Новые правила размещения рекламы в интернете
С начала осени вступили в силу поправки в Закон о рекламе, которые устанавливают новые правила размещения рекламы в Интернете. Суть поправок сводится к созданию так называемой «единой системы прослеживаемости» оборота рекламы.
Как это работает
- Все участники рынка теперь будут иметь дополнительные обязательства по предоставлению полных данных о себе, о публикуемой рекламе, а также обо всех участниках процесса, задействованных в распространении рекламы, и договорах между ними. При этом реализовано это будет не напрямую, а через операторов рекламных данных (ОРД) — они станут новыми участниками рекламного рынка.
- Все рекламные сообщения теперь подлежат маркировке особыми цифровыми идентификаторами (их называют токенами) еще до публикации.
- После публикации рекламных сообщений все участники этого процесса будут обязаны отчитываться о размещении той или иной рекламы.
- Теперь в процессе появится новая сторона – Оператор Рекламных Данных. Его задача:
- фиксировать информацию и собирать рекламные сообщения от рекламодателей / распространителей рекламы (к ним могут относиться рекламные площадки, агентства и так далее)
- помечать каждое рекламное сообщение соответствующим токеном
- Отчитываться перед Роскомнадзором и предоставлять информацию для внесения в специальный рекламный реестр.
- Также теперь существует Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), цель которого — хранить информацию о показах и площадках, финансах, агентах и контрагентах. При этом храниться информация в ЕРИР будет пять лет. ФНС и ФАС будут иметь доступ к реестру.
Таким образом, каждое рекламное сообщение в Интернете теперь будет подлежать соответствующей маркировке и занесению в ЕРИР. Контролировать этот процесс будут Роскомнадзор, ФНС и ФАС.
Кто должен предоставлять данные
1. В основном это сами рекламодатели – как юридические, так и физические лица, а также индивидуальные предприниматели.
Но здесь есть и исключения: в частности, по поручению рекламодателя сообщать в реестр данные за себя сможет рекламораспространитель или ОРС. Если в договоре такое положение не предусмотрено, передача информации будет лежать на самом рекламодателе.
2. Распространители рекламы:
- К ним относятся физические и юрлица, а также ИП, распространяющие или организующие рекламу в интернете от любых рекламодателей.
- Площадки: к ним относятся соцсети, организаторы распространения информации, аудиовизуальные сервисы (стриминговые платформы), агрегаторы новостей, мессенджеры и поисковики.
3. Операторы рекламных систем – юридические и физические лица, те же, что указаны в рекламораспространителях.
4. Посредники — к их числу относятся рекламные агентства и частные лица (фрилансеры), размещающие рекламу от имени клиента.
Здесь предусмотрено одно исключение — обязанность предоставлять данные в реестр снимаются с распространителей социальной рекламы.
Какие данные нужно передавать в ЕРИР?
1. Если говорить с точки зрения рекламодателя, он должен предоставить свои регистрационные и контактные данные, а также договоры, относящиеся к распространению рекламных сообщений.
2. Для распространителей рекламы список шире — им требуется предоставлять:
- свои регистрационные и контактные данные, а также договоры, относящиеся к распространению рекламных сообщений
- данные о средствах распространения рекламных сообщений: сайт или его страницы, информационные системы, компьютерные программы и приложения;
- а также ряд других технических сведений.
3. От ОРС:
- сведения о регистрации организации, контактные данные.
- сведения о договорах.
- другие технические сведения.
4. От агентств и других посредников:
- Сведения о регистрации и контактные данные,
- Договоры с рекламодателем или распространителем.
Какие данные о рекламе необходимо сообщить?
- Во-первых, сам идентификатор–пометка токен «реклама». Токен — это буквенно-цифровая строка, маркер в кликовой ссылке. Внутри токена зашифрован идентификатор ОРД и идентификатор креатива, присвоенный ему таким ОРД.
- Сведения об объекте рекламы.
- Тип рекламной кампании, который определяется исходя из параметров, таких как стоимость, переходы и ряд других
- Сведения о средствах распространения — это может быть сайт или, например, ПО.
- Данные, касающиеся объемов и распределения показов.
- Формат рекламного сообщения: это может быть баннер, текстовый блок, видео и так далее.
- Срок размещения.
- Сведения об аудитории: пол, возраст и т.п.
- Данные о каждом договоре в цепочке от рекламодателя до распространителя.
- Информация об выполнении условий договора: акты, приемка оказанных услуг и т.п.
При этом не требуется сообщать в ЕРИР данные о рекламодателе, если планируется размещатьреклама товаров самих рекламодателей, социальная реклама, имейл-рассылки и пуш-уведомления или рекламное сообщение, которое опубликовано в составе ТВ- или радиопрограммы.
Как будут взаимодействовать участники процесса
Рекламодатели и распространители не передают сведения в ЕРИР самостоятельно — данные сообщаются в ОРД, а оттуда — поступают в реестр. Также оператор рекламных данных теперь постфактум будет сообщать информацию о размещении рекламных сообщений Роскомнадзору.
Таким образом, в новых условиях маркировка рекламы в Сети должна содержать соответствующую пометку, токен и сведения о рекламодателе.
По общему правилу в договоре на оказание услуг рекламодатель выступает со стороны заказчика.
С 1 сентября он обязан использовать одну из схем взаимодействия с участниками рекламного рынка по передаче информации:
- передавать информацию непосредственно ОРД через личный кабинет в единой информационной системе на сайте Роскомнадзора с авторизацией через Госуслуги, или
- обеспечивать передачу информации ОРД, поручив это рекламораспространителю на основании договора.
Как передавать информацию о рекламе
Рассмотрим порядок взаимодействия ниже на примере размещения интернет-рекламы*:
*https://interactivead.ru/wp-content/uploads/2022/07/arir22_wp_about_advertising.pdf
Ответственность
Напомним размер штрафов за нарушение законодательства о рекламе:
- для граждан — от 2000 до 2500 рублей;
- для должностных лиц — от 4000 до 20 000 рублей;
- для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.
В данный момент ответственность не распространяется на ОРД, поскольку система еще не работает.
Но возможно, что к окончанию переходного периода (1 ноября 2022 г.) будет принята специальная норма, устанавливающая ответственность за нарушение требований в части учета интернет-рекламы.
Позиция регулятора
РКН сообщает, что система испытана и полностью готова к работе. При этом представители ведомства сообщают, что, возможно, понадобится своего рода переходный период, чтобы участники рекламного рынка могли встроиться в процесс и наладить работу. На это время по устным разъяснениям представителей РКН штрафы за нарушение выписываться не будут.
В частности, остается неизвестным, кто именно получит статус оператора рекламных данных. ОРД планируется определить только к 1 ноября 2022 г..
Рекомендации
Во все рекламные договоры включить раздел, где детально прописать обязанности по передаче информации: какая сторона отвечает за передачу, в какие сроки обязуется передать информацию, предусмотреть ответственность за нарушение данной обязанности, обновить условие о конфиденциальности в части передаваемых данных.
Если информацию в ОРД планируется передавать самостоятельно, необходимо:
- обеспечить наличие авторизации на сайте Госуслуг;
- зарегистрировать личный кабинет в единой информационной системе после ее запуска на сайте Роскомнадзора;
- после опубликования реестра выбрать ОРД и заключить договор на передачу информации в Роскомнадзор.
Если передавать информацию в ОРД планируется через рекламораспространителя или оператора рекламных систем, необходимо внести изменения в договоры на оказание рекламных услуг.
Например, в случае если рекламодатель рекламирует свои товары через маркетплейс, сторонам следует подписать дополнительное соглашение о том, что рекламораспространитель обязуется направлять информацию в ОРД за рекламодателя. При этом предусмотреть в договоре следующее условие:
«Во исполнение требований о прослеживаемости интернет-рекламы обязанность по передаче информации в установленном порядке в ОРД за Рекламодателя осуществляет Рекламораспространитель в полном объеме».
12.09.2022
Еще статьи по теме
- Потери и Перспективы: Что Привело к Отклонению Закона о Наружной Рекламе - 21.01.2025
- АРИР: объем российского рынка интерактивной рекламы и продвижения в интернете в 2023 году увеличился на 55% - 17.04.2024
- АРИР обновила средние показатели Invalid Traffic и Brand Safety - 08.12.2023
- Performance-маркетинг в 2023 году: ключевые игроки рынка - 17.11.2023
- Устойчивое развитие и ESG в России: карта рынка услуг и сервисов - 16.11.2023
- Digital Video Ad: ключевые игроки сегмента - 15.11.2023
- Реклама в подкастах: обновленная карта рынка - 15.11.2023
- АРИР Digital Advertisers Barometer 2022-2023: как изменился рынок интерактивной рекламы - 15.11.2023
- Рынок интерактивной рекламы: объемы первого полугодия в 2023 - 24.10.2023
- Предупреждения вместо штрафов - 17.10.2023
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий