Анализ рынков

Недетские перспективы рынка детского питания

Недетские перспективы рынка детского питания

Рынок детского питания, по оценкам специалистов, является одним из самых перспективных в пищевой отрасли. Оптимистичные прогнозы развития этого рынка обусловлены сразу несколькими факторами. Это и увеличение рождаемости, и возросшее доверие к продуктам детского питания промышленного производства, не в последнюю очередь обусловленное стараниями самих производителей.

Недавно рынок детского питания был детально исследован специалистами Информационного агентства «КредИнформ Северо-Запад». С вопросами об особенностях, перспективах и проблемах этого рынка мы обратились к Валерию Скобелеву, начальнику аналитического отдела.

-Валерий Павлович, каков объём рынка детского питания? Далёк ли он от насыщения?

-Объём рынка питания для детей до 4 лет составляет 22-25 млрд рублей. В связи с тем что последние пять лет отмечается рост рождаемости, будет расти спрос и на детское питание. Поэтому данный рынок при сохранении роста рождаемости будет иметь устойчивую тенденцию к росту.

-То есть этот рынок перспективен для новых производителей?

- Данный рынок перспективен как для существующих, так и для новых игроков, поскольку имеются неосвоенные ниши.

-Например?

- Сегмент, который может заинтересовать игроков,- продукты питания для детей от двух до трёх лет. Сегодня детское питание - это в основном гомогенизированная еда. В продаже почти нет продуктов с кусочками, которые необходимы детям при переходе от младенческого прикорма к общему столу. Поэтому родители начинают предлагать детям взрослую еду - к сожалению, сейчас у них нет другого выбора.

Также важным, по мнению экспертов, должно стать появление обогащённых детских кисломолочных продуктов. Исследования показывают, что большинство городских жителей России испытывают те или иные проблемы с желудком и кишечником. Это относится и к маленьким детям - часто мамы жалуются, что ребёнок страдает от дисбактериоза и плохо переносит ту или иную пищу. Для нормализации желудочно-кишечных процессов обычно используется именно «кисломолочка». Спектр бактерий, которые применяются для кисломолочного сбраживания, очень широк, и с их помощью можно готовить множество самых разных профилактических продуктов. Сейчас такие продукты пользуются спросом, их ассортимент на рынке довольно широк, но все они рассчитаны на взрослый организм, и нет практически ни одного аналогичного продукта для маленьких детей.

-Какие виды детского питания, по данным Информационного агентства «КредИнформ Северо-Запад», являются наиболее популярными среди покупателей и какие наиболее перспективны для производителей?

-По оценкам экспертов «КредИнформ», самый большой сегмент питания для детей до 4 лет по доле в стоимостном выражении - это детское пюре (27,1 %).

Отвечая на вторую часть вопроса, отмечу, что детское пюре присутствует на протяжении всех первых трёх лет жизни ребёнка со значительной долей, достигая максимума на втором году жизни. Соки, каши - также являются сегментами, играющими важную роль на протяжении 36 месяцев. Другие значительные сегменты либо очень важны на первом году жизни (смеси - 41 % всех затрат на детское питание на первом году жизни), но теряют свою важность по мере роста ребёнка, либо, наоборот, становятся более значимыми ко второму и третьему году жизни ребёнка (все молочные продукты).

-Что можно сказать об особенностях сбытовой сети продуктов детского питания?

-Развитие рынка питания для детей до 4 лет в России имеет ряд особенностей, которые отразились и на структуре продаж. Основную роль здесь сыграл тот факт, что в начале 90-х годов, когда российский рынок детского питания стали активно осваивать иностранные производители, аптеки по ряду причин оказались к этому не готовы. Причин было много. Это и сложившееся отношение покупателя к аптечному ассортименту, и особые условия хранения детского питания, и сам процесс реализации, который подразумевает консультационные услуги, практики которых у аптек на тот момент не было. Свою роль сыграло и непредвзятое отношение потребителя к месту покупки: детское питание покупали везде, где его продавали - в продуктовых магазинах, киосках, универсамах.

Активное развитие рынка на фоне возрастающих критериев потребительского спроса привело к тому, что в России появились специализированные магазины детского питания - явление уникальное и присущее только отечественному рынку. На сегодняшний день, по мнению экспертов «КредИнформ», они более всего соответствуют запросам потребителя: гарантия качества, широкий ассортимент, профессиональные консультационные услуги.

-А какие операторы розничных продаж детского питания, по данным вашего исследования, наиболее эффективны с коммерческой точки зрения: аптеки, крупные торговые центры, специализированные магазины детских товаров, интернет-магазины, другие?

-По мнению экспертов «КредИнформ», самыми важными каналами для покупки детского питания являются специализированные детские магазины (19 % рынка) и супермаркеты (23 %). Специализированные детские магазины показывают самые высокие темпы роста, и при сохранении такой тенденции этот канал скоро может выйти на лидирующую позицию. Успех канала складывается из двух составляющих - достаточно высокой частоты покупок в этом канале (6,6 раза за квартал, то есть 2 раза в месяц), а также самых высоких затрат на покупку в данном канале.

-Какова доля импорта на отечественном рынке продуктов детского питания? Можно ли прогнозировать её сокращение в ближайшее время?

-Сегодня доля импорта среди адаптированных сухих смесей составляет 91 %, среди овощных пюре - 91 %, среди фруктовых пюре - 50 % (см. диаграмму.) Однако ведущие мировые производители стремятся не только увеличить экспорт в Россию, но и усилить непосредственное присутствие на отечественном рынке, создавая собственные производственные предприятия внутри страны.

Одновременно с этим на рынке сильны и позиции российских игроков. Отечественная продукция составляет 90 % объёма детских соков, 75 % - мясных пюре, 99 % - жидких и пастообразных молочных продуктов. Стоит отметить, что потребитель всё больше доверяет российским производителям, предлагающим высококачественную продукцию по доступным ценам. Подобная лояльность целевой аудитории даёт возможность с оптимизмом смотреть на возможность замещения импорта и в других сегментах категории.

-Экспортируется ли российское детское питание?

-Россия осуществляет поставки детского питания за рубеж. Так, за 8 месяцев 2010 года экспорт составил более 4 тысяч тонн в натуральном выражении и 20 тысяч долларов в стоимостном. При этом импорт более чем в 6 раз по объёму превышает экспорт.

Продукция, в основном расфасованная для розничной продажи, поставляется в основном в страны ближнего зарубежья (Украина, Казахстан, Азербайджан, Туркмения, Киргизия и другие). Также направляются гомогенизированные готовые пищевые продукты и овощи для детского питания, соки и др.

-С какими проблемами приходится сталкиваться участникам рынка детского питания?

-В настоящее время эксперты выделяют следующие проблемы рынка детского питания в РФ:

1. Межведомственная рассогласованность: «детская отрасль» сейчас не отнесена чётко к какому-либо ведомству. Это может негативно сказаться на деятельности малых компаний, торгующих продукцией детской индустрии. В скором времени из-за технического регулирования они будут лишены возможности работать на открытых территориях.

2. Потребность в модернизации. Дальнейшее развитие индустрии связано не с серийным производством, а с развитием системы инжиниринговых, образовательных, управленческих центров отрасли. Поэтому инфраструктура производства должна перейти на новый уровень, поскольку модернизация без этого невозможна.

3. Неэффективность контроля над соблюдением правил обязательной сертификации детских товаров. На территории РФ были выявлены многочисленные случаи реализации детских товаров, не отвечающих требованиям ГОСТа, их продажа без сертификатов и знаков соответствия, что представляло реальную угрозу здоровью детей.

4. Бездействие должностных лиц отдела государственного контроля и надзора. Участники рынка отмечают, что розничные продавцы ставят перед производителями жёсткие условия вхождения в крупные розничные сети. Основными входными барьерами являются: вступительный взнос; диктат цен; требование поставок определённого объёма товара точно в срок; система штрафов за несоблюдение норм.

-Что можно сказать о дальнейшем развитии рынка? Каковы прогнозы?

- Ожидается рост производственных показателей, который будет обусловлен растущим спросом на детское питание в связи с увеличением рождаемости и, как следствие, увеличением количества детей в возрасте до 4 лет. Кроме того, в последнее время большинство родителей в силу улучшения своего благосостояния изменяют своё отношение к предлагаемому на рынке детскому питанию: так как большую часть времени у родителей занимает работа, то молодой семье легче купить готовую продукцию, полезную для здоровья ребёнка, чем готовить её самим.

И, наконец, рынок товаров для детей в возрасте до 4 лет имеет отличительную особенность - он всегда открыт для новых товаров. Поэтому, скорее всего, на рынке будут появляться принципиально новые продукты детского питания.

-В каком направлении вы посоветовали бы развиваться игрокам рынка детского питания?

- Экспертами отмечено, что важную роль в качестве детского питания играет упаковка. Но дело не в красочности рисунков, а в удобстве расфасовки. Ведь после открытия содержимое баночки нужно употребить в течение нескольких часов, максимум одного дня. Очень удобна порционная расфасовка.

Если говорить о местах розничных продаж, то тут нужно помнить, что для большинства молодых мам (родителей) поход в магазин возможен только в том случае, когда можно взять малыша с собой. Поэтому никаких затруднений не возникает, если на торговом предприятии имеется специальная отведённая для этих целей комната, где ребёнка можно покормить и перепеленать. Для создания специальной комнаты, которая не будет приносить дохода (но повысит лояльность покупателей), в магазине необходимо выделить дополнительную площадь в 10-40 квадратных метров.

И конечно, уровень сервисного обслуживания, высокая квалификация торгового персонала и его предупредительное отношение к покупателям также позволяют заслужить лояльность родителей.

Марина Смирнова, ПР-Предприниматель
Advertology.Ru

20.06.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Игорь Зуев: "Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от...Игорь Зуев: "Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.12.2024 - 08:53
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация