Анализ рынков

Виагра - третий по популярности препарат в российских аптеках

Виагра - третий по популярности препарат в российских аптеках

Лекарство, выпущенное еще в 1998 г., по-прежнему занимает львиную долю рынка средств для лечения эректильной дисфункции, хотя с тех пор появилось более десятка конкурирующих препаратов.

История изобретения виагры описана уже в сотнях книг. Вкратце она такова: препарат на основе силденафила, разработанный Pfizer для улучшения сердечной деятельности, во время клинических испытаний к заметному улучшению состояния пациентов-сердечников не привел, но медики заметили, что участники испытаний не хотят возвращать оставшиеся у них таблетки. При расспросах выяснилось, что виагра сделала сексуальную жизнь пациентов намного более яркой. Компания провела все необходимые процедуры, выбрала название для нового препарата (по легенде виагра появилась в результате слияния слова vigor (власть, энергия) и названия водопада Ниагара), упаковала силденафил в красивые таблетки ярко-синего цвета и весной 1998 г. получила одобрение Управления по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов (FDA) на применение инновационного препарата в США. За первую неделю с момента поступления препарата в продажу на виагру было выписано 247 666 рецептов. Вскоре Pfizer получила одобрение регуляторов и в других странах, и в итоге за первый год компания продала виагры на $1 млрд.

В России виагра также появилась в 1998 г. и слава о чудо-препарате разлетелась очень быстро благодаря его феноменальному успеху на Западе, вспоминает Николай Демидов, гендиректор «Фармэксперта». По данным компании, в 2002 г. виагра занимала 82% рынка препаратов от эректильной дисфункции (ее продажи составляли 864,4 млн руб.), еще 7,7% приходилось на препарат импаза от «Материя медика». В 2003 г. на рынке появился сиалис от Eli Lilly и левитра от Bayer. Но до сих пор попытки конкурентов отвоевать долю виагры не увенчались значимым успехом, считает Демидов. Свою долю рынка другие препараты получили, но скорее за счет вовлечения новой аудитории, которая по каким-либо причинам не доверяла торговой марке № 1 и услышала доводы новых игроков, продолжает он. Здесь можно провести аналогию с ношпой, считает гендиректор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк: она также первая вышла на рынок и завоевала большую популярность у потребителей и сейчас, несмотря на присутствие множества препаратов дротаверина (действующее вещество ношпа), ношпа занимает львиную долю рынка. «Потребитель привязывает свои ассоциации по применению препарата к определенному бренду, в итоге возникает связь: спазм кишечника - ношпа, эректильная дисфункция - поможет виагра. Эту взаимосвязь трудно разрушить, несмотря на появление новых, более эффективных препаратов», - объясняет Шуляк.

Чтобы помнили

Сейчас узнаваемость виагры составляет 92%, ее предпочитают 87% людей, принимающих препараты для лечения эректильной дисфункции, уверяет директор подразделения «Препараты общей терапии» российского представительства компании Pfizer Данил Блинов. Большую степень известности виагре обеспечивают высокая эффективность и безопасность, убежден он.

Но другие производители также обратили внимание на то, что мужчины готовы тратить огромные средства на решение проблем с потенцией. Поэтому если в первые годы Pfizer в продвижении виагры больше упирала на факты и медицинскую часть, то в 2003 г. пришлось сделать рекламную кампанию более раскованной, так как конкуренты старались в рекламе насмешить и эпатировать публику. В 2004 г. агентство McCann Erickson сделало для Pfizer рекламу нового типа: мужчины в ней по-прежнему рассказывали, как им в жизни помог чудесный препарат, а логотип виагры, буква V, превращался над их головами в бесовские рожки. В 2007 г. в североамериканских печатных СМИ в рекламе виагры были использованы коллажи из лиц пенсионеров и торсов молодых культуристов.

В России, где рецептурные препараты можно рекламировать только в специальных изданиях, производители вынуждены говорить обиняками. В 2011 г. компания Pfizer запустила образовательную рекламную кампанию для населения на интернет-ресурсе get-hard.ru. Например, в этом году на сайте get-hard.ru был размещен видеоролик, герой которого безуспешно пытается вставить в стакан с напитком соломинку. Лишь сменив соломинку на ярко-синюю, человек справляется с задачей. Сопровождается действие песней группы «Виа гра» «Моя попытка номер пять». На сайте не назван бренд, но рекламируются интерактивные консультации у специалиста. Сейчас Pfizer в год тратит по всему миру на продвижение виагры $400 млн при продажах этого препарата в $1 млрд, говорит директор аналитической компании Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов.

Чем ответят конкуренты

Но в будущем позиции виагры в России могут пошатнуться, считает Демидов из «Фармэксперта». Пока препарат здесь не был атакован дженериками: в России у Pfizer есть патент на медицинское использование силденафила, действующий до 13 мая 2014 г. Какой сценарий возможен после, можно понять, изучив данные по Украине и Белоруссии, где использование силденафила не защищено. На Украине виагра занимает около 26% рынка препаратов для лечения эректильной дисфункции (в стоимостном выражении, данные «Фармэксперта»). Существенную конкуренцию ей составляют «такие красивые бренды», как «Дженагра», «Пенигра», рассказывает Демидов. У людей, страдающих хронической эректильной дисфунцией, цена имеет большое значение, они выбирают препарат подешевле, объясняет он.

Во многих странах Pfizer успешно отбивается от дженериков. Например, федеральный суд Норфолка (штат Вирджиния, США), рассматривая спор компании с фармпроизводителем Teva, выпустившим дженерик виагры под названием «Динамико», подтвердил эксклюзивное право Pfizer на использование силденафила для лечения эректильной дисфункции на весь срок действия патента - до октября 2019 г.

Но в России Pfizer предпочла с Teva договориться. «Динамико» основывает свою маркетинговую концепцию на противопоставлении виагре. Так, российская презентация дженерика прошла в стриптиз-клубе Dolls. В мероприятии участвовали эпатажный политик Алексей Митрофанов и психотерапевт и сексолог Александр Полеев. По итогам презентации ее организаторы смогли разослать пресс-релиз, в котором встречались такие яркие цитаты, как «Среднестатистический российский мужчина тратит на секс 2,5 минуты в неделю, а на бритье у него уходит более 10 минут, - поведал Полеев, - это явственно свидетельствует о том, что в нашей стране с сексом большие проблемы». Или «Качественный секс после 30 доступен в основном белым воротничкам, у которых есть деньги на виагру». Признавая достоинства оригинального препарата («голубая таблетка» принесла много счастливых моментов миллионам граждан, которые раньше не имели выхода из тупиковой ситуации«), пиарщики Teva напоминали, что отпускная цена на легальный дженерик виагры втрое меньше - т. е. играли на формуле «отличный результат за меньшие деньги».

Но препараты, которые появились после виагры, еще долго будут оставаться в сознании потребителей вторыми, уверен Мелик-Гусейнов. Человечество запомнило первых, самых смелых: смелость позиционирования препарата как средства для лечения импотенции, необычная форма таблетки и ее цвет, агрессивный маркетинг вкупе с нарастающей остротой проблемы сделали то чудо, о котором мы все сегодня говорим с удивлением, продолжает он.

Ведомости
Advertology.Ru

16.11.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

12.01.2025 - 23:27
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация