Анализ рынков

Лекарство от горечи жизни

Обзор внешнеторгового рынка кондитерских изделий.
Исследования компании "ВладВнешСервис".

В последние годы в связи с некоторой стабилизацией российской экономики изменилась структура потребления населением продуктов питания, и достойное место в ней стали занимать кондитерские изделия. По оценкам экспертов, сейчас российский кондитерский рынок является вторым в мире по емкости после рынка Соединенных Штатов.

ИМПОРТ

Как известно, уже после кризиса 1998 года ведущие иностранные производители с целью снижения себестоимости продукции были вынуждены организовать собственные производства на территории России. Именно это позволило таким компаниям, как Nestle и Kraft Foods, завоевать прочные позиции на российском рынке. Однако несмотря на это, импортные поступления кондитерских изделий в  Россию из-за рубежа продолжают неуклонно увеличиваться. За период с 2002 по 2004 годы объем рынка вырос на 55% и достиг $419 млн в денежном выражении и 372 тысячи тонн в натуральном (табл. 1).

1

Что касается предпочтений россиян по видам импортных кондитерских изделий, то наибольшим спросом пользуется шоколад и шоколадные конфеты. На долю этой категории приходится 37,6% всех импортированных в Россию в 2004 году сладостей. На втором месте по популярности находятся джемы, желе и мармелады с долей рынка 21%. Тройку популярных импортных продуктов замыкает карамель - ей принадлежит 12,7% рынка (рис. 1).

Именно эти продукты оказали влияние на рост рынка в целом. Стоимостной объем импортированных в 2004 году в Россию шоколадных изделий превышает аналогичный показатель 2002 года более чем на 67%. Однако этому росту в основном способствовало повышение цен на импортный шоколад, так как прирост в натуральном выражении в этом сегменте составил лишь 26%. Объемы импортных поступлений джемов и карамели с 2002 года выросли соответственно на 64,4 и 15,5%.

Наиболее динамично развивающимися на протяжении последних трех лет в импорте кондитерских изделий следует признать сегменты сладких паст и масс, а также фруктов и орехов, консервированных с помощью сахара. Объемы поступлений такой продукции в денежном выражении за рассматриваемый период выросли более чем в 3 раза. Однако пока эти позиции не оказывают сколько-нибудь существенного влияния на рынок, так как суммарная доля их чрезвычайно низка - в 2004 году она составила лишь 0,6%.

2

Что касается страновой структуры импорта, то основными конкурентами российских производителей остаются кондитеры Украины, Польши и Германии (рис. 2). На долю этих трех стран приходится 63,8% всего потока поступающих в Россию кондитерских изделий. Закономерно, что темпы роста объемов поступлений товаров из этих государств определяют рост объемов внешнеторгового рынка в целом.

Поставки из Украины остаются наиболее значимыми на внешнеторговом кондитерском рынке России. Сейчас на долю украинских производителей приходится 41% от общего потока кондитерских изделий.  Что касается структуры украинского импорта, то 37% всех поставок составляют шоколадные изделия, 28% - карамель. Позициям "Печенье" и "Вареные конфеты" принадлежит соответственно 12 и 9% товаропотока из этой страны.

Более 30 украинских производителей специализируются на поставке шоколада и шоколадных конфет на российский рынок. Крупнейшими игроками выступают такие компании, как ЗАО "А.В.К" - на его долю приходится более 10% всего импортируемого в Россию шоколада и 24% потока шоколадных изделий Украины, и ОАО "Винницкая кондитерская фабрика" - 8,8% рынка импортного шоколада.   Ассортимент поставляемых ими в Россию шоколадных изделий очень обширен и включает в себя шоколад в плитках, шоколадные батончики с начинкой, весовые и фасованные в коробки конфеты целого ряда наименований.

3

Украина издавна была ведущим поставщиком на российский кондитерский рынок продукции нижнего ценового сегмента, тогда как производство более качественной, а значит, и дорогой продукции оставалось привилегией российских компаний. Сейчас эксперты говорят о переориентации кондитерской промышленности Украины. Тенденция подтверждается повышением цены на продукцию из этой страны в среднем на 39% за последние три года.

Второе место по объему импортируемых в Россию сладостей по праву принадлежит Польше. По итогам 2004 года, на ее долю пришлось 15,8% рынка импортных кондитерских изделий. За последние три года объем поставок из этой страны вырос на 65,6% и в прошедшем году превысил $66 млн.   Основным товаром, поставляемым на российский рынок польскими кондитерами, являются джемы - на их долю в 2004 году пришлось около 48% всего потока польских сладостей. В товарной структуре импорта за последние три года произошли некоторые изменения. В частности, следует отметить значительный рост поставок шоколадных изделий при одновременном снижении экспорта мучных, что ранее было нехарактерно для этой страны (рис. 3).

Ведущими польскими производителями, работающими на российском рынке, являются компания Ferrero Polska Sp. z o.o., экспортирующая шоколадные конфеты Rafaello, шоколадные яйца Kinder Surprise и пасту Nutella, и фирма Zentis Polska, поставляющая в Россию ингредиенты для творожков и йогуртов, в частности джемы и фруктовые пюре. На их долю приходится, соответственно, 27,2 и 25,4% всего объема импортированных польских сладостей.

Третье место среди стран, поставляющих кондитерские изделия в Россию, занимает Германия. В 2004 году 7% импортированных кондитерских изделий были выпущены именно в этой стране. В структуре товаропотоков из Германии тоже не обошлось без серьезных изменений. В частности, за три года поставки шоколадных изделий выросли более чем в 2 раза и достигли объема в $21,1 млн (рис. 4). Таким образом, сейчас на их долю приходится 72,2% всех кондитерских изделий, ввезенных в Россию из Германии.

45

Среди немецких производителей лидерами продаж в России являются компания Alfred Ritter GmbH & Co., выпускающая шоколад марки Ritter Sport, - на ее долю приходится более 28% сладостей, ввозимых из Германии, и немецкое отделение компании Ferrero, контролирующее 27,4% сегмента. Ferrero на российский рынок поставляет конфеты с одноименным названием и шоколадные изделия марки Kinder.

ЭКСПОРТ

Жесткая конкуренция с зарубежными кондитерами и наличие развитого производства внутри страны заставляет российских производителей искать новые рынки сбыта. Сейчас, при насыщении внутреннего рынка, отечественные предприятия увеличивают экспортные поставки, объемы которых выросли за последних три года на 77,4%.

Основным покупателем российских кондитерских изделий остается Казахстан (рис. 5). За период с 2002 по 2004 год экспорт в эту страну вырос на 61,6% и почти достиг объема $69 млн, в натуральном выражении он составил 41 тысячу тонн. Казахстан является ведущим потребителем российского шоколада и изделий из него - более 55% поставок из России приходится именно на этот вид кондитерских изделий.

6

Стабильным партнером России на внешнем рынке продолжает оставаться Украина. Объемы экспорта в эту страну за указанный период выросли в натуральном выражении на 86,5% при одновременном увеличении цены на продукцию в среднем на 14%. Тем не менее в 2004 году объемы украинского импорта кондитерских изделий в Россию в 9 раз превысили объемы встречных экспортных потоков.   При этом, несмотря на изменения в политике украинских производителей, средняя цена на продукцию российского производства по-прежнему превышает цену украинской продукции в 2,1 раза.

Не произошло ожидаемых серьезных изменений и в структуре товарообмена кондитерскими изделиями между двумя странами. В экспортных потоках ведущую роль по-прежнему играют шоколадные изделия. Вопреки прогнозам экспертов, доля развесных конфет в этом сегменте не уменьшилась, а наоборот, выросла с 89,7% в 2002 году до 93,7% в 2004-м. Однако следует отметить значительное замедление темпов роста импорта в Россию украинской карамели. В частности, за три года прирост составил всего 19% (рис. 6).

7

Таким образом, борьба за рынок кондитерских изделий утихать пока не собирается. Иностранные компании ищут новые пути выхода на российский рынок. В частности, один из ведущих зарубежных поставщиков, компания Alfred Ritter, на долю которой приходится около 5% всех ввезенных в 2004 году шоколадных изделий, занимается наладкой в нашей стране собственного производства. Украинские кондитеры постепенно переходят на выпуск продукции среднего и высокого ценовых сегментов. Ну а отечественные компании ищут новые рынка сбыта, наращивая объемы экспорта в страны не только ближнего, но и дальнего зарубежья.

Жанна Мартынова, Ирина Бояринцева

09.12.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.12.2024 - 10:24
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация