покупать чью-то продукцию.

«Регулирование алкогольного рынка осуществляется единообразно, и никаких преференций никто из его участников не имел и иметь не будет», - говорит Александр Куликов.

Некоторые компании, чтобы быстрее пройти лицензирование, пошли на хитрость. Например, «Русский стандарт» предпринимателя Рустама Тарико заключил в конце 2010 года партнерское соглашение с ВЕДК о дистрибуции своей водки. Хотя у «Русского стандарта» есть собственная дистрибьюторская компания «Руст Инк». В апреле 2011 года «Руст Инк» получил необходимую лицензию на пять лет, и альянс «Русского стандарта» с ВЕДК был расторгнут. Впрочем, в «Русском стандарте» связь этого соглашения с выдачей лицензии отрицают.

«Количество производителей алкоголя в результате лицензирования сократилось на 40%, а дистрибьюторов - минимум вдвое», - оценивает Дробиз. Пострадали и крупные компании. В Ростове, например, осталось без лицензии предприятие «Регата», владелец популярной водочной марки «Белая березка». «У них не было административного ресурса, зато была привлекательная марка. Вот и посмотрим, кому она теперь достанется», - говорит Дробиз. В «Регате» от комментариев отказались.

То ли еще будет: «Росспиртпром» обнародовал планы к 2015 году занять 40% российского алкогольного рынка.

Роман Кутузов, Forbes
Advertology.Ru

18.11.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.01.2025 - 08:17
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация