Анализ рынков

Экономия по-крупному закончилась

Экономия по-крупному закончилась

В течение всего прошлого года россияне не демонстрировали существенной экономии на крупных покупках. По сравнению с началом года они сократили траты только на бытовую технику и ремонт жилья. По сравнению с декларировавшимися планами на крупные покупки в начале года по факту к его концу по многим статьям расходы были превышены. Не сбылись планы только на покупку квартир, что повлекло и снижение трат на ремонты и приобретение мебели. В ближайшие полгода заявлений о планах по существенной экономии зафиксировано не было.  То есть россияне постепенно возвращаются к нормальному, докризисному стилю потребления, в т.ч. и в вопросе крупных покупок.

В декабре 2017 года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного всероссийского опроса* поинтересовался у респондентов, какие крупные расходы были совершены в их семьях за последние 6 месяцев и какие планируются на следующее полугодие. Аналогичные опросы проводятся с 2011 года, что позволяет отслеживать динамику крупных расходов россиян и их потребительские настроения в целом.

Согласно полученным результатам, существенных изменений по статьям крупных расходов за полгода, прошедшие с момента последнего аналогичного опроса, не произошло. В основном колебания по разным вариантам ответов не превышали или были близки к размеру статистической погрешности. Единственное исключение составили покупки бытовой техники и электроники. Если в апреле прошлого года о подобных приобретениях завил каждый пятый опрошенный, и это был рекордный показатель за все годы наблюдений, то к концу года доля подобных ответов, сократившись вдвое, вернулась к привычным цифрам (см. Гистограмму 1).

Гистограмма 1. Крупные расходы в 2013-2017 гг.. (%).

Итак, за последние полгода незначительно, но увеличилась доля, купивших одежду и обувь – с 27% до 30%. Не исключено, что необходимость дорогостоящих покупок этой категории товаров связана с наступлением осенне-зимнего сезона.

Практически неизменной осталась доля россиян, потратившихся на медицинские услуги – 15%. Также всего на процент, но в большую в сторону, увеличилось число тех, кто оплачивал туристические поездки – 11%. За полгода остались неизменными или почти неизменными доли россиян, потративших существенные средства на развлечения и занятия спортом (6%), оплату образовательных услуг (8%), покупку смартфонов (9%), мебель (7%), ремонтировавших автомобили (6%).

Как уже было сказано выше, за полгода вдвое сократилось число россиян, покупавших бытовую технику и электронику – с 21% до 11%. Также пошел на убыль и ремонтный бум, зафиксированный в начале прошлого года. К концу года о тратах на ремонт вместо 15% заявили уже только 9% россиян, что также ближе к привычным показателям.

Вдвое сократилась доля купивших за последние шесть месяцев автомобили (4%), квартиры (2%) и ювелирные изделия (1%). Однако число россиян, совершавших такого рода покупки, настолько мало, что изменения не превышают размера статистической погрешности. В целом можно говорить о том, что подобные колебания показателей находятся в привычных рамках.

Более трети (36%) респондентов заявили, что не совершали никаких крупных покупок за последние полгода. Этот показатель вырос за полгода на 5%. Выше доля подобных ответов была зафиксирована только в кризисном 2015 году.

Как видно из Гистограммы 2, заявленные полгода назад планы на крупные траты разошлись с реальностью в сторону увеличения расходов по большинству статей. В частности, вместо пятой части россиян, планировавших траты на одежду и обувь, реально их совершили 31%. На медицинские расходы потратились 15% вместо планировавших их 11%. Были «перевыполнены» планы по расходам на развлечения (4% против 6%), образование (5% против 8%), покупку смартфонов (5% против 9%), ремонт авто (4% против 6%). Это может объясняться непредвиденностью расходов как из-за поломок авто, так и из-за износа или утраты мобильного телефона. Увеличение расходов на образование, вероятно, объясняется началом нового учебного года осенью.

Гистограмма 2. Что купили за предыдущие 6 месяцев в сравнении с тем, что планировали купить (%).

Совпали заявленные планы и реально совершенные покупки по таким статьям, как приобретение автомобиля (4%), покупки бытовой техники и электроники (11%) и ювелирных изделий (1%). Меньше запланированных оказались расходы россиян на отдых (14% против 11%), ремонт квартир и домов (10% против 9%), покупку мебели (9% против 7%), покупку квартир (4% против 2%). Не исключено, что именно несбывшиеся планы по покупке жилья не смогли обеспечить и реализацию планов на его ремонты и покупку мебели.

Если говорить о планах на крупные покупки на ближайшие полгода, то россияне традиционно декларируют отсутствие таковых либо заявляют о снижении своих потребительских аппетитов. Последний опрос не стал исключением (см. Гистограмму 3). Так, не собираются делать крупных покупок в ближайшее время 42% россиян, хотя еще полгода назад об этом заявляли 38%.  В целом, данный показатель находится в привычным рамках. Выше он был только в 2015 году, когда наши соотечественники взяли курс на тотальную экономию.

По другим статьям расходов заявлены планы на сокращение по сравнению с совершенными за последнее время покупками, хотя в основном эти снижения незначительны, опять же в рамках статпогрешности. Меньше россиян планируют покупать одежду и обувь в ближайшие полгода (26%), оплачивать медицинские услуги (14%), отдых и путешествия (9%), покупать БТЭ (8%), проводить ремонт жилья (7%), приобретать смартфоны (5%), мебель (5%), ремонтировать авто (4%), тратиться на развлечения (4%).

Гистограмма 3. Что купили за предыдущие 6 месяцев и что планируют купить (%).

Неизменной в течение следующего полугодия может остаться доля тех, кто будет оплачивать образовательные услуги (8%), приобретать автомобили (4%), квартиры (2%). Рост планов на покупку был отмечен только по ювелирным изделиям (2%), что не удивительно в канун новогодних праздников, когда был проведен опрос.

Таким образом, можно говорить о том, что в течение всего прошлого года россияне не демонстрировали существенной экономии на крупных покупках. По сравнению с началом года они сократили траты только на бытовую технику и ремонт жилья. По сравнению с декларировавшимися планами на крупные покупки в начале года по факту к его концу по многим статьям расходы были превышены. Не сбылись планы только на покупку квартир, что повлекло и снижение трат на ремонты и приобретение мебели. В ближайшие полгода заявлений о планах по существенной экономии зафиксировано не было.  То есть россияне постепенно возвращаются к нормальному, докризисному стилю потребления, в т.ч. и в вопросе крупных покупок.

*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России. 

11.01.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

04.02.2025 - 11:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация