Статьи

Бумага жива: почему книги крупнейших издательств мира продаются всё лучше

Бумага жива: почему книги крупнейших издательств мира продаются всё лучше

Kindle и iPad изменили рынок, но не подчинили.

Почти десять лет назад первый Kindle перевернул представления о возможностях электронных книг. За несколько лет это устройство стало массовым (в мире продавалось по миллиону в неделю), а цифровых книг в магазине Amazon начали покупать больше, чем бумажных. Идея о неминуемой кончине обычных книг насчитывала к тому времени десятилетия, но благодаря Kindle она получила новый импульс.

С появлением iPad в 2010 году цифровой энтузиазм раздуло до космических масштабов — теперь электронные устройства могли демонстрировать не только текст, но и изображения любой сложности. Американский предприниматель и визионер Николас Негропонте тогда предсказывал, что бумажные книги умрут через пять лет. Журналисты LA Times посчитали, что за один день в Google появляется 200 000 новых ссылок по запросу «бумажные книги мертвы».

Но были и скептики. В крупных изданиях возник целый апологетический жанр — в том духе, что слухи о смерти отрасли всё-таки слегка преувеличены (Slate; The Week; Mashable; Time; The New York Times; New Scientist; The Atlantic;The Guardian; Salon).

Спор был не умозрительный (бумажные книги дороже электронных, больше весят, занимают много места и легко портятся, но имеют физическую оболочку и сентиментальную ценность) — цифры говорили сами за себя. Продажи бумажных книг падали (на 2,5% в 2011 году), а электронных — кратно росли (в США — на 130% в 2011 году и на 44% в 2012-м). Тем не менее, в сентябре 2016 года можно совершенно официально признать, что смелые прогнозы не сбылись и правы были те, кто призывал не торопиться.

Данные о продажах 50 крупнейших мировых издателей, опубликованные неделю назад, говорят, что их выручка растёт два года подряд (в 2014–2015 годах доходы увеличились на невероятные 22%). При этом данные национальных ассоциаций, опубликованные ещё весной, демонстрируют, что по меньшей мере в США и Великобритании, то есть на двух самых развитых рынках, продажи бумажных книг в 2015 году подросли (впервые за много лет), электронных — чуть-чуть упали. Падение не слишком существенное, но ещё два года назад и просто отсутствие роста уже стало бы новостью.

Бумага жива: почему книги крупнейших издательств мира продаются всё лучше.

Таким образом закончился полный технологический цикл: от изобретения и массового распространения революционной технологии до относительного насыщения рынка. Электронные книги стали многомиллиардным бизнесом, изменили рынок, но не подчинили его себе.

Книжки с картинками

Крупнейшие мировые издательства промышляют учебной литературой, и как раз в этой отрасли электронные книги оказались наименее успешны. Аналитики McKinsey предсказывают, что в 2018 году только 5% продаж учебной литературы будет приходиться на электронные книги — столько же, сколько в 2012-м.

Ретроспективно эти цифры не могут не вызывать удивления. Когда Apple презентовала iPad, все крупнейшие издатели поверили в то, что за этим устройством будущее чтения, и много говорили о технических возможностях планшетов. Оптимисты рассуждали, как могут расцвести и ожить книжные иллюстрации, графики и таблицы, если делать их не статично-печатными, а мультимедийными. Старые скучные учебники должны были уйти в небытие, уступив место новым немыслимым форматам. Это предсказание трагически не сбылось.

Недавно Hewlett Packard провела исследование среди студентов и выпускников университетов, которые имели опыт работы с бумажными и электронными учебниками. Больше половины респондентов (57%) отдают предпочтение бумаге, только один из пяти (21%) — цифровому тексту. Главным преимуществом старорежимных учебников оказалась «простота использования» и возможность черкать на полях.

Большинство участников маркетинговых исследований соглашаются доплатить, чтобы получить физическую книгу взамен электронной. Крупнейшие мировые издатели выставляют на них ценник, сравнимый со стоимостью твёрдой обложки (иногда и выше), но покупатели, кажется, не согласны с такой политикой.

Все попытки придумать электронную книгу, которая могла бы соревноваться с бумажной в красочности, тоже оказались безуспешными. Несколько частных успехов только подчёркивают общую тенденцию — безграничных возможностей цифровых технологий не хватает, чтобы конкурировать с полиграфическими достижениями традиционных издателей.

Здравый смысл подсказывает, что дети и подростки должны переходить на новые технологии быстрее, чем их родители. Но самое удивительное в камбэке печатных книг то, что их продажи растут главным образом как раз благодаря самым молодым, тем, кто, казалось бы, родился с гаджетами в руках.

С января 2014 по сентябрь 2015 года продажи детских книг в Китае выросли на 10%, в США — на 12,5%, а в Бразилии — на 28%. В Соединённом королевстве рынок вырос на 7% только в первом квартале 2016 года и обеспечивает четверть продаж всех бумажных книг. Дело в том, что детская литература, как и учебники, плохо переходит в цифровой формат. В США 95% копий последней книги в сверхпопулярной серии «Дневник слабака» были проданы в бумаге, и только 5% — в цифровом виде. И это текстоцентричная книга, в которой слова значат больше рисунков.

Почти так же хорошо себя чувствует и подростковая литература. В 2014 году в Англии эта категория выросла на 12%, тогда как взрослая литература съёжилась на 8%. Получается, люди, выросшие во времена тачскринов и электронных книг, предпочитают читать бумажные издания, а их старшие родственники, нагоняющие прогресс, довольно легко переходят на цифровое чтение.

Бумага жива: почему книги крупнейших издательств мира продаются всё лучше.

Третий быстрорастущий сегмент — раскраски для взрослых. Они существовали и раньше, но нынешнюю славу приобрели в 2013 году, когда шотландская художница Джоанна Бэсфорд выпустила книгу «Секретный сад». За несколько лет представители этого жанра создали особую социальную реальность: десятки миллионов людей по всему миру покупают их и раскрашивают, образуют клубы по интересам и публикуют результаты своих экспериментов в Facebook. Одни только американцы в 2015 году купили 12 млн раскрасок (продажи цветных карандашей в результате взлетели на 25%).

Если продажи издательств толкают вверх именно дети, подростки, а также пришедшие на «детский» рынок взрослые покупатели, можно утверждать, что любители книг не вымрут от старости.

Освобождение текста

Не сказать что электронные книги совсем не оправдали ожиданий — напротив, это одно из самых успешных изобретений последнего, богатого на коммерчески успешные изобретения времени.

Электронные устройства не убили книжный рынок, а изменили его — теперь текст и тело живут независимо друг от друга. И удивительная живучесть и адаптивность бумажных книг позволяет оценить, какая часть их стоимости приходится на всё, кроме букв. После того как Kindle освободил книжный текст и позволил ему существовать отдельно от носителя, оказалось, что книги стоят точно не меньше, чем бумага, на которой они напечатаны. Их можно дарить и менять, заливать слезами, в них можно рисовать, их можно раскрашивать. Для многих книг эти возможности — важная часть потребительских свойств.

В результате установился своего рода паритет. Мировые продажи электронных книг довольно быстро достигли отметки в 30% проданных копий, но дальше начали стагнировать. Даже в Америке, на самом успешном рынке электронных книг, только 6% читателей смогли полностью отказаться от бумаги.

Есть только одна область, в которой электронные книги однозначно выигрывают у печатных. Это разнообразная невысокая жанровая литература независимых авторов, опубликованная самостоятельно. Такие издания безболезненно переезжают в цифровой формат, потому что книжные редакторы их просто не замечали.

Доля крупнейших издателей на бумажном рынке превышает 50%, но в электронных книгах у них меньше трети. Почти 40% книг, продающихся на Amazon (с огромным отрывом это самый большой книжный магазин в мире), даже не имеют ISBN, стандартного книжного идентификатора, то есть в бюрократическом смысле даже не являются «книгами». Потребительски они, конечно же, книгами являются, и причина, по которой авторы неожиданных бестселлеров предпочитают работать самостоятельно, состоит в том, что издатели их стесняются (в серой зоне независимых книг есть много заглавий, которые не вставишь в статью), не умеют их находить или не могут им предложить достаточно выгодные условия. Для многих авторов, пишущих, например, узкоспециализированную порнографию или фанфики, электронное книгоиздание — естественная ниша.

Бумага жива: почему книги крупнейших издательств мира продаются всё лучше.

Не самая читающая нация

Напоследок нельзя не сказать о российском рынке, который совершенно не соответствует мировому тренду. Число напечатанных в стране книг неуклонно снижается с 2008 года (падение за это время составило 40%), а вот продажи электронных копий, наоборот, растут невиданными темпами. Но это не значит, что русскоязычные читатели легче осваивают новые технологии.

Падение тиражей бумажных книг — результат множества факторов. Далеко не последний из них состоит в том, что в России в принципе стали меньше читать, а рост электронных продаж стартовал с очень низкой базы (весь рынок — десятки миллионов долларов).

Андрей Бабицкий ("Секрет фирмы")
Advertology.Ru

28.09.2016

на печать


Комментарии

SamYriy
29.09.2016 15:49 | сообщение #1
 

Доброго времени суток!Очень интересно и познавательно,однако денег не прибавилось?Я предлагаю Вам узнать о курсах SEO и прочих продукт нашего проекта,которые дают монетизацию Вашим желаниям.

Ваня
10.11.2016 21:41 | сообщение #2
 

Согласен с большинством тезисов статьи. Как потребитель. Еще одним фактором сдерживания "электронных книг", про который не упомянули в статье, ИМХО, является ненадежность и хрупкость устройств для чтения, постоянная зависимость их от источников подзарядки электропитания.

И ностальгическая ценность бумажных изданий — это, да ... Не все люди, к счастью, роботы и финансовые аналитики банков.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


1000 Графических элементов для создания неповторимого дизайна

1000 Графических элементов для создания неповторимого дизайна
1000 Графических элементов для создания неповторимого дизайна. Часто небольшие детали способны преобразить проект, также как экстравагантные пуговицы могут придать абсолютно новый вид обыкновенной белой рубашке. В данной книге рассмотрено около 1000 "украшений", применяемых в графическом дизайне для разных проектов, от книг до брошюр, от приглашений до меню, и от обложек CD до годовых отчетов.Книга представляет собой коллекцию свежих идей и разбита на разделы посвященые специальным чернилам, уникальным материалам, необычному использованию цвета и многому-многому другому.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.02.2025 - 06:56
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация