Рынок ритейла в I полугодии: смещение акцентов и новые стратегии
Результаты ритейлеров в I полугодии оказались выше ожиданий рынка, но положительная динамика может не сохраниться.
В первом полугодии 2016 года рынок розничной торговли демонстрировал значительно более низкую динамику, нежели аналогичный период 2015 года. По данным Росстат, оборот розничной торговли в I полугодии 2016 упал на 5,7 процентных пунктов по отношению к соответствующему периоду прошлого года. На это, несомненно, повлиял рост потребительских цен: за I полугодие 2016 по отношению к I полугодию 2015 индекс потребительских цен вырос на 7,8 процентных пунктов. Причем во II квартале 2016 рост цен замедлился по сравнению с I кварталом 2016.
Если принять во внимание общую динамику потребительских цен с 2014 года по настоящий момент, мы увидим, что постепенное восстановление рынка началось еще в I квартале 2016. В феврале 2016 произошел перелом динамики к нисходящей: индекс цен упал с показателя 101,0% до 100,6% в феврале и 100,5% – в марте. Ключевым стабильным периодом явились апрель, май, июнь 2016 года, когда инфляция сохранялась на одном уровне – 7,3%, и, соответственно, индексы потребительских цен по отношению к апрелю, маю и июню 2015 года оставались на едином уровне в 100,4%.
Если проследить данную динамику, мы получим следующее: после резкого подъема потребительских цен в январе 2015 года, данный показатель демонстрировал зеркально резкое падение в I полугодии 2015 года, а во втором квартале началось плавное повышение цен в пределах 1-го процентного пункта. I квартал 2016 года демонстрировал очень слабую, но все же нисходящую динамику, после чего следовал период абсолютной стабильности во II квартале 2016.
«Мы наблюдали период стабильности на рынке во II квартале, к концу которого ЦБ снизил ключевую ставку до 10,5% годовых. Затем мы наблюдали рост инфляции в июне с 7,3% до 7,5%, который, однако, не был связан с рынком розничной торговли, но с повышением тарифов ЖКХ. Сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию выступает сдерживающим фактором роста цен, и недельная инфляция в июле стабильно удерживалась на уровне 0,1%. Учитывая данные факторы, мы ожидаем медленную нисходящую динамику потребительских цен в будущем, однако дальнейшее развитие ситуации на рынке будет во многом зависеть от действий регулятора», – подчеркнул главный аналитик экспертной группы Investpoint Александр Вебер.
Непродовольственные сети: расширение сети VS расширение категорий товаров
Эльдорадо VS М.Видео
В I полугодии 2016 продажи сети «Эльдорадо» выросли на 25%, составив 59 млрд рублей, продажи «М.Видео» за аналогичный период продемонстрировали более низкие темпы роста – 19% и составили 98,6 млрд рублей. Сопоставимые продажи обоих ритейлеров выросли на 20%, но по темпам прироста онлайн-продаж «Эльдорадо» значительно обошел своего главного конкурента – 56% роста у«Эльдорадо» против 34% у «М.Видео».
«Эльдорадо» завершил фазу экстенсивного расширения сети, общее количество которой насчитывает 412 точек продаж и плавно расширяет линейку товаров, становясь мультикатегориальным ритейлером. «М.Видео» увеличила свою сеть за счет 6 новых торговых точек, продолжая следовать классической стратегии расширения. Общее число точек продаж «М.Видео» составило 382.
«Следует отметить, что «М.Видео» расширила свою сеть незначительно, поскольку рынок сегодня не позволяет экстенсивного расширения при сохранении рентабельности. Из-за регулярного снижения покупательной способности населения на рынке ритейла наметился тренд перераспределения акцентов. Продуктовые ритейлеры делают ставку на магазины «у дома», крупные гипермаркеты, долгое время доминирующие на рынке очень медленно, но все же теряют свои позиции. Недостатки формата крупного гипермаркета сегодня становятся более явными, в связи с чем образуются новые ниши на рынке. Специалисты «Эльдорадо», очевидно, сумели выявить данное смещение акцентов рынка и поэтому начинают внедрять концепцию мультикатегорийности. Формат гипермаркетов в ближайшие года сохранит свою популярность, но образовавшиеся ниши на рынке также будут развиваться, поэтому от многих не продуктовых ритейлов, в том числе и «М.Видео» можно ожидать определенного копирования стратегии сети «Эльдорадо» – постепенного расширения формата мультиканальных продаж», – подчеркнул главный аналитик экспертной группы Investpoint Александр Вебер.
Продуктовый ритейл – покупатели уходят в магазины «у дома», а ритейлеры расширяют сети
«Ашан»
В I полугодии 2016 S&P снизил рейтинг «Ашан» с «A-» до «BBB+» в силу убытков, полученных на европейских рынках. Из отчетности холдинга за 2015 год следует, что 19.4% выручки «Ашана» приходится на Центральную и Восточную Европу, а общая выручка за 2015 год составляет 54.2 миллиарда. По оценкам экспертной группы Investpoint, выручка «Ашан» в 2015 году в России составила порядка 492 млрд рублей. Показатель EBITDA всего холдинга на конец 2015 года вырос на 2,7% до 2,683 млрд евро.
Основной прирост выручки сети «Ашан» в России был осуществлен за счет открытия новых точек продаж. Снижение эффективности Холдинга на ключевом европейском рынке осуществляет давление на сеть и негативным образом скажется на производительности на других рынках. В силу неблагоприятной макроэкономической ситуации на европейских рынках, а также более ярко выраженной тенденции ухода покупателя в магазины «у дома» вынудит «Ашан» сделать больший акцент на рынках центральной и восточной Европы, особенно в России, а также в Азии.
Позиции «Ашан» в целом остаются очень сильными, особенно на российском рынке, где, в отличие от многих европейских стран, сеть продолжает свое расширение (расширение сети на 33 торговые точки). Тенденция ухода клиента в магазины «у дома» на российском рынке стала довольно значимой, однако пока не столь ярко выражена, как на европейском рынке, поскольку в России данный тренд появился совершенно недавно. Поэтому формат больших гипермаркетов все еще очень успешно работает в России, особенно в крупных городах. К концу года мы ожидаем ухудшения показателей холдинга «Ашан» по отношению к 2015 году, однако не исключаем улучшения показателей во втором полугодии 2017 года.
X5 Retail Group
Выручка X5 Retail Group в I полугодии 2016 года по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года выросла на 26,2% и составила 480,3 млрд рублей. Сопоставимые продажи также продемонстрировали рост в 6,3%. Поскольку по объему выручки X5 отстает от сети «Магнит», группа применяет стратегию активной экспансии на рынке: по сообщениям X5 Retail Group, в 1 квартале 2016 года торговые площади группы выросли на 31% (332 новых магазина), что привело к падению рентабельности EBITDA до 7,1%. Во втором квартале сеть X5 расширилась еще на 539 магазинов. Также X5 делает ставку на собственные магазины «у дома», следуя за трендом роста популярности данного сегмента.
«Магнит»
Выручка сети «Магнит» в I полугодии 2016 года по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года выросла на 14,67% до 519,45 млрд рублей, показатель EBITDA вырос до 51 598,98 млн рублей (48 627,66 млн рублей в I квартале 2015 года), а рентабельность EBITDA за 1 полугодие 2016 года составила 9,89%, снизившись на 0,8%. При этом чистая прибыль компании незначительно выросла до 26 105,37 млн рублей (25 265,66 млн рублей в I полугодии 2015 года). По итогам I полугодия 2016 года «Магнит» расширил собственную сеть на 799 торговых точек, 308 из которых являются магазинами по типу «у дома». В целом, результаты «Магнита» оказались выше рыночных ожиданий, однако объявленный компанией рестайлинг магазинов «у дома» говорит о будущих существенных вложениях сети в данную процедуру, что, несомненно, скажется на чистой прибыли сети и ее EBITDA margin.
«Крупные ритейлеры продолжают применять тактику расширения сети, несмотря на ухудшение показателей EBITDA margin и ожидаемых будущих замедлений роста выручки. В краткосрочной перспективе ритейлеры демонстрируют положительные результаты, однако слишком активное наращивание сети на рынке, который показал лишь первые слабые признаки восстановления, может привести к значительному падению показателя рентабельности EBITDA компаний и определенному снижению общей рентабельности. Очевидно, что ритейлеры сделали ставку на формат магазина «у дома», поскольку покупательная способность населения остается на достаточно низком уровне при все еще значительных рисках роста инфляции», – отметил главный аналитик экспертной группы Investpoint Александр Вебер.
02.08.2016
Еще статьи по теме
- "Магнит" открыл тематический магазин ультрамалого формата в Санкт-Петербурге - 07.10.2024
- Группа М.Видео-Эльдорадо записала песню с помощью ИИ и сняла клип со щенками корги в магазине - 25.09.2024
- "Магнит" разработал новый концепт магазинов "У дома" - 08.12.2023
- Пушной и Галыгин напомнили о подготовке к школе в новой рекламной кампании "Умная пятница" - 15.08.2023
- Студенты разработали собственную торговую марку для "Магнита" - 01.08.2023
- LAB Industries и "Магнит" помогут детям подготовиться к новому учебному году - 24.07.2023
- "Пакет" от X5 разработал AR-мерч совместно с креативным агентством ZAVTRA - 07.07.2023
- "Магнит" запустит маркетплейс с непродовольственными товарами - 16.05.2023
- Семья мультиформатных магазинов "Магнит" x Клава Коĸа - 13.04.2023
- "Магнит" запускает формат жестких дискаунтеров - 28.02.2023
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий